Значение покаяния, прощения и искупления для народов мира

Остаток греха нужно очистить от души человека

Когда человек грешит, зло прилепляется к его душе. Даже нееврей с верой в Единого Б-га может нарушать запреты Кодекса Ноя из-за искушений своего злого начала (в отличие от еретиков, сознательно восстающих против воли Б-га). Б-г прощает человеку грехи, о которых он сожалеет и в которых правильно раскаивается, и не наказывает его за эти поступки.

После его жизни душа его еще не может получить свою награду, если в ней еще есть остаток от нераскаянных грехов, после того, как будут прощены те, которые уравновешиваются его заслугами. Этот остаток должен быть удален из души, и тогда она получит свою награду. Очень полезно, если большинство или все недостаточно раскаянные грехи будут удалены при его жизни, так что меньше останется того, что можно будет сопоставить с заслугами человека, когда душа предстанет перед Небесным судом для суда.

Этот процесс очищения души через трудности в физическом мире называется «завершением искупления». Благодаря этому душа может получить духовную награду, которая полагается за все заслуги, которые накопил верующий человек, даже если он имел нераскаянные грехи [1]. На иврите это очищение души называется «капара», что переводится как «искупление».

Значение покаяния

«Покаяние», как определяет это Б-г в Торе, — это отказ человека от греха [2]. Он должен искренне принять решение никогда больше не возвращаться к безрассудству нарушения воли Б-га. Это ясно видно из стихов из Торы:

«Пусть нечестивый оставит свой путь и грешник свои помыслы и возвратится к Б-гу…» [3].
«Вернись к Господу, Б-гу твоему, и внимай голосу Его… всем сердцем твоим…» [4].
«Возврати нас, Господь, к Себе…» [5].

Покаяние также должно включать в себя искреннее сожаление о грехе и исповедание его перед Б-гом. Поэтому Маймонид не упоминает в Мишне Торе о посте как части покаяния даже в самых серьезных проступках. Скорее, Маймонид цитирует исповедь и мольбу о прощении , как говорится: «Они должны исповедовать свой грех…» [6].

Этого достаточно для грехов, которые человек совершает против Б-га (например, идолопоклонство, добровольные запретные отношения или расточительное извержение семени). За грехи, которые человек совершает по отношению к другому человеку, также требуется (по возможности) возместить жертве вместе с извинениями и получением прощения. Мы узнаем об этом из покаяния язычников в городе Ниневии, предупрежденных пророком Ионой. В нем говорится [7]: «Б-г видел их дела , что они раскаялись в своем злом пути; и Б-г смилостивился…». Они раскаялись, вернув все вещи, взятые вымогательством [8]. Там не сказано: «Б-г увидел их пост… и Б-г смягчился…».

Все это относится к прощению греха. Когда человек совершил полное покаяние, он полностью прощен за то, что нарушил волю Б-га. Его душу не обвиняют в том, что за его грех следует какое-либо наказание. Он полностью освобожден от приговора Небесного суда после его физической смерти и от окончательного суда в будущем времени воскресения [9].

Первое значение искупления

Когда человек полностью раскаивается перед Б-гом, наказание, которое должно было быть за грех, смягчается, и его душа освобождается от наказания. Но тяжелые грехи требуют более глубокого покаяния, чего он может и не делать, а также могут быть грехи, которые он забывает или игнорирует. Это грехи, которые все еще нуждаются в искуплении («очистке»). Б-г может добиться этого, назначив некоторую трудность или количество страданий [1], как сказано: «Ибо Б-г увещевает того, кого любит» [10]. Если это предусмотрено в физическом мире, то душа будет чиста, когда человек умрет. Если это не будет достигнуто, может потребоваться очищение души в Гейноме (менее года).

И наоборот, страдания также напоминают человеку о том, что ему необходимо вернуться к Б-гу через искреннее покаяние от всего сердца. Когда человек это понимает и проявляет такую ​​инициативу, тогда «Как вода отражает лицо…», происходит пробуждение Свыше [11], пробуждающее Б-жественное благоволение для удаления греха с души человека. Таким образом, он говорит: «Дитя мое, не пренебрегай наказанием Б-га и не пренебрегай Его порицанием. Ибо Б-г увещевает того, кого любит, и, как отец, Он умилостивляет ребенка» [10].

