Духовные причины болезней.

больДуша человека не просто одевается в тело, но они становятся одним целым. Душа не находится в теле, как человек в одежде. Нет! Душа и тело, это одно – плоть живая. Лишь наше сознание разделяет их на два[1].

Это значит, что все, буквально все органы тела соответствуют духовным органам души, и даже те, которые отрезать можно безболезненно: волосы и ногти. Органы тела не просто соответствуют органам души, они с ними едины удивительным полным единством, которого нет в физическом мире.

Это наводит на мысль, что изменения тела влияют на душу и, наоборот, являются следствием проблем душевных. В любом случае, они связаны. Конвенциональной медициной сегодня это идея признана. Мой знакомый психолог говорит, что в любой болезни, повторяю – в любой, есть психологическая составляющая. Даже у больных раком. Их выписывают из больницы и посылают на излечение к нему. Не всех, далеко не всех, не будем низвергать медицину, но такие есть. И он их лечит. Он лечит рак тем, что помогает пациентам начать мыслить правильно.

Признано, что проблемы здоровья не просто связаны с душой, но являются прямым следствием душевного состояния человека. Тема эта сложна с чисто научной точки зрения и далеко не изучена – не будем делать вид, что все просто, но ведь не каждый, кто находится в группе риска заболеть какой-то болезнью, заболевает по-настоящему.

Многие по себе знают, что всякие простуды и вирусы, если им не поддаваться и переносить их на ногах, проходят быстрее и незаметнее. Но и серьезные болезни излечиваются бодростью и крепостью духа. Автор лично знает двоих, которые излечились от рака крепостью духа и радостью в сердце. Это вовсе не значит, что они не применяли лекарства и лечебные процедуры,  но, опять же, не каждому лекарства помогают.

Что касается рака, а каббалисты не хотят называть эту болезнь по имени, и называют «эта болезнь» или «известная болезнь», то про нее Любавический Ребе говорит, что она отражает духовное состояние поколения. Ведь раньше она не была распространена так, как сегодня, и значит, она связана с нашим временем.

Научные исследования показывают, что раковые клетки не приходят извне – это собственные клетки организма, которые до какой-то поры служили органам тела и выполняли задачу обеспечения жизнедеятельности организма. Но в какой-то момент они меняют свое поведение, отказываются быть частью организма и начинают независимую жизнь: размножаются самостоятельно, нарушая морфологические границы, устанавливают повсюду свои «опорные пункты» (метастазы) и поедают здоровые клетки.

Раковая опухоль очень быстро растет и нуждается в кислороде. Но дыхание – это совместный процесс, а раковые клетки функционируют по принципу грубого эгоизма, поэтому кислорода им не хватает. Тогда опухоль переходит к автономной, более примитивной форме дыхания – брожению. В этом случае каждая клетка может «бродить» и дышать самостоятельно, отдельно от организма. Все это заканчивается тем, что раковая опухоль уничтожает организм и в итоге погибает вместе с ним. Но вначале раковые клетки очень успешны – они растут и размножаются намного быстрее и лучше клеток здоровых.

Так вот, Любавический Ребе говорит, что в наше время, когда люди не хотят подчиниться Б-гу, а желают жить самостоятельно и независимо от Него, то и болезнь века выражается именно в этом. Лечение же тут, как понятно, в том, чтобы изучать идеи, принижающие эгоцентризм и примиряющие человека с окружающим миром. Ребе говорил про идеи хасидского учения[2], но он активно поддерживает и другие школы позитивного мышления (если в них нет доли язычества, конечно).

Вот одна из историй[3].

Жила в 30-е годы в Вене оперная певица Маргарита Хаяс. За несколько дней до аншлюса информированные друзья помогли ей с мужем и маленькой дочерью перебраться в Италию, откуда одним из последних кораблей им удалось отплыть в США, где они поселились в Детройте. Они остались единственными выжившими из всей огромной семьи.

В 1959 году дочь Маргариты, к тому времени получившую диплом врача, пригласили на нью-йоркский банкет, организованный Хабадом. Маргарита отправилась туда с дочерью, а до торжества решила пойти на аудиенцию к Ребе.

Зайдя в его кабинет, она поняла, что все, о чем она заставляла себя в эти годы забыть, никуда не делось. Сама не зная почему, Маргарита разрыдалась. Это были ее первые слезы со времени трагедии, постигшей ее любимых и ее народ. Она всегда считала, что, если хочет продолжать жить, должна подавить все свои чувства, но сейчас, в кабинете Ребе, она поняла, что может позволить себе излить всю накопившуюся непереносимую душевную боль. Она рассказала Ребе все. И она нашла в нем человека, который ее слушал, слышал и понимал. Второго отца.

Среди прочего она рассказала, что подумывает съездить в места своей юности, в Вену. Ребе попросил, чтобы, перед этой поездкой, она зашла к нему. Так она и сделала. Ребе ошарашил ее удивительной просьбой: разыскать невролога Виктора Франкла, передать ему привет от Ребе и следующее послание: “Будьте упорны, не сдавайтесь. Если будете твердо стоять на своем, удача обеспечена”.

Выполнить просьбу Ребе оказалось нелегко. В Венской неврологической клинике, которую возглавлял профессор Франкл, ей сказали, что уже две недели, как он не приходит на работу и не выходит на связь. Маргарите пришлось приложить много усилий, прежде чем ей удалось разыскать адрес Франкла.

