О Ноахидах и безродных космополитах

Вопрос: Кто все-таки такие – это самые «ноахиды» или «Бней Ноах»? Что означает этот термин, заимствованный из еврейской религиозной традиции, в наше время?

Ответ: О Ноахидах и безродных космополитах.[1]

«Вот родословная Адама: в день сотворения Б-гом человека по подобию Б-жьему Он создал его». – «Берейшит» или «Бытие», 5:1

«И были сыновья Ноаха, вышедшие из ковчега: Шем, Хам и Ефет, а Хам – это отец Кенаана. Эти трое были сыновья Ноаха, и от них населилась вся земля». –  Тора 9:18-19

«Ваши предки, наши предки, на одной качались ветке. А теперь нас держат в клетке – хорошо ли это, детки?» – Борис Заходер

Что означает выражение: «Бен Ноах», которое переводится буквально, как – «потомок или сын Ноя/Ноаха»? Разве все мы – человечество, согласно Торе/Библии не являемся потомками Ноя/Ноаха и трех его сыновей? И чем выражение «Бен Ноах» или «ноахид» отличается от похожих терминов: потомки Адама (Бней Адам), народы мира (умот-га-олам) или банальное – «гой»[2]?

Прежде мы должны вспомнить, что один и тот же человек может иметь сразу несколько разных статусов и характеристик: он может быть гражданином своей страны, и в то же время, чиновником, облеченным властью, при этом может обладать дипломатической неприкосновенностью или иметь судимость, может быть при этом быть религиозным человеком и даже духовным лицом, или, напротив, атеистом, причем все это одновременно.

В этом смысле все перечисленные выше термины отражают разные стороны человека в этом мире. Если выражение «потомок Адама» означает лишь, что перед нами представитель рода человеческого (а, например, не животное или ангел), то термин «Бен Ноах» означает особый правовой статус, а именно: это не просто двуногое существо, «человек разумный», а представитель народов мира (т.е. не-еврей), у которого со Всевышнем есть некий договор, который первый раз был заключен еще во времена Ноаха (отсюда и происхождение этого термина).

Суть этого договора (брит) в том, что человек обязался соблюдать т.н. «Семь заповедей Бней Ноах», а символом его стала радуга на небе (точнее – семь ее цветов), как сказано (9:16): «И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Б-гом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле». Другими словами, Г-сподь со своей стороны обещал, что не будет больше насылать Потоп, но при условии, что люди, со своей стороны, будут соблюдать те самые Семь заповедей, как сказано (9:15): «И Я вспомню союз Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти. И не будет более вода потопом на погибель всякой плоти». Вот когда мы хотим подчеркнуть эти особые отношения между человеком и Творцом, то указываем на этот его особый статус, называя Бен Ноах».

Другими словами, если Бней Исраэль (еврейский народ) заключил свой союз с Творцом во время дарования Торы на горе Синай, то Бней Ноах заключили свой – более ограниченный и с куда меньшей степенью ответственности, но все же договор. Поэтому еврейский народ (Бней Исраэль) и Бней Ноах являются партнерами и в чем-то коллегами: ведь мы все служим одному Царю – единому Творцу.

«Ноахид» – это звучит гордо

«И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Б-гом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» (9:16)

Изначально этот договор был заключен еще с первым человеком – Адамом [3], потом, после Всемирного потопа был перезаключен с Ноахом и тремя его сыновьями [4]. Но окончательно этот договор вступил в свою законную силу и в полном объеме во время дарования Торы еврейскому народу на горе Синай [5], как составная часть «Десяти заповедей». Таким образом, звание «ноахид» (в отличие от «безродного космополита» – просто представителя народов мира) – подчеркивает особый статус человека, с которым у Творца и Царя этого мира есть свои взаимные «договорные отношения». Это также свидетельствует об избранности Ноахидов среди всех прочих творений этого мира, поскольку только он сотворен «по образу и подобию». И только он наделен особыми полномочиями (в частности, свободой выбора) [6], так же, как и почетными обязанностями (соблюдать «Семь заповедей» из Торы), которые возвеличивают человека, и делают его «Бней Ноах» (ноахидом), как сказано (5:1): «Вот родословная Адама: в день сотворения Б-гом человека по подобию Б-жьему Он создал его». Поэтому каждый ноахид (Бен Ноах), который соблюдает все свои Семь заповедей, заслуживает звания «праведника из народов мира» (хасид-умот-га-олам), и обладает, наряду с евреем (Бней Исраэль) уделом в Грядущем мире.

