Смесь добра и зла

смесьЧто такое смесь добра и зла? [1]

Как известно, все беды человечества происходят от того, что Первый Человек поел от Дерева Познания. До этого зло находилось вне его, а после того, как он поел, оно вошло внутрь него и смешалось с добром. Наша задача как людей разделить их обратно.

Как зло было вне человека? Ну вроде как если бы мы рассказали ребенку что-нибудь из жизни взрослых дел, о чем он не имеет понятия, и его это никак не касается. Понять он бы понял, но это его никак бы не затронуло: ну, есть такое в мире, ну и ладно, ему-то что.

На каком-то этапе развития дети еще не знают, что такое обман. Если такого ребенка обмануть, он не поймет, что произошло, ибо в нем этого нет. Но если он сам умеет обманывать, то ему уже не надо объяснять, что это такое, он сам знает, что его обманули.

Так и Первый Человек. Вначале он знал о зле лишь понаслышке, а потом это знание стало внутри него.

Смесь добра и зла мы условно разделяем на три вида.

1. Подобно двум сухим порошкам: частички сухого вещества перемешаны, но не слипаются друг с другом. Лишь с виду невозможно различить, что из них добро. Но по сути они отделены, и это не настоящая смесь, а близость.

Это когда человек в сердце своем разделят между добром и злом, хотя в поступках они проявляются вместе, так что со стороны добро кажется злом и зло добром, но это лишь с виду.

Пример: человек делает добро (дает деньги неимущему) и гордится этим, или дает так, что берущему стыдно. Выходит, что сама по себе помощь — это добро, но от этого поступка происходит зло. Они разделены, но смешаны в одном поступке. И нельзя сказать, что от того, что бедняку было стыдно, сама идея помочь ему была плохой. Нет между этими двумя вещами связи, и этот же самый человек мог бы сделать добро без того, чтобы получилось еще и зло.

2. Смесь по сути, добро и зло стали одним целым. Это уже нечто третье, новая сущность, ибо каждый изменился под влиянием другого. Это подобно смеси двух жидкостей, где нет ни мельчайшей капли, где бы они не слились в одно целое. Как кислое или горькое смешивается со сладким и получается новый вкус.

Пример: делается добро, но само действие губит (помощь исламистам и другим террористам). Или наоборот: делается зло (наказывают ребенка), но само это действие несет ему добро. Или вот поступки неискренних и подлиз, они выглядят добрыми, но они зло. Тем более обманщики, которые прикидываются добрыми, но они злодеи и хотят погубить. И наоборот, человек ругается и говорит жестко, но намерен спасти и исправить (Йосеф с братьями).

3. Одно пропадает внутри другого. Как толстые коровы пропали внутри тощих, и по тощим не было заметно, что они тех проглотили. Добро поглотилось злом, на зле не осталось даже отпечатка. Добро нельзя достать из зла, их никак нельзя разделить – лишь уничтожить зло (но так же и наоборот, зло пропало внутри добра, поменяло свою природу и стало добром). Но здесь зло, хотя оно и в чистом виде, как и прежде (до поглащения добра), оно способно обнаглеть настолько, что добром именовать себя станет.

Вернемся ко второму виду.

Еще пример: человек делает добро, чтобы получить выгоду (чтобы тот, кому он делает добро, сделал ему добро в ответ), а без выгоды он бы не стал делать. Другими словами: делает добро сам себе, но убежден, что добро это искреннее.

Пример в служении Б-гу. Человек думает, что служит искренне, но не замечает, что делает для себя: почувствовать себя чем-то, хочет прилива душевной энергии, ищет близости Б-га, а не лишь потому, что Б-г достоин, чтобы Ему служили.

Этот вид смеси самый тяжелый, тут действительно можно запутаться, ошибиться настолько, что считать добро злом, а зло добром. Так из любви к себе человек будет оправдывать себя и собственные плохие поступки считать хорошими, чтобы не чувствовать, что он нарушил.

Человек должен постоянно анализировать себя, свои мотивы и поступки. Ведь зло не присуще человеку от рождения, это Змей, животное начало, то, в чем человек животное. Чтобы стать человеком в полном смысле этого слова, надо его убрать из своей души. Очищая свою душу, человек очищает ту часть мира, с которой он взаимодействует, и это влияет на весь мир. Когда наберется критическая масса добра, зло исчезнет, и материализуется написанное у пророков: «И дух нечистоты уберу с земли» [2] и «И явится слава Г-сподня, и увидит вся плоть разом, как уста Г-спода говорят» [3] – люди увидят, как все происходит из уст Б-га.

Примечания

[1]  Статья основана на книге второго Любавичского Ребе Дов Бера «Шаарей тшува», часть 2.
[2]  Захария, 13:2.
[3]  Йешаяѓу, 40:5.

Автор: р. Хаим Фильцер