Цель семи заповедей – порядок мира

Есть семь самых важных законов человеческой жизни, которые Всевышний требует от человека. Семерка – это натуральное, естественное число. Можно сказать что семь – это цифра, которая символизирует порядок мира. Уже много раз перечисляли, что мир был сотворен за семь дней, это семь дней недели, есть цветов радуги и т.д.

Эти семь законов имеют отношение к трем категориям. Внутри этих трех категорий может быть очень много деталей, очень много возможностей расширения, дополнительных вещей. Но самое главное помнить, чтобы все эти три категории очень хорошо исполнялись и удачно стыковались, и чтобы наше отношение со Всевышним было построено на этих законах.

Первая категория

Первые три заповеди – это отношение между человеком и Б-гом. Сюда попадают запрет идолопоклонства, законы благословения Всевышнего, а также запрет на прелюбодеяние (общее название). Таким образом, внутри этих трех заповедей Всевышний требует от человека вести себя гуманным образом в этом мире.

Вторая категория

Три другие заповеди: не воровать, не убивать и осуществлять справедливый суд – это социальные законы. Но нельзя сказать, что это просто общественные законы. Они устанавливают основные принципы, по которым наше общество должно быть устроено.

Третья категория

Самая последняя заповедь – нельзя употреблять в пищу часть тела от живого животного. Собственно эта заповедь дана для того, чтобы вы посмотрели в зеркало и увидели свое настоящее поведение. Вы человеческое существо или вы животное? Или еще хуже?

Эти три категории представляют собой, с одной стороны то, что Всевышний от нас требует, ожидает, и то, что мы выполняем, отвечаем на его требования.

Цель этих семи заповедей – поддерживать человеческое общество на должном уровне. Например, мы видим, что мицва давать цдаку, давать на милосердие, не выделена отдельным законом среди семи. Но она автоматически попадает в ту группу, в ту категорию, где у нас социальные законы. Нормальное общество не может себе позволить выбросить, отторгнуть от себя бедных людей. Это не будет хорошо ни для общества, ни для людей. Это ненормально. И именно поэтому хотя у нас сейчас нет конкретной восьмой, девятой или десятой заповеди давать цдаку, но внутри этой категории структуры, где у нас прописаны законы, эта заповедь присутствует.

О почитании родителей

Запрет богохульства усиливает восприятие человеком необходимости уважать то, что заслуживает уважения и не обесценивать Всевышнего и всё, что с ним связано, и тех, кого нам необходимо почитать. Тора нас учит, что когда мы уважаем родителей, мы уважаем Всевышнего. Если мы не уважаем, не почитаем родителей, значит, мы не уважаем, не почитаем Всевышнего. Таким образом, человек, который изучает Тору, должен понимать, что он обязан уважать Б-га и так же уважать то, что Б-г влияет на него через родителей. А также особенно то, что родители дали ему жизнь и они обучают его, и что-то делают для него. Он должен уважать их. Другими словами, если я плохо отношусь к своим родителям, я точно так же плохо отношусь к Всевышнему. Прямая взаимосвязь.

Все дополнительные вещи, которые Тора предлагает, всё моральное поведение, которое мы видим в Торе для евреев, большинство этих деталей являются обязательными и для потомков Ноаха, точно так же как и для евреев. Частично, либо полностью. И всё это огромное количество дополнительных заповедей, о которых вы можете подумать, попадают внутрь этих семи заповедей. А эти заповеди в свою очередь попадают в три категории отношений: между человеком и Б-ом, между человеком и человеком, между человеком и самим собой.

Почему евреям заповедано соблюдать 613 заповедей?

Для начала нам необходимо понять основную разницу между 613-ю заповедями для евреев и семью заповедями потомков Ноаха. Абсолютно разная природа этих заповедей. Как я сказал раньше, семь заповедей – это фундамент человеческого общества. Они были даны еще Адаму. Мы никуда от этого не уйдём. Все потомки Б-ом и Ноаха обязаны соблюдать эти семь законов Ноаха. Но обязанности дополнительных заповедей ни в коем случае не было дано. Нет обязанности их соблюдать.

Еврейский народ получил особенный подарок от Всевышнего благодаря большим заслугам наших праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова. Б-г преподнес нам подарок – Тора на горе Синай, с большим количеством мицвот, заповедей, которые, в конце концов, стали называться 613 заповедей.

Тот, кто не хочет быть евреем, не должен быть евреем. Нет никакого требования, обязанности нееврею становится евреем. Но с другой стороны, если нееврей очень хочет стать евреем и делает это искренне, он может так сделать. Но нет обязанности это делать. Всё зависит от человека, его желания.

Я хотел бы сделать небольшой вывод

Семь заповедей Ноаха – должны обязательно быть для того, чтобы поддержать высокий уровень общества. Без этих семи заповедей Ноаха мир не может существовать.

У нас есть примеры в Торе – это Большой Потоп, который произошел в поколение Потопа. Мир полностью испортился, не было никакого оправдания его существования, и Всевышний стер с лица земли все. Это может случиться, если в какой-то определенной области всё общество в неверии и испорчено, коррумпировано. Как сказал доктор Шульман – почему какой-то город до сих пор стоит и не разрушен? Только потому, что там есть один человек, который исполняет заповеди. Если нет оправдания существования, нет людей, которые соблюдают, то всё потеряется, все пойдет в никуда.

Я хочу сказать коротко

Я замечаю, что много неевреев обращаются ко мне с одним и тем же типовым вопросом. Не конкретно с этим вопросом, но такого типа, похожими вопросами. И у меня есть всегда на это ответ. Почему я не могу соблюдать больше заповедей, почему я не могу изучать другие вещи в Торе?

А ответ следующий. Во-первых, необходимо делать то, что от тебя требуется. Когда ты закончишь с этим, ты почувствуешь себя уже увереннее, ты имеешь возможность и разрешение поднять голову и решить – я хочу чего-то большего. Даже если хочу стать евреем, могу стать евреем. Но это всё вне нашего разговора. Здесь мы говорим о том, что необходимо сделать, то, что нужно делать, то, что ты обязан.

И во-вторых, и в этом состоит призыв Любавичского Ребе, что необходимо всегда поддерживать общество неевреев на достойном уровне, соблюдая эти заповеди.

Автор: раввин Моше Вайнер

Материал со II ой Международной конференции Бней Ноах в Иерусалиме 2017 г.