Верность и измены в браке.

Вопрос: В статье “Запрет разврата”, в описании вы дали отличное понимание статуса супругов в браке, взяв за отправную точку совместное проживание и “акт любви”. Меня интересует мнение галахического права по такой ситуации: Если я правильно понимаю, Тора считает женой, женщину с которой ты сожительствуешь, независимо оформлены вы официально или нет? Т.е. парень и девушка живущие вместе, обязаны соблюдать взаимную верность, вне зависимости от формального статуса? Если партнер (партнерша), совершили измену находясь в отношениях и скрыли (солгали) о об этом. Считается ли последующий брак действителен? Либо согласно правил о браке партнер не может принять какую жену обратно и любовник тоже не может выйти за нее? Если факт измены установлен спустя годы в браке, является ли это законным поводом для прекращения брака? Есть ли срок годности для факта измены? В каком статусе будут находиться дети рожденные в таком браке? Спасибо большое за сайт.

Ответ: Начнем сразу с ответа – нет. Закон не обязывает разводиться в случае измены, если оба супруга готовы продолжать совместную жизнь [1], брак остается браком, и не нужно никаких дополнительных действий. Ребенок, зачатый от постороннего мужчины понижения в статусе не имеет, независимо от того, произошла измена по принуждению или по свободному желанию самой женщины [2].

Здесь можно добавить, что из-за того, что бОльшую часть интимной близости жена имеет от своего мужа, то и вероятность, что ребенок зачат именно от него – наибОльшая [3]. И даже если сама женщина уверена, что ребенок зачат от другого мужчины[4].

Верно, что Тора не обязывает оформлять брак, и если двое решили жить вместе, то одного такого решения достаточно, чтобы совместная жизнь имела статус брака. Тем не менее, оформление брака публичным актом очень желательно для того, чтобы желание заключить брак было четко выражено и известно окружающим [5].

Для развода также не нужны какие-либо формальности, и достаточно лишь того, что муж вывел жену из своего дома, либо она ушла сама из его дома. После этого женщина становится свободной и вольна распоряжаться собой по своему усмотрению [6]. Решение разойтись не может быть временным, и если они расходятся на время и снова сходятся, то это мерзость в глазах Б‑га. Решение разойтись должно быть постоянным, что означает, что на момент принятия решения разойтись они согласились расстаться навсегда. Если со временем они передумают, то смогут сойтись снова [7].

Возникает вопрос: если для развода не нужны формальности, то почему женщина не может в любой момент решить сама для себя, что она более не является супругой, ради близости с другим мужчиной, а потом снова вернуться к супругу? Почему и она, и тот, с кем она имела близость, совершают смертный грех, другими словами им полагается смерть? Ответ: потому, что она не хочет уйти от своего мужа по-настоящему и выйти замуж за другого, а делает это ради блуда [8].

Надо помнить, что Б-г отделил человека от животных еще и формой брака. Брак у людей не похож на спаривание животных. Животные были сотворены одновременно самцы и самки, а человек сначала был создан один, а потом, когда он не нашел себе пары, была создана женщина. Это учит нас, что близость двух людей должна поднимать их духовно, а не опускать до уровня животных. Человек находит себе пару не только для того, чтобы создать потомство, но и для духовной близости и любви, чего у животных нет. Это видно еще из того, что животные, спариваясь, не видят лица партнера, а лишь его спину. У человека это не так, его близость с партнером называется знанием: «И познал Адам Еву [9]», поэтому близость их – лицом к лицу. Супружество создает гармонию в мире, а измены – хаос, который тянет за собой ложь, ненависть, воровство, убийство. Не говоря о том, что брат может жениться на сестре, а сын на матери, упаси нас Б-г от в сего этого!

Нужно приучать себя к чистоте мыслей и поступков. Не заниматься мысленным блудом [10], как написано в книге Иова: «Завет заключил я с моими глазами, помыслю ли я о девице?»[11]. Не позволять себе желать чужую жену [12]. Не участвовать во времяпровождении, приводящем к разврату [13], и так далее, и тому подобное, мы не будем приводить здесь все законы половой чистоты.

Общее правило – человек создан по образу и подобию [14], и цель всего, что он делает в жизни, это приблизиться к Б-гу [15].

Примечания

[1]  Шева мицвот ѓа-Шем, раздел 6, гл. 4, 20.
[2]  Рамбам, законы запрещенных половых актов, 15, 3 тот же закон для ноахидов.
[3]  Там же, 20.
[4]  Там же, 19.
[5]  Шева мицвот ѓа-Шем, раздел 6, гл. 4, 4.
[6]  Там же, гл. 4, 17.
[7]  Там же.
[8]  Там же, 19.
[9]  Берешит, 4:1.
[10]  Шева мицвот ѓа-Шем, раздел 6, гл. 6, 5.
[11]  Иов, 31:1.
[12]  Шева мицвот ѓа-Шем, раздел 6, гл. 6, 6.
[13]  Там же, 7.
[14]  Берешит, 1:26.
[15]  По Рамбаму в конце законов запрещенных половых актов.

Автор: Р. Хаим Фильцер