Дверь открыла женщина. Первое, что бросилось в глаза Маргарите, было огромное распятие на стене. Она было решила, что ошиблась адресом, но дама оказалась женой Франкла, католичкой Элеонорой Катариной Швиндт.

Через несколько минут в гостиную вышел Франкл. Он выглядел несколько раздраженным и общался довольно безразлично. Так было, пока Маргарита не дошла до сути визита: “Меня попросил к вам зайти раввин Шнеерсон, которого называют Любавичским Ребе. Он передал вам вот что: будьте упорны, не сдавайтесь. Если будете твердо стоять на своем, удача обеспечена!” Виктора будто подменили – лицо преобразилось, глаза наполнились слезами. В дальнейшем разговоре он признался, что у него опустились руки, и он уже подумывал перестать заниматься психологией и даже уехать из Вены к сестре в Австралию – но теперь ему ясно, что все надо взвесить заново…

Что же происходило тогда в жизни Виктора Франкла? Будучи учеником Фрейда и Адлера, он, однако, отошел от их воззрений. Гораздо больше, нежели копание в “бессознательном”, Франкла интересовала роль осмысленности, чувства долга в выживании человека. Иначе говоря, он полагал, что мотивация способна помочь человеку пережить любые страдания. Несколько вульгаризируя эту теорию, можно сказать так – вместо фрейдовского поиска удовольствий в жизни Франкл предлагал искать смысл жизни. Надо заметить, что эта его теория была им жутким образом проверена на практике. С сентября 1942 до апреля 1945 он был узником самых страшных лагерей смерти, в том числе, Освенцима и Дахау. Там были убиты его родители и беременная жена. И именно там была им окончательно сформулирована теория логотерапии, сделавшая его впоследствии создателем Третьей Венской школы психотерапии.

Его теория помогла очень многим узникам концлагерей, а впоследствии пережившим Катастрофу и потерявшим близких, жить дальше. Но у самого Виктора Франкла были и моменты душевного падения. В 1959 году они и привели его к полной апатии. Слова заокеанского хасидского раввина потрясли его и вернули к жизни. Вскоре после этого его основополагающий труд “Человек в поисках смысла” был переведен на английский, а вслед за этим на все мыслимые языки. Десятки миллионов людей получили столь жизненно необходимую поддержку.

Сам девяностолетний Франкл незадолго до смерти говорил: “Я никогда этого не забывал. Ребе пришел ко мне на помощь в один из самых тяжелых периодов моей жизни! Я в вечном долгу перед ним”.

У нас есть редкая возможность заглянуть в ход мыслей Ребе в связи с этой историей. Вот что он пишет в одном из писем в 1969 году: “Я бы хотел подчеркнуть, что (в процессе психологической терапии) важнейшую роль играет вера, – особенно, когда она воплощается в реальные дела, вовлеченность человека в общественную деятельность, исполнение заповедей, – она приносит душевное успокоение, устраняет внутренние конфликты, неудовлетворенность окружающими… Мне кажутся в этом смысле необычайно важными работы д-ра Франкла из Вены. Меня поражает, что его теория не нашла должного признания и распространения. Причины очевидны – такой метод требует соответствующего морального облика от самого врача, но тем не менее вопрос остается”.

И еще факт из биографии Виктора Франкла. Его жена вспоминала после его смерти: “Каждый день он молился. Во все свои поездки непременно брал тфилин. Надевал их каждое утро и говорил наизусть слова еврейских молитв и псалмов”.

Любавичский Ребе излечил многих людей и всегда подчеркивал, что позитивное мышление не просто помогает, но оно само создает новую реальность, создает здоровье. «Думай, что будет хорошо – и будет хорошо[4]» – не раз писал он в своих письмах тем, кто просил его благословения. Эту идею Ребе сделал краеугольным камнем философии мировосприятия.

Также и в Талмуде мы находим, что плохое настроение и подавленность меняет судьбу человека к худшему[5]. Из этого видно, насколько хорошее настроение и оптимизм важны для здоровья, и насколько здоровье и, даже, сама жизнь от них зависят.

Положительное мышление не просто одна из деталей нашего бытия – оно наше бытие создает!

Эта большая тема и можно писать бесконечно. На эту тему написаны целые книги, но мы хотим закончить словами Любавического Ребе[6]: «Исследования рака – упаси Б-г от этой болезни! – показывают, что одна клетка начинает расти безразмерно, и если этот рост не остановить, он приводит к разрушению целой группы других клеток, частью которой является и она сама. И если в плохом так, то в хорошем тем более: когда человек решает воздействовать лишь на «одну клетку» в положительном смысле, то добро, скрытое в этом, влияет на всю группу клеток, частью которой она является, и приводит к ошеломляющему успеху!».

Желаю всем добра, здоровья, радости в жизни! И не забывать, что все это дается Б-гом, благословен Он и Имя Его!

[1]  Рамбам, Йисодей ѓа-Тора, 4:7.
[2]  Ликутей Сихот, том 1, Итро.
[3]  Взято с сайта www.ru.chabad.org
[4]  См. Ликутей Сихот, том 36, сиха 1, 4.
[5]  Критот, 6:1. Раши там, начальные слова: «ולא מילתא היא».
[6]  Игрот Кодеш, том 10, 3290.

Автор: р. Хаим Фильцер