В чем заключается любовь к Б-гу?

10308135_442721852539580_8147781894994737664_nВопрос: В чем заключается любовь к Б-гу?

Ответ: Нелегко ответить на этот вопрос в рамках газетной статьи. Для того, чтобы не быть голословным, надо определить само понятие «любовь». Любовь – это стремление к максимальной близости, достигаемой путем самоотдачи. Если исходить из этого, то можно попытаться понять, в чем заключается любовь к Б-гу, тем более что Он Сам открыл нам пути приближения к Нему.

Можно получить только общее представление о силе и красоте этого чувства по отношению к Творцу на примере любви между людьми: ребенка и отца или, чему научил нас мудрый царь Шломо (Соломон) в своей аллегорической поэме «Шир ѓа-ширим» («Песнь песней») – мужчины и женщины. Кстати, мудрецы поначалу не хотели включать «Шир ѓа-ширим» в Танах по той простой причине, что, по их мнению, эта песнь может быть воспринята невеждами как откровенно эротическое (не дай Б-г!) произведение. Но рабби Акива сказал, что если все книги Танаха святы, то «Шир ѓа-ширим» – святая из святых, поскольку в ней в иносказательной форме говорится о неуемном стремлении человеческой души (возлюбленная), заточенной в теле, к Всевышнему (Возлюбленный).

Основой этого чувства является благодарность человека Творцу за все добро, которое Он ему сделал, за собственное существование и за дарованную возможность быть связанным с Ним.

Однако в книге «Зоѓар» (56а) сказано, что в служении Г-споду от нас требуется совсем другое качество: благоговейный трепет пред Ним: «Чего Б-г Всесильный твой требует от тебя? Только трепета пред Б-гом…» («Дварим», 10:12). Где же тут любовь?

Дело в том, что изначально трепет пред Всевышним как следствие осознания Его величия – единственно надежное и эффективное средство для покорения эгоистической природы, связанной с чувственной склонностью сердца ко всему материальному, вещественному. Получается, что «трепетать пред Б-гом» человек должен для того, «…чтобы следовать всем путям Его…» (там же). Лишь осознав, какая дистанция отделяет его от Творца, человек может отдать предпочтение Его воле перед собственной, как сказали благословенной памяти мудрецы: «Все в руках Небес, кроме трепета пред Небесами». И лишь после этого можно удостоиться любви к Нему.

Любовь должна получить свое конкретное воплощение в исполнении желаний Творца, как уже было сказано, путем самоотдачи. Всевышний изъявил Свою волю, даровав нам Тору и заповеди. Следовательно, тот, кто испытывает любовь к Б-гу или хотя бы декларирует ее, выражает это, следуя Его Закону.

Таким образом мы приходим к выводу, что наша задача носит сугубо практический характер: покорить свою природу, подчинив ее созидательной любви к Б-гу. Говорить о любви к Нему и при этом игнорировать Его желания – лицемерие. Подобные заявления – самообман, порожденный эгоизмом.

Р. Адин Штейнзальц 

ИСТОЧНИК