Юность. Огонь жизни

юююМолодые заставят старших стыдиться, а старые будут вставать в присутствии молодых. — Талмуд, Сота, 496

Бунт молодых должен быть направлен против статус-кво, к возвышенному, одухотворенному, к Б-гу.  - Ребе

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СТАДИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ, НАЗЫВАЕМАЯ ЮНОСТЬЮ?

Вернитесь мысленно к тому времени, когда вы впервые осознали абсолютную силу огня, удивившую и устрашившую вас. Находясь под контролем, огонь облегчает нашу жизнь самыми разнообразными способами, многие из которых мы привыкли считать совершенно очевидными. Если же огонь выходит из-под контроля, бушующее пламя уничтожает все на своем пути.

Молодой человек подобен огню. При соответствующем руководстве и стимулировании он способен изменить облик мира. Без такого руководства огонь юности в лучшем случае угасает, а в худшем может стать опасной, разрушительной силой. Вести полную смысла жизнь – значит обуздать огонь юности. Однако сначала надо понять миссию последней.

Юность – это необычайный по своей природе период, расположившийся между детством и взрослой жизнью. Юноша больше не хочет играть, как ребенок, но у него нет еще знаний и опыта, чтобы целиком посвятить себя задачам, стоящим перед взрослым человеком. Молодые часто переживают те же разочарования и страстные желания, что и взрослые. Но у них, как правило, отсутствует способность разобраться в этих чувствах. К сожалению, наше общество преуспело в создании способов растрачивать впустую свободное время, которого у молодых людей достаточно много. Юность – один из самых драгоценных и самых трудных этапов жизни.

Различные напряженности создают в молодых людях специфическую неукрощенную энергию – энергию самой жизни. Молодые не ищут комфорта, они стремятся к значимому делу. Переполненные смесью адреналина и самоуверенности, они хотят изменить процесс, по которому развивается мир, и полагают, что могут его изменить. Взрослые, отягощенные повседневными заботами, склонны примириться с тем, что мир, в котором они пребывают, – это единственный способ существования. Молодые люди, незнакомые с реальностями взрослой жизни, не испытывают подобного смирения. Отсюда и возникающий между этими возрастными группами конфликт. Молодые не принимают статус-кво, тогда как жизнь взрослых вращается вокруг него.

Если представить ситуацию в обобщенном виде, мы получим энергию без надлежащего руководства (юность) или руководство без достаточной энергии (взрослая жизнь). Взрослые во многих случаях просто пасуют перед этой проблемой и рассматривают юность как бурный проходящий с возрастом период. В то же время молодые считают, что взрослые забыли, как следует ценить собственно жизнь и трепетные ожидания, приносимые ею. Они проявляют непокорность, взрослые же смотрят на их бунт как на отклонение, близкое к преступлению или ведущее к нему.

Но непокорность – это вовсе не преступление. Преступление совершается, когда для непокорности нет здорового выхода. В действительности она может явиться самой полезной вещью для человека. Это энергия в чистом виде, дающая человеку силы не сдаваться слишком легко, противостоять несправедливости, не соглашаться с какой-то идеей только потому, что кто-то еще ее разделяет. Лишение возможности освободиться от этой энергии способно вызвать у молодого человека глубокое страдание и беспокойство. Подумайте о паре, накапливающемся в турбине, в которой не действует предохранительный клапан. В этом случае рано или поздно произойдет взрыв. Самое худшее, что можно сделать с духовной или психологической энергией юного существа, это закупорить его энергию. Мы обязаны позаботиться о том, чтобы использовать ее, сфокусировать и правильно направить.

ЧТО РЕАЛЬНО ОЗНАЧАЕТ ЭТА НЕПОКОРНОСТЬ МОЛОДЫХ?

Таким образом, непокорность молодых происходит от энергии, которая протестует и требует руководства, выхода. Задача взрослых сводится к тому, чтобы способствовать превращению этого протестующего голоса в голос сильный, уверенный. «Хорошо, – следует сказать нашей молодежи, – используйте свою энергию, попытайтесь изменить мир к лучшему. Не принимайте существующий порядок. Не будьте безучастными зрителями, не терпите несправедливости».

