Учение Ребе и применение движения Бней Ноаха сегодня

Беседа раввина Моше Вайнера и доктора Михаэля Шульмана на конференции Бней Ноах в Иерусалиме в 2018 году.

Раввин Моше Вайнер.

Я хочу поговорить об учении Ребе и применении движения Ноаха сегодня.

Сегодня на исходе Шабата мы читаем главу Балак. В Торе мы находим много рассказов о взаимодействии между евреями и неевреями на разном уровне. Один из самых ярких рассказов об этом взаимодействии как раз в главе Балак. Это также тот фон, на котором основывается учение, о котором мы будем сегодня говорить – учение Ребе.

Обычно мы начинаем с молитвы и на исходе шабата, проводим проводы Мелаве Малка, проводы Царицы и рассказываем истории о праведниках.

Один из учеников, последователей Баал-Шем-Това просил благословение у своего учителя на пропитание. Баал-Шем-Тов посоветовал ему торговать, завозить вино в Украину. Ведь не такое простое дело достать еврейское вино, поэтому на этом можно сделать хороший бизнес. Баал-Шем-Тов сказал ему, что он должен следить, чтобы это вино было действительно кошерным. И дал ему конкретные инструкции, как обеспечить, чтобы это вино соответствовало всем строгим законам кашрута.

Он сделал все по инструкциям Баал-Шем-Това, купил кошерное вино и привез его обратно. На границе его остановили таможенники и спросили, что в этих бочках. Он сказал, что это вино. Вино можно завозить в Россию. Казак усомнился в том, что это именно вино. Потому что вино можно было завозить, а водку нет. “Нет, это вино! Понюхай!”. “Нет, я должен попробовать”. Он засовывает руку в бочку и трогает, пробует и говорит: “Да, это вино, можешь проезжать”. Но вино, которое потрогал нееврей – перестает быть кошерным.

Хасид приезжает к Баал-Шем-Тову и плачет: “Я выполнял все ваши инструкции. Я вложил все свои деньги, и все они пропали”. Баал-Шем-Тов говорит: “А ты вообще  Всевышнему молился, чтобы ты преуспел в этом деле?”. “Нет, я следовал вашим инструкциям. Я сделал все, что вы сказали”. Баал-Шем-Тов сказал: “Нет, даже если все хорошо, нужно всегда молиться Всевышнему, чтобы был успех”.

В недельной главе Балак Тора говорит о тех пророчествах Билама, о том, что будет в конце будущих времен. Встанет царь в Израиле, Давид, Мошиах. Сказано в этом пророчестве, что Мошиах искоренит всех потомков Шета. Шет – третий сын Адама. То есть все ныне живущие люди – потомки Шета. Ребе говорит, что во многих пророчествах говорится, что в будущем мире все народы признают Всевышнего, будут приходить в Иерушалайм, чтобы служить ему. Весь мир обратится к знанию Единого Всевышнего, будет единым весь мир, в гармонии. Как это все соотносится с пророчеством, которое прозвучало в устах Билама, что выкорчуют все человечество? Ребе ставит тот же вопрос по отношению к пророчеству Захарии. Один из поздних пророков Захарии. Вторая часть книги Захарии посвящена этому пророчеству о будущих временах, когда придет Мошиах. Один из стихов оттуда говорит, что две трети мира исчезнут. Снова здесь мы сталкиваемся с той же проблемой об искоренении мира. Ребе указывает, что в Талмуде, в трактате Санхендрин есть спор между двумя мудрецами (Реш Лакиш и Реб Йоханен). Реш Лакиш говорит, что треть – это потомки Шема, то есть 2/3 – это все остальные, а 3 – это евреи. Реб Йоханен, его товарищ по учебе, говорит, что не доволен твоим толкованием этого стиха. Йохан говорит, что треть человечества – треть всех остальных. Ребе говорит, что объяснение Реб Йоханен тоже не верно. Когда у нас есть какой-то стих с простым смыслом, мы не можем этот простой смысл менять и приспосабливать под наши нужды. Но когда мы видим противоречие между разными стихами, значит, мы должны устранить это противоречие, истолковав один или несколько стихов, то есть найти глубокий смысл, а не удовлетворяться простым смыслом слов.