Второе значение искупления и эффект милостыни

Человек также должен желать восстановить свои отношения с Б-гом, быть таким же любимым Им, как и до греха. Поэтому уместно восстановить его духовную связь через дар Б-гу. Если кто огорчит своего царя и умилостивит его через заступника, царь простит его. Затем он пошлет соответствующий подарок, чтобы король снова был доволен им. В этой аналогии царь представляет Б-га, а заступник представляет раскаяние человека [12].

Дар представляет собой «искупление», отличное от первого типа. Это не искупление греха, а скорее восстановление («примирение») отношений человека с Б-гом, чтобы Б-г снова мог получать от него удовольствие.

Это похоже на добровольное всесожжение, которое вызывает довольство Б-га. Когда Ной приносил жертвы после потопа, «Б-г обонял приятное благоухание…» [13]. Это эвфемизм удовольствия, который Б-г вывел из желания Ноя соединиться с Ним. Ной был полностью праведным, так что это было сделано не для того, чтобы получить прощение. Скорее, преданность Ноя Б-гу была продемонстрирована принесенными им жертвами. Однако в наше время такие жертвы больше не являются предпочтительными для народов мира. Наоборот, это достигается за счет правильного милосердия.

Что еще достигается, когда язычник дает надлежащую милостыню? Написано: «Искупи грех твой милостыней и беззакония твои милостью к бедным» [14]. первый вид искупления. Это аналогично трате денег на его физические нужды, например, на лекарства для исцеления его тела. Поэтому каждому, кто почитает слово Б-га, надлежит быть щедрым в раздаче милостыни, а не скупиться.

Оперативное искупление после покаяния в самых тяжких грехах

Чтобы покаяться в особо тяжких грехах, таких как убийство [или случайное убийство], человек должен также изгнать себя. Писание учит, что изгнание дает искупление тяжких грехов, потому что оно наказывает человека и помогает ему стать смиренным и скромным. Смотри Раши на Берейшит 9:5 –

«Человек за брата своего»: кто любит его, как брата, и убивает его непреднамеренно. Я потребую [наказания], если он не отправится в изгнание и не будет добиваться прощения своего греха. Ибо даже тот, кто грешит непреднамеренно [через случайное убийство], требует искупления. И если нет свидетелей, обязывающих его к изгнанию, и он не подчиняется [сделать это добровольно], Б-г требует от него [искупления], как разъяснили наши раввины [на Шмот 21:13]: «И Б-г сотворил это в его руку», в трактате «Маккот» [10 б]: «Святой, благословен Он, созывает их вместе в один и тот же постоялый двор и т. д.».

[Отрывок в Маккот гласит: О чем говорится в этом стихе? Из двух мужчин, каждый из которых убил человека; один убит преднамеренно и один убит непреднамеренно. У того не было свидетелей, у того не было свидетелей. Б-г заставляет их встретиться в одной гостинице; тот, кто убил умышленно, сидит под лестницей, а тот, кто убил неумышленно, спускается по лестнице и падает на него, убивая его. Тот, кто убил преднамеренно, убит, а тот, кто убил непреднамеренно, сослан {в город-убежище}.]

Когда кающийся человек изгоняет себя, ему дополнительно полезно изменить свое имя. Это убедит его в том, насколько он нуждается в изгнании из своего прошлого, и даст ему больше мотивации так глубоко покаяться, что он уже не тот человек, который совершил чрезвычайно тяжкий грех [15].

___

Синопсис, который включает в себя некоторые универсальные учения из 3-ей Книги Тании глав 1-3, применимые к Ноахидам. (Примечание: почти вся 3-я книга Тания очень каббалистична и применима только к евреям, поэтому не рекомендуется для изучения ноахидами).

Примечания

[1] См. Раши на Теилим 25:18
[2] Трактат Синедрион 25 б
[3] Исаия 55:7
[4] Дварим 30:2
[5] Плач 5:21
[6] Бемидбар 5:7
[7] Иона 3:10
[8] Трактат Таанит 16 а
[9] См. «Семь Врат Праведности», последняя глава Седьмых Врат
[10] Притчи 3:11-12
[11] Зохар II, 135 б
[12] Адаптировано из Тания, Игерет Хатешува, гл. 2
[13] Шмот 8:21
[14] Даниэль 4:24
[15] Цитата из книги «Семь врат праведности», гл. 2 Седьмых Врат. См. также «Божественный кодекс» часть V, гл. 4

Источник asknoah.org