Молодые люди ищут то, что наполняет жизнь смыслом. Скорее всего, они не могут выразить это достаточно ясно, поэтому их души и протестуют. Они серьезно разочарованы никчемностью, которую усматривают в стремлениях своих родителей. Без высокой цели жизнь представляется им лишь рядом не связанных друг с другом событий. И они смотрят на мир, пытаясь понять, где их место в нем, чего от них ждут.

Ответ очевиден. Каждый из нас послан на землю, чтобы выполнить поручение Б-га в духовной, осмысленной и плодотворной жизни. Именно это предназначение мы, взрослые, должны передать молодым. Не делая этого, мы и наблюдаем беспрецедентный уровень непокорности и разочарования у нашей молодежи.

Молодые люди говорят своим родителям: «Нет, мы не будем счастливы, обладая предметами личного потребления и удобствами, которые вы передаете нам. Мы нуждаемся в чем-то более глубоком. Мы хотим мира, в котором присутствует система ценностей. Мы хотим Б-га».

Лозунги молодых вытекают из самого чистого источника. Их идеализм следует уважать, каким бы чрезмерным он ни казался. Подобно тому как иммунная система человеческого тела отторгает постороннее вещество, душа юноши отвергает неискренность, вероломство. Взрослые должны научиться слышать призывы молодых, давать на них реальные и правдивые ответы. Вспомните, когда в последний раз вы откровенно разговаривали с молодым человеком, обсуждали с ним жизненно важные вопросы. В частности, наше место в мире и то, что мы обязаны совершить в нем. Интересовались ли вы, что явилось причиной его огорчения или радости, неудачи или успеха?

Чтобы общение с молодыми было эффективным, оно должно быть искренним и последовательным, систематическим, не связанным лишь с кризисными ситуациями. Говорите с молодым человеком о моральных ценностях, о трудных решениях, с которыми он может столкнуться в жизни. Говорите о Б-ге, о морали, о том, что чистый интеллект ограничен до тех пор, пока он не почувствует поддержку высшей морали. Говорите о благотворительности, о самоотверженности, о том, почему мы здесь и куда нас направляют.

Между взрослым и молодым не должно быть антагонизма. В условиях симбиозного сосуществования взрослый учится у молодого тому, как снова пробудить в себе тягу к таящимся в глубине души искренности и бескорыстию. От взрослого молодой узнает, что опыт и позицию, которую определяет этот опыт, заменить ничем нельзя. Младшим следует стремиться к тому, чтобы поделиться своей энергией со старшими, с теми, кто прожили достаточно долго и больше не испытывают' желания конкурировать с молодыми. Вспомните написанное: «Спроси отца твоего, и скажет он тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Дворим, 32:7). В любом случае мудрость взрослого и страсть молодого представляют собой неповторимую комбинацию.

КАК НАПРАВЛЯТЬ ЭНЕРГИЮ ЮНОСТИ?

Мудрость взрослых в сочетании со страстью молодых открывает широкую дорогу для решения так называемого конфликта поколений. Почему этот конфликт существует? Не потому, что родители и дети не заботятся друг о друге. И не потому, что они считают себя несхожими личностями, разделенными материалистическими границами, своими привычками и интересами, что они относятся к разным социальным группам с разными приоритетами. Здесь не является определяющим тот факт, что шестидесятилетний – это пожилой человек, собирающийся, быть может, на пенсию, а двадцатилетний – человек молодой и только готовится к взрослой жизни. Однако и у них есть общее. Это общее – душа, как известно, не подверженная влиянию возраста.

Решение проблемы конфликта поколений зависит от умения сосредоточить усилия на цели, которая создает преемственность между взрослыми и молодыми. Задача состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения между ними не для разговоров, а для сближения. И те, и другие пребывают в одной и той же ситуации. Всем нам следует умерить свои желания в области материального, чтобы устремиться к жизни, полной смысла. Мы поставлены в одно положение (вы как молодой человек и я как старый), поскольку Б-гу угодно, чтобы мы учились у вас, а вы – у нас.

Никогда раньше у молодежи не наблюдалось такой нетерпеливости, как сегодня. Никогда раньше энергия молодых, не находившая путей для самореализации, не взрывалась так громко и так часто. Никогда раньше они не испытывали такой жажды познания смысла жизни, а многие взрослые не сохранили эту жажду со времен своей юности. Чтобы удовлетворить эту жажду, мы должны прежде всего признать, что по своей природе она не материальна, а духовна и что только духовность может ее утолить.