Объяснение Ребе следующее: уничтожение человечества не имеется ввиду в физическом смысле, вопрос, что будет на выходе с приходом Мошиаха – это тема стихов этих пророчеств. Уничтожение может быть физическое такое как смерть, но это может быть и разрушение образа, самоидентификации, представление о собственной важности, образа «я». Смысл этого пророчества Билама и Захарии в том, что с приходом Мошиаха будет такое изменение реальности существования человечества, что, по крайней мере, 2/3 всего мира, 2/3 ощущения важности изменится, совершенно потеряется и не будет иметь никакого значения.

Первый пример: Сегодня очень важно, из какой культуры ты пришел, откуда (страна, континент). Это называется самоидентификация. С приходом Мошиаха остается большой вопрос, будет ли это иметь какое-то значение.

Второй пример: Сегодня мы видим людей разной степени значимости, насколько ты богат, насколько ты оказываешь влияние. С приходом Мошиаха это тоже потеряет всякое значение.

Эти важные составляющие идентификации сегодня с приходом Мошиаха потеряют всякий смысл, разрушатся – в этом и есть смысл пророчества. Здесь мы подходим к важному моменту в понимании учения Ребе. В чем определение важность для потомков Ноаха прихода Мошиаха? Начнем с отрицательного взгляда. Согласно мнению Реш Лакиша единственная треть человечества, которая останется во время Мошиаха, это еврейский народ. Это значит, что никакого значения те, кто не является евреями, иметь не будут. Включая потомков Ноаха – во время Мошиаха они будут жить, будут просто людьми, но у них не будет никакой идентичности и тд.

Мнение Реб Йоханана, что та треть мира, что останется, не включает потомков Ноаха. То есть останется треть от этих составляющих идентичности и важности, т.е. уйдут имущество, влияние и т.д., но треть этих составляющих останется. Ребе приводит обязательства из Рамбама.

В обсуждении 7 законов Ноаха встречаются разные мнения, но именно одно из них становится законом, которому мы должны следовать. И Ребе неоднократно говорит, что такой Галахой становится мнение Рамбама. То есть мнение Рамбама становится Галахой во всем, что касается потомков Ноаха, поэтому все объяснения основываются на подходе Рамбама.

Рамбам объясняет, что приход Мошиаха будет состоять из трех этапов. На персональном уровне Мошиах – праведный человек, лидер еврейского народа, следует Торе, и он проведет весь еврейский народ по пути Торы. Второй уровень – построение святого Храма на его месте и собрание всех евреев со всего мира на земле Израиля. Рамбам говорит, что если придет еврейский царь из династии Давида и ему удастся всего этого достичь, то это очевидно, что он является Мошиахом. То есть все нормально – есть Мошиах, все нормально с еврейским народом. Затем Рамбам продолжает, что это Мошиах исправит весь мир: «Тогда в те дни Всевышний говорит, что я вернул все народы, чтобы они служили Всевышнему единым плечом».

Ребе говорит, что Рамбам – это не историческая книжка. И если Рамбам об этом пишет, значит это Галаха, закон. Другими словами, задача Мошиаха после того, как он завершит свою работу с еврейским народом, исправить весь мир. Это согласуется с общим мнением Рамбама, что Всевышний дает нам команду оказывать влияние на все народы, побуждая их выполнять 7 заповедей потомков Ноаха. То есть с приходом Мошиаха вся Тора будет цельной, совершенной. Ребе говорит, что если Мошиах приходит специально, чтобы исправить весь мир, чтобы служить Всевышнему, это значит, что часть Торы, тот самый предписывающий фактор по отношению к миру. В соответствии с мнением Рамбама, которое соответствует мнению Ребе Йоханана, это самая кардинальная перемена в образе всего мира во времена Мошиаха, эта идентичность потомков Ноаха, как соблюдающих Тору, соблюдающих кодекс Нахидов, она останется и будет продолжаться.

Еще пример: многие евреи сегодня потеряли идентичность, к какому колену они относятся. Мы могли бы подумать, что с приходом Мошиаха это не будет иметь никакого значения, из какого колена. Но Галаха учит нас, что Мошиах своим божественным знанием, вдохновением укажет конкретно каждому человеку, из какого он колена. То есть эта идентичность будет очень важна во времена Мошиаха, это будет очень важно. Точно так же принадлежность и важность праведных народов мира, хасидов, эта идентичность будет важна во время Мошиаха.