Таким образом, термин: «Бен Ноах» вовсе не синоним термина «Бен Адам», а тем более «гой». Только звание «Бен Ноах» подчеркивает особый статус человека, как особого творения, которое обязано служить Творцу, и имеет с ним взаимный договор.

Хозяин мира

«Хорошо быть кошкою, хорошо – собакою, где хочу – там писаю, где хочу – там какаю.» – Детский стишок

«И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских – в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все». – «Берейшит» или «Бытие», 9:2-3

Сказано: «Еврей (исраэль), даже если он согрешил, все равно остается евреем». Как это понимать? Разве еврей, если он нарушил одну из заповедей Торы, может перестать «быть евреем»? В данном случае имеется в виду не его национальная принадлежность, а его особый статус, как представителя «ам-исраэль» – избранного народа, который не снимается и остается при нем, несмотря на то, что сейчас он ведет себя не в соответствии с этим высоким статусом. Напомню, что «избранность» народа Израиля, как народ-носителя Учения связан с дарованием Торы и заповедей на горе Синай. Можно сказать, что в этот момент всех нас приняли на «царскую службу», а статус «царского слуги» (эвед-га-шем), хотя и почетен, но при этом ко многому обязывает [7].

Конечно Бен Ноах (так же, как и сыны Израиля), может нарушить одну (или несколько) из своих «Семи заповедей». И хотя в этом случае он будет считаться грешником, тем не менее, это вовсе не снимает с него статуса «Бен Ноах», а так же при нем остаются все обязанности, с этим связанные. Просто в данный момент он не соответствует этому высокому статусу. Более того, даже если он заслуживает наказания – Раввинский суд можно это осуществить именно в рамках его статуса, как царский слуга – «Бен Ноах», который провинился перед своим Государем. А иначе за что его карать? Ведь животные (а также некоторые категории людей: невменяемые, малолетние и т.д.) не отвечают за свои поступки и неподсудны именно в силу того, что не имеют никаких обязанностей перед Творцом, и потому лишены свободы выбора.

Примечания

[1]  На основе сведений из Талмудической энциклопедии и бесед Любавичского Ребе.
[2]  Термин «гой» имеет несколько смыслов. Иногда это просто синоним слова «народ» (ам), поэтому так называется в том числе и народ Израиля, причем в высоком смысле ((2-я книга Шмуэля, 7:23): «Кто равен тебе, Израиль – единственный (подобному) народу на земле». Здесь «единственный народ» – «гой-эхад». С другой стороны, чаще (особенно в законодательной литературе) термин «гой» означает любой не-еврей.
[3]  Это произошло в тот момент, когда Всевышний поместил первых людей – Адама и Хаву/Еву в Ган-Эден, а дал первый запрет: вкушать от Древа познания, как сказано (2:16-17): «И заповедал Г-сподь Б-г человеку, сказав: от всякого дерева сада ты можешь есть. А от дерева познания добра и зла, – не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, умереть – умрешь»
[4]  Тогда же был добавлен еще один запрет: «Употреблять в пищу часть от живого животного» (эвер-мин-га-хай)
[5]  Реально «избрание» произошло чуть раньше – 2-го Сивана (йом-га-ихус), за четыре для на самого дарования Торы, когда было сказано («Шмот», 19:5-6): «И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом (ам-сегула) из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым – вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым». И еще о чем мы недавно читали («Дварим», 7:6): «Ибо народ святой ты у Господа, Б-га твоего – тебя избрал Г-сподь, Б-г твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли».
[6]  Свобода нравственного выбора (бхира-хофшит). Строго говоря, полной и неограниченной свободой выбора облает только сам Творец (ацмут), и Он в полной мере наделили этой привилегией лишь народ Израиля. Однако, поскольку у народов мира также есть свои обязанности перед Всевышний – «семь заповедей», то к ним тоже относится понятие «свобода выбора»: следовать воле Творца или нет, хотя и ограниченно.
[7]  А свой окончательный вид он приобретет в эпоху Мошиаха, когда станет основной закона и морали в Мире грядущем.

Автор: р. Довид Карпов