Закон 3: Запрет убийства и вредительства

ubiystvo

Баал-Шем-Тов объяснял: «Злословие убивает всех троих – выдумавшего, пересказывающего и слушающего. Это – в духовном измерении...»

Оберегать святость человеческой жизни

Что Это Означает?

Из предисловия д-ра Михаэля Шульмана к разделу о запрете убийства и вредительства, “The Divine Code”, часть V:

Человеческая жизнь – неотъемлемое право каждого человека и данный Б-гом подарок, который мы должны хранить и уважать. Человек был создан «по образу Б-га», и как таковой носит в себе святость. Забирающий человеческую жизнь уменьшает степень Б-жественного проявления в мире, что без разрешения от Б-га абсолютно запрещено. Более того, убийство является актом величайшего восстания против Самого Б-га, благословившего человечество «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие, 1:28), и «Не для пустоты Он создал мир; он сотворил мир, чтобы его заселять» (Исайя, 45:18).

Кроме того, убийца вредит и многим другим людям. Трагическая потеря человеческой жизни причиняет боль его близким, друзьям и коллегам. Потеря жизни выходит за рамки определенного места и времени, так как убийца лишает жизни не одного человека, но и всех его потомков, которым предстояло появиться на свет во всех будущих поколениях. Весь этот потенциал добра на все времена был утерян из-за совершённого насилия. Даже если убитому не суждено было иметь в будущем детей, все большие или малые добрые дела человека являются его духовными плодами, которые он приносит в мир. Поэтому еврейские Мудрецы сравнивают уничтожение жизни одного человека с уничтожением целого мира, и напротив, сохранение или продолжение жизни одного человека подобно сохранению целого мира.

Однако какой поступок следует считать убийством? Разрешает ли Тора убивать в каких-либо ситуациях? Имеет ли человек право покончить с собой? Как относится Тора к опасным для жизни действиям, или к взятию органов от живого донора, который уже не придет в сознание? В Кодексе Ноя Б-г предоставил подробные инструкции, указывающие, как применять эту заповедь при любых обстоятельствах.

Более того, уважение, с которым следует относиться к «подобию Б-га», не ограничивается лишением или сохранением человеческой жизни. Существуют ли действия, не наносящие физический вред, но духовно сравнимые с убийством? Например, будет ли человек виновен в глазах Б-га, испортив чужую репутацию или подвергнув друга унижению? Меняется ли ответ, если опубликованная информация является истиной? Эти вопросы, как и многие другие, находят свой ответ в Кодексе Ноя. В запрет на убийство и вредительство входят такие очевидные вещи, как убийство (как запланированное, так и неожиданное), суицид, эвтаназия и причинение тяжелых физических травм. Обсуждаются и такие темы, как самозащита, подвержение своей жизни опасности ради спасения других людей, а также смерть, наступающая в результате преступной халатности или неизбежности. Запрет наносить вред распространяется также на нефизические нападки, такие как клевета, предание позору и причинение эмоционального вреда.

Несмотря на то, что многие из законов, относящихся к убийству, сложны, их общую основу можно сформулировать одной фразой. Это «золотое правило» Торы, сформулированное Ѓиллелем, звучит просто: «То, что ты ненавидишь, не делай другому. Остальное –комментарии; иди и учись!».

Как следствие этого запрета, человек должен воздерживаться от злословия в адрес других людей или в адрес Творца, так как каждый человек заслуживает уважения уже тем, что он был создан с разумной человеческой душой, являющейся «Б-жьим образом» внутри человека. Если кто-то говорит вещи, разрушающие положительный имидж человека в глазах других людей, он нанес реальный вред как объекту обсуждения, так и слушателю. Если же сказанное является истиной, то вред еще больше! Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов, основатель хасидского движения, говорил: «Злословие убивает всех троих – выдумавшего, пересказывающего и слушающего. Это – в духовном измерении...»

Библейские источники

Запрет убийства и нанесения вреда сказан в Бытии, 9:6 – «Тот, кто прольет кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо по образу Всесильного создал Он человека».

Некоторые детали и вытекающие принципы

Оглавление раздела в книге The Divine Code”, обсуждающего запрет убийства и вредительства:

  1. Запрет убийства; аборт; эвтаназия; причинение смертной травмы; соучастники при убийстве.
  2. Запрет суицида.
  3. В каких случаях разрешается отдать свою жизнь за одну из Семи Заповедей Ноя.
  4. Законы преследователя и самозащиты.
  5. Законы о преднамеренном и непреднамеренном убийстве, а также об убийстве, совершенном в результате халатности или по принуждению.
  6. Запрет наносить травмы или вред.
  7. Запрет подвергать опасности себя и других людей.
  8. Обязанность спасать жизнь человека.
  9. Запрет стыдить другого человека; сплетничатие и разнесение дурных слухов.
  10. Законы о репродукционной стерилизации и контрацепции.

Избранные законы, касающиеся Ноева запрета об убийстве и нанесении вреда, из “The Divine Code”, часть V:

  • Человек, нанесший другому травму или опозоривший другого, не может искупить свой грех лишь тем, что заплатит своей жертве за причиненные страдания; он обязан просить прощения. Пострадавший же не должен быть жестоким и непрощающим; если навредивший искренне просит прощения у пострадавшего, ему следует простить.
  • Запрещено доставлять человеку страдания своими словами; с точки зрения морали и логики такое поведение не может пройти безнаказанно. Как сказал Ѓилель, обобщая всю Тору, «что ненавистно тебе – не делай другу».
  • Искреннее раскаяние человека в содеянном убийстве должно выражаться в увеличении добрых поступков и благотворительности, а также заботе о бедных и о других заслуживающих жалости людях. Кроме того, такому человеку рекомендуется покинуть насиженное место и удобные условия, в которых он живет, так как скитания искупают грех убийцы.

Перевод:  Рувен Куравский

Источник: asknoah.org