Важность этого учения Ребе. Объяснение этого в сегодняшних терминах.

Сегодня мы сталкиваемся с двумя подходами в работе с потомками Ноаха. Эти два понимания, что такое движение потомков Ноаха, многие из нас не понимают разницу в этих двух подходах. Но разница очень глубока. И мы как истинные ноахиды должны принять именно подход Рамбама. Мы как хасиды Ребе следуем указаниям, что главный подход в том, какой должна быть эта работа – мнение Рамбама.

Есть и другие мнения. В наших учениях мы говорим, что 7 законов Ноаха – это обязанность, которое неизменно. И нельзя добавлять даже что-то добровольное к этим 7 заповедям. Более того, есть некоторые вещи, о которых прямо сказано мудрецами, что они запрещены, например, соблюдение шабата. Многие говорят, почему бы не взять что-то добровольное, например, соблюдение шабата. Подход оппонентов рава Моше Вайнера представляется более либеральным. Ничего страшного: шабат, мезуза и тд… В этом разница между теми группами, которые кажутся более либеральными и тем подходом, которого придерживается раввина Моше Вайнер. По мнению рава Моше Вайнера, в проделанном им исследовании, разделение двух подходов начинается в споре между Рамбамом и Рамбаном, то есть между Маймонидом и Нахманидом. Два величайших еврейских философов и учителя, первый из которых жил 800 лет назад, а второй 700 лет назад. Выдающиеся влиятельные люди в еврейской мысли и законе. Это очень глубокий спор между ними. Рамбан в одном из своих трудов следует одному из мнений, сказанных в Талмуде, что во времена Синайского откровения Всевышний увидел, что народы мира не соблюдают 7 заповедей, которые он им дал, и он забрал их.

Напрашивается вопрос, они теперь ничего не должны? На это Гемара отвечает, что должны, но они никакой награды за это уже не получат, то есть грубо говоря, Всевышний махнул на них рукой. Это действительно трилогия из Талмуда, но не все, что в Талмуде есть, стало законом. Есть другие части в Талмуде, Мидраш, например. Но Нахманид такой подход берет именно как Галахическую реальность, как основу для закона. И спрашивает Нахманид, а что если какой-то праведник хочет соблюдать эти законы? Что если кто-то из праведных народов мира захочет взять на себя эти обязанности? Тогда он должен предстать перед еврейским судом, заявить “я хочу быть правильным наохидом, правильным потомком Ноаха”. И это называется гер-тошав, “пришелец-поселенец” в Торе, то есть нееврей, который хочет жить на земле Израиля. Он должен быть правильным потомком Ноаха. Если нет, у него нет никакого права жить на земле Израиля. Рамбан говорит, что именно это называется хасид народов мира.

Все разговоры тех, кто в теме и слышит разные подходы, сегодня говорят много “гер-тошав”, Все они исходят из этого положения Рамбана-Нахманида. Главное подчеркнуть два момента. Во-первых, непонятно насколько соотносится то, что Рамбан говорит в первом отрывке, непонятно, насколько это относится к нашему времени. В Галахе очень чётко сказано, что мы не принимаем гер-тошов. Галаха говорит о том, что этот закон гер-тошов, пришелец поселенец относится только к тому времени, когда правительство Израиля находится в соответствии со всеми законами Торы. Вообще большой вопрос насколько это возможно в наши дни – стать гер-тошав, Праведным наохидом. Как вы уже поняли, единственным вариантом стать праведным наохидом – это стать гер-тошав.