Если мы, взрослые, действительно хотим добиться серьезного изменения нашей молодежи, нам необходимо существенно изменить собственное поведение. Мы должны найти новые формы разговора с ней. Во взаимоотношениях старого человека с молодым, родителей с детьми или учителя с учеником, неумение наладить общение всегда является ошибкой того, кто знает больше. Вы не нашли нужных слов или говорили не от чистого сердца. Ругать ученика за неумение учиться – все равно что бранить плачущего младенца. Ребенок плачет по какой-то причине, и эту причину может устранить лишь более знающий, более опытный человек.

Никто не спрашивает о намерениях родителей, у которых возникают проблемы с их детьми. Все зависит от того, чем мы вооружаем своих детей. Чтобы выиграть нравственную, моральную войну, надо обладать духовным оружием. Практически нет человека, до которого нельзя было бы дойти. Не имеет значения, в какой мере молодой человек является непокорным и разочарованным. У него есть душа и определенное, связанное с этой душой предначертание от Б-га. Именно этот первый урок он должен усвоить. Ему надо дать понять, что человеческая жизнь имеет высшую цель и он обязан направить свою юношескую энергию на ее реализацию.

Огонь юности должен быть использован не только для приобретения профессии, но и для строительства дома и общины, базирующихся на любви и самопожертвовании. Надежды на изменения в мире связываются с молодежью, и современные лидеры должны признать этот факт. Необходимо учесть и то, что по своей природе молодой человек нетерпелив, а также то, что у него нет опыта. Следовательно, ответственность ложится на взрослых, привилегией которых является вооружение молодых программой, духовным руководством, основой которого должны служить Б-жья мудрость и Б-жьи заповеди, наставления относительно того, как вести полную смысла жизнь.

Настало время для широкого наступления на любое самодовольство и равнодушие. Недостаточно героически сражаться с проблемой, атакуем мы только ее симптомы, а не причины возникновения. Наша задача – генерировать духовную революцию против течения жизни, направляемого материальными устремлениями, революцию во имя нравственности и честности. Молодежь должна сражаться не просто из чувства долга, но и с энтузиазмом, присущим тем, кто ищет подлинно значимую жизнь. В положительном смысле этого слова она может «посрамить» стариков. Штурмуя бастионы тщеславия и эгоизма. Восставая против лицемерия и несправедливости. Настаивая на том, что каждый человек может и должен поступать по-своему.

Распространение этих идей возможно путем издания студенческих газет, организации групп, занимающихся благотворительностью, использования преимуществ современных технологий для того, чтобы дойти до максимально возможного числа людей. С помощью своей искренности, убежденности и энергии, через послания надежды и правды молодежь способна оказать влияние на бесчисленное множество сердец и умов.

Надо ли тушить огонь юности, опасаясь его силы? Ни в коем случае! Мы должны постоянно поощрять молодых людей, убеждать их в том, что они – наша надежда, наш самый драгоценный природный источник. Б-г дает нам шанс в лице наших детей. В какой-то момент общество поверило, что процветание решит все жизненные проблемы. Но наши непокорные дети в резкой форме напомнили нам, что мы больше нуждаемся в духовном, чем в материальном, в осмыслении своих поступков, своей жизни. И мы должны сказать нашим молодым: «Дополните свое пламя юности сосредоточенностью и быстротой его использования – это позволит вам изменить мир».

В 50-е годы Ребе констатировал, что во многих уголках США среди молодежи господствует, неосведомленность о высших духовных ценностях... В созданной им любавичской молодежной организации с отделениями во всем мире он ставил перед своими молодыми последователями задачу делиться духовной литературой и другими средствами образования с молодежью других общин.

В 1961 году по инициативе президента Кеннеди был создан корпус мира, призванный содействовать повышению уровня образования в бедных странах, их развитию, инициатива президента отозвалась эхом на призыв Ребе; молодежь должна осознать ту силу, которой она обладает, и необходимо побуждать ее использовать эту силу для свершения добрых дел.

Автор: Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон

Из книги «К жизни полной смысла». Адаптированное изложение.