Месяц Элул

Месяц элул – месяц, завершающий еврейский календарь. Он считается в еврейской философии месяцем подведения личных итогов за год, месяцем душевного самоанализа (на иврите «хешбон нефеш»). Душевный самоанализ необходим каждому из нас для того, чтобы время от времени оценивать свои поступки. Самоанализ требуется во всех сферах жизни, однако более всего он нужен в наиважнейших из них.

Год в жизни человека – важнейший отрезок времени, по прошествии которого человек задумывается над тем, чего он достиг за прошедший год? В чем преуспел? В чем потерпел неудачу? Что не успел сделать? Что сделал неверно?

Каждый человек, жизнь которого протекает в определенном русле, обязан время от времени анализировать определенные отрезки своей жизни, собственные поступки за прошедший период и задавать себе вопрос: насколько я достиг целей, которые поставил перед собой? Ведь необходимо проверить, каковы результаты поступков на текущий момент, что необходимо исправить, улучшить.  

Наилучшее время для этого – месяц элул.  

Когда Раби Шнеур Залман из Ляд [1] был в заключении, следователь задал ему вопрос об изречении из Книги Торы «Берешит» (3:9) (после того, как первый человек съел плод дерева познания и укрылся в саду) «И воззвал Господь Б-г к человеку и сказал ему: Где ты?». Неужели Б-г Всесильный не знал, где находился человек?!  

Ответил ему Раби Шнеур Залман: кроме физического месторасположения, данный вопрос относится к более глубокой сфере нахождения человека. «Где ты?! Где ты находишься с точки зрения твоего духовного состояния?» И ответ на этот вопрос требуется не столько задающему его (Творцу), сколько тому, кому этот вопрос адресован, то есть самому человеку! Всевышний как будто говорит человеку: «Спроси сам себя: «Где я?» «Где я нахожусь» «Вот, я уже прожил такое-то число лет, а что я успел сделать за этот период?»  

В месяце элул человеку необходимо задать себе тот же вопрос, который Создатель адресовал первому человеку – «Где ты?». Человеку следует спросить себя: «Насколько я преуспел в этом году?» «Насколько правильно и в полной мере я исполнил принятые мной в начале года решения о добрых делах и хороших поступках?»  

Согласно древнему еврейскому обычаю, на протяжении всего месяца элул, утром каждого дня, кроме Субботы, в синагогах после утренней молитвы «Шахарит» трубят в рог (на иврите «Шофар»).   Трубные звуки шофара служат для напоминания и пробуждения. Они напоминают нам о прошлом, и пробуждают нас, предвещая грядущее.  

Душевный самоанализ месяца элул можно разделить на две общие сферы:

(а) Исправление прошлого. Анализ нашего поведения и поступков в течение года, до текущего момента для выяснения «что необходимо исправить, улучшить?».  

(б) Подготовка к грядущему. Принятие правильных решений относительно планов на будущее (в том числе планов на следующий год, приходящий к нам с миром и добром).  

Раби Шнеур Залман из Ляд пишет в одной из своих статей, что месяц элул похож на «выход царя в поле». Время от времени царь имеет обыкновение снимать свою царскую мантию, надевать обычную одежду и выходить в поле, посмотреть, что там происходит. Поведение царя в этот период отличается от его поведения в остальные дни года, когда он находится в своем дворце и восседает на своем троне. Во дворце у него все по-царски изыскано, как и должно быть у царя. Все преклоняются перед монархом, а иначе их обвинят в преступлении и заговоре против царя!! Однако когда царь выходит в поле, он ведет себя проще, он уже не такой требовательный, напротив – он считается с простыми людьми, входит в их положение, более чуток к их пожеланиям и просьбам.  

Мудрый человек, приглядевшись к тому, что происходит, когда царь выходит в поле, поймет, что наступает звездный час простого человека, и он должен использовать такую редкую возможность и поговорить с царем без всяких условностей, напрямую сообщить ему о своих потребностях и пожеланиях. Ведь такая возможность, как правило, не предоставляется простому человеку, в то время, пока царь находится у себя во дворце. Вряд ли простому смертному выдастся такое счастье посетить дворец и увидеть царя, а уж тем более – поговорить с ним о своих личных, повседневных делах.  

Объясняет Раби Шнеор Залман по этому поводу, что Царь Всех Царей не облачается в тело и не ограничен пространством, и то, что он «выходит в поле» – лишь аллегория для лучшего понимания.

Пресвятой Царь Всех Царей, Благословен Он, в течение всего месяца элул находится в состоянии «царя, вышедшего в поле». Мудрый  человек выходит из своего обычного состояния, чтобы встретить Царя в поле.

В чем же заключается встреча Пресвятого Царя Всех Царей, Благословен Он? В решении человека принять на себя Бремя Царства Небес!! Даже человек, все действия которого верны и безупречны, должен время от времени задумываться над тем, как наилучшим образом встретить Своего Царя!?  Решение о принятии на себя Бремени Царства Небес означает выполнять Волю Небесного Царя, доставляя Ему удовольствие, и не противиться Его Воле, доставляя Ему огорчение.  

Когда Царь видит, что простые люди принимают на себя Бремя Его Царствования, желают видеть Его своим Царем – это воодушевляет Его, Он желает царствовать над своим народом, передавая ему свои возможности, ведь Он (Пресвятой, Благословен Он) прекрасно знает, что нужно народу, каковы его потребности, и что следует сделать во благо простого человека.  

В течение месяца элул шофар провозглашает и напоминает нам: Царь находится в поле, среди нас, и каждый человек должен спросить самого себя «Где я?!».  

Примечания

1.  Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Алтер Ребе, идиш ‏אלטער רבי‏‎ — Старый ребе; 1745, Лиозно, Речь Посполитая — 1812, село Пены, Слободско-Украинская губерния, Российская империя) — каббалист, основатель хасидского движения Хабад. Автор основополагающей книги этого учения, именуемой «Тания».

Автор: Раввин Мойше Вайнер