Рамбан явно нигде не писал об этих 7 законах потомков Ноаха, как часть Торы. На горе Синай отобрали эти законы. В любом случае Нахманид говорит о добровольном принятии на себя. Это мнение Нахманида находится в полном противоречии с мнением Маймонида. Маймонид абсолютно не принимает эту идею, идею какой-то добровольности со стороны потомков Ноаха. Неважно, хочешь ты этого или нет, неважно, живешь ты в Израиле или нет, ты как человек обязан выполнять заповедь от Всевышнего через все поколения, начиная от Адама, и помещенное в четкие рамки на горе Синай в Торе обязанность соблюдать эти 7 заповедей потомков Ноаха. Те, кто следует этому, на первый взгляд, либеральному подходу, являются последователями Нахманида. То есть они говорят наохидам следующее: Всевышний вам ничего не заповедовал, но если вы хотите быть хорошим человеком, то можете или должны взять на себя добровольно и добровольно можно брать больше и больше. Гораздо более важный фактор этой идеи – призыв к наохидам от последователей этого мнения: “Давайте улучшимся, чтобы спастись и спасти человечество”. Но на самом деле никакого смысла ни по отношению к тому, что ты делаешь, ни по отношению к твоей идентичности, никакого смысла это не имеет.

Твоя идентичность и деятельность ничего не значит, и ты будешь лишь частью природных циклов. Смысл этого пророчества Билама и Зхарии в соответствии с этим подходом. В соответствии с Маймонидом важность потомков Ноаха в будущем в том, что на сегодняшний наш день потомки Ноаха имеют значение именно в соответствии с Торой. Важность соответствия с Торой, что Всевышний повелевает и требует конкретно следование 7 законам. Повеление Всевышнего означает, что этот человек связан с Всевышним. Значит если бы Всевышний дал только бы одно повеление человеку, то это означает, что Всевышний поднимает его из всего мира, и человек становится связан с ним именно этим самым повелением.

Эта Б-жественная важность не отменяется с приходом Мошиаха, потому что это важность от Всевышнего.

В чем важность подхода Маймонида сегодня?

Сегодня Всевышний говорит абсолютно каждому из вас эти заповеди никогда не изменялись и это не то, что вы можете добровольно на себя взять, вы обязаны это делать. И что значит, что вы обязаны? Это значит, что Всевышний с вами в этом деле, потому что это важно для него. Другими словами, следуя первому негативному подходу с приходом Мошиаха все человечество будет «отметено». С мнением Маймонида мы встанем и скажем: «Мы делали то, что нам повелел Всевышний – и в этом наша важность».

Еще один момент, который важно подчеркнуть – это слово «накаркар», которое вызывает сложности с переводом, и которое переводится в понимании как «разрушение/уничтожение». Это слово из четырех букв «кув рэш кув рэш», разница между кув и рэш в том, что кув означает 100, рэш – 200. Это значит, что с приходом Мошиаха треть останется, останется треть значения, то есть идентичность с точки зрения закона Всевышнего, законов Бней Ноах. То есть останется один против двух, кув как один, рэш как два. Если мы вдумаемся, то увидим глубокую связь со всем, что мы говорили до сих пор. Там не написано слово «каркар», написано «векаркар», то есть «и разрушит», числовое значение этого слова 606. Числовое значение соответствует имени «Рут». Но как тут связано это имя? Мошиах будет потомком Давида, Давид является правнуков Рут. То есть Рамбан говорит, что Тора дарована еврейскому народу, но она также относится и к наохидам, потомкам Ноаха. Кем биологически является Давид? С отцовской стороны он биологически является евреем, с материнской стороны он биологически происходит от моавитян. То есть Мошиах несет кровь не только еврейскую, но и нееврейскую. Но мы знаем, что биологическое и физическое – это не просто что-то отдельно стоящее, то есть тело человека в какой-то степени соответствует его душе. Для того, чтобы управлять миром не только евреями, но и всеми народами, в его личности должно быть и нееврейское тоже. То к чему относится Билам, что Мошиах будет контролировать и управлять человечеством и «векаркар» разрушит потомков Шета. Та часть его личности, которая у него есть – именно из-за этого своего происхождения у него есть сила и возможность заботиться также и о неевреях.

В заключение, чтобы резюмировать, тема потомков Ноаха является интегральной и неотъемлемой частью Торы. Либеральный подход ведет к тому, что он просто выбивает почву из-под ног, потому что получается, что в будущем мире все народы мира будут совершенно не важны. Когда мы говорим, что обязаны выполнять именно семь законов, мы не можем ничего добавлять к ним. Мы должны понимать, что то, что Всевышний не повелевает, к нам отношения не имеет. Это подчеркивает важность того, что Всевышний нам заповедует.

Вопросы и ответы.

Вопрос из зала: Правильно ли я понимаю, что согласно концепции Маймонида будет уничтожена идентичность на национальном уровне, но а личная идентичность будет сохранена. И эта идентичность связана с семью заповедями?

Ответ: Да, но это не значит, что остальные моменты вашей личности останутся. Например, если вы доктор или юрист, может быть, они не останутся, это ничего не означает.

Вопрос из зала: Но согласитесь, что для целей проповеди наохидизма – это звучит очень угрожающе? Это очень похоже на то, что предлагали коммунисты – полная унификация.

Ответ: Хороший вопрос, но единство, насаждаемое людьми, это ложь. Единство, которое идет от Всевышнего – это истина. Если бы Всевышний захотел привести мир к коммунизму, то мир пришел бы к нему.

Вопрос из зала: Вопрос, связанный с первым. Что по поводу личных заслуг человека в исполнении семи заповедей?

Ответ: Награда зависит от усилий и действий самого человека, то есть она будет соответствовать его делам.

Вопрос из зала: Если не будет идентификации на уровне врач, юрист, другая деятельность – чем эти люди будут заниматься и какой у них будет шанс не соблюдать закон?

Ответ: Они будут юристами, врачами и тд, но это не будет значить, что у них есть какое-либо социальное превосходство над другими, например, врач и пациент будут абсолютно равны. Рамбам говорит, что все занятия будут только служение Всевышнему.

Доктор Михаэль Шульман.

Из того, что мы сейчас говорили, возможно, некоторые вещи нуждаются в большем объяснении. С приходом Мошиаха весь мир будет продолжать функционировать обычным путем, кроме того, что мешает нам служить Вс-вышнему – это все уйдет. То есть не будет болезней, конкуренции, люди продолжат заниматься своей деятельностью, но то, что будет по-настоящему занимать всех – познания Вс-вышнего и знания о нем. И отсюда мы будем учить Тору от Мошиаха.

Для объяснения двух подходов, Маймонида и Нахманида, можно подумать, что от нас требуется выбор между одним или другим. Но с точки зрения закона Торы один из них стал законом, а другой – нет. И то, что говорит Любавичский Ребе, то, что является законом – это мнение Маймонида, Рамбама. Но он это говорит не просто голословно, а есть обоснование и причины, почему законами являются именно мнения Маймонида. То, что он видел такую важность в нееврейских народах говорит о том, что он видел их важность в глазах Всевышнего. Когда он говорит о законах для неевреях, в этом отражена та важность, которую имеют неевреи в глазах Всевышнего. С другой стороны, Нахманид в своей жизни больше занимался евреями. То есть для него эта тема не имела такой важности. Поэтому Ребе из этого заключает, что подход Маймонида согласно Торе о том, кто является экспертом в этом вопросе, в подходе к неевреям – тот, кто им занимался. Мы это видим и из личности самого Ребе. Он занимался тем, чтобы поднимать и продвигать всех людей и все народы. И как мы видим в самой Торе, когда она говорит о Мошиахе – что Мошиах придет, чтобы совершенствовать и поднять весь мир.

Вопросы и ответы.

Вопрос из зала: То, что с народа была снята ответственность выполнять 7 законов – Нахманид это прямо пишет или мы понимаем косвенно?

Ответ: Он говорит это прямо.

Вопрос из зала: Вы сказали, что обязанность выполнять законы она включает в себя запрет добавления. Но мы сегодня говорили о заповеди шабат.

Ответ доктора Шульмана: Такое понимание о том, что все должны почитать шабат исходит из слов Шаяо «кто соблюдает шабат, чтобы его не нарушать; всякий, кто его почитает» – это относится к евреям. Но это неверное понимание, что это относится ко всем народам.

Ответ раввина Вайнера: Я не знаю никаких источников в Танахе, в Талмуде, ни в ранних ? никто не говорит, что когда бы то ни было в прошлом или будущем, что неевреи будут соблюдать шабат. Что значит, что неевреи должны уважать шабат и что запрещено им соблюдать шабат: по этому вопросу тоже есть много разных мнений. Например, одно из самых строгий мнений, мнение Раши, что запрещено народам мира отдыхать в шабат. Но я не следую этому мнению, можно отдыхать в шабат, можно отмечать его, то есть взять как день для дополнительных молитв, можно зажигать свечи в честь шабата или на трапезе. Но нельзя освещать этот день таким образом, что это день святости, который Всевышний даровал нам. Но потом мы будем освещать этот день позитивно или негативно: неправильно ноахиду говорить кидуш, потому что Всевышний этот день даровал еврейскому народу и неправильно неевреям говорить об этом дне в терминах святости. Более того, запрещено неевреям воздерживаться от какой-либо деятельности и работы, потому что сегодня шабат.

Если хочется сделать себе выходной – не проблема. Но если есть какая-то потребность что-то сделать, то запрещено этого не делать, потому что сегодня шабат. Кроме того, общая идея всех праздников, что надо уважать их и находить там общие послания, которые важны для каждого. Но нельзя на себя брать те обязательства, которые Всевышний повелевает делать евреям, например, в Шабат трубить в шофар. Нееврей, который трубит в Рош-а-Шана в шофар, это то же самое, что кто-то грабит прохожих, потому что и этот делает, что хочет и тот делает, что хочет.

Вопрос из зала: Вы затронули тему декларации потомков Ноаха в глазах раввинов. Какова ее роль для их сообщества?

Ответ: Что касается декларации, она сама по себе не имеет какого-то Галахического значения. Но как формальный акт сказать перед людьми «я на себя принимаю» – это имеет значение в обществе. Мы живем в обществе и мы должны делать то, что может быть принято обществом и относится к нему. В наших глазах, когда говорит человек «я это принимаю», то и общество видит, как он это провозгласил. Другой, кто не хочет декларировать и подписывать, его общество не рассматривает как того, кто на себя это принял. Мы должны понимать те вещи, которые важны в духовном смысле, и реализовать в той форме, в которой они могут быть осознаны и приняты в обществе. Моя жена очень мудрая женщина в Торе и она иногда критикует, что я говорю. Я пришел в пятницу домой и сказал, что я сделал свадьбу наохидов, она сказала: «с чего это вдруг? зачем?». Я ответил: «Я все-таки раввин», она сказала: «нет, ты не раввин». Я понимаю, что в обществе брак – это то, что важно в глазах людей. Это важно, чтобы люди встали и провозгласили: «я хочу провозгласить, что я женат. Я хочу провозгласить, что я наохид. Я хочу этому следовать». В наших глазах это имеет большое значение, потому что означает, что я беру на себя ответственность. Что касается того, что мы упоминали про гер-тошав, декларацию перед судом со стороны закона, это не имеет никакого смысла.

Вопрос из зала: Есть книга раввина Ицхака Гинзбурга «Каббала для народов мира». Там говорится о том, что в оригинальном тексте Десяти Речений на иврите, ранние комментаторы говорят о том, что гематрия слова 620 – значение слова – кэтэр – корона. Таким образом мы имеем 613 заповедей у евреев и плюс 7 это те заповеди, которые даны потомков Бней Ноах. Так ли это?

Ответ: Да. Это намек на то, о чем мы говорили по поводу мнения Маймонида, что 7 законов Ноаха – это часть дарования Торы. Если бы это не была часть дарования Торы, то с чего они входят в это количество букв, 620? Идея, которая стоит за этим намеком, что корона Всевышнего дана человеку и она разделяется на разные деятельности – и частью является эти самые заповеди народов мира.

Вопрос-уточнение из зала: Было 613 заповедей Торы и 7 наставлений мудрецов?

Ответ: Два объяснения: 1) 7 заповедей мудрецов, которые добавили к 613 заповедям Торы. и 2) что это заповедей Ноаха. Но это не конкретная Галаха. Намек – это все равно, что присолить блюдо, но это не основная еда.

Вопрос из зала: Вы сказали, что перед приходом Мошиаха большая часть человечества погибнет. И в то же время перед приходом Мошиаха будет воскрешения мертвых? Как будет идти эта сортировка?

Ответ: Праведники, которые выполняли волю Всевышнего, воскреснут. Злодеи, которые отрицали Всевышнего, его заповеди, не воскреснут.

Перевод: Раввин Шевах Златопольский