Особый статус ноахида – гер тошав

С созданием государства Израиль перед раввинами встали новые вопросы, на которые требовалось найти ответы. Можно ли допустить представителям разных национальностей (арабам, русским, украинцам и т.д.) и разных религий (ислам, христианство) быть гражданами страны? Если да, то могут ли такие граждане занимать руководящие посты в государстве? Такие и другие подобные вопросы связаны со статусом нееврея, живущего в Израиле. Поэтому в связи с этим все чаще в раввинистической литературе можно повстречаться с таким термином как гер тошав. В этой статье мы расскажем об этом особом статусе, которым может обладать каждый ноахид – гер тошав, как его добиться и что дает обладание им.

Говорится в Талмуде[1]: “Кто такой гер тошав? Это всякий, кто принял на себя не служить идолам перед тремя судьями – это слова раби Меира. А мудрецы говорят, что это тот, кто принял на себя соблюдение семи заповедей Бней Ноах. Другие говорят, что это тот, кто принял на себя соблюдение всех заповедей Торы кроме запрета есть падаль (Меири считает, что по мнению других гер тошав также не должен соблюдать все остальные запреты, которые у него есть желание совершить, за исключением тех, за нарушение которых полагается название карет)”.

Какому же мнению следует закон? Рамбам пишет, что “гер тошав это тот, кто принял на себя, перед судьями, не служить другим богам и соблюдать остальные заповеди Бней Ноах, не обрезался и не окунулся (в микве)”[2]. Также постановляет закон Йосеф Каро в Шульхан Арух[3].

Также Рамбам там добавляет: “Почему он называется гер тошав? Потому что разрешено нам позволить ему поселиться среди нас в земле Израиля”.

Видим, что гер тошав разрешено жить в земле Израиля, даже в то время, когда политическая власть в руках евреев. Это вызвано отсутствием опасения негативного  влияния  на остальных евреев, так как он разделяет их религиозные взгляды и не станет склонять к идолопоклонству.

Более того: заповедью для евреев является заботиться о гер тошав, так же как им заповедано заботиться о других евреях, как в Израиле так и в других странах. Например, если он тонет или находится под обвалом, евреям необходимо всеми силами спасти его. А если он заболел, то надо помочь ему вылечиться (даже без платы), как сказано “И если оскудеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, (также) пришельца и поселенца, и будет жить с тобою”[4][5]. Также принимают роды у женщины гер тошав[6]. В целом евреи должны вести себя с гер тошав доброжелательно, как с другими евреями.

Возможно ли сегодня для Бней Ноах, особенно живущих или планирующих переехать жить в Израиль, стать гер тошав? Рамбам пишет[7] “Принимают гер тошав только тогда, когда действует закон года йовель (пятидесятый год)”, то есть только когда большинство еврейского народа проживает в Израиле. В настоящий момент это не так. Однако часть раввинов, например Раавад, считают, что и сегодня Бней Ноах, соблюдающий свои заповеди, может жить в Израиле, не рассчитывая однако на социальную поддержку.

Полагаясь на облегчающее мнение, совсем недавно раввинат Израиля во главе с раввином Лау впервые за многие годы принял одного гер тошав, чтобы продать ему участки земли Израиля на время седьмого года (шмита). Это вызвано запретом продавать землю нееврею, но если тот соблюдает законы Бней Ноах, то это не запрещено. Этим пользуются чтобы избежать проблем, связанных с запретами седьмого года.

Как видим, гер тошав это скорее предмет будущего чем настоящего. Однако знать об этом надо уже сегодня, когда мы с каждым днем приближаемся к временам, о которых пророк сказал “Ибо наполнится земля знанием Господа, как море полно водою”[8].

Примечание

[1]  Авода зара 64б
[2]  Законы запрещенных связей 14:7, законы царей 8:10
[3]  Йоре деа 124
[4]  См. Рамбам законы царей 10:12, законы идолопоклонства 10:2
[5]  Ваикра 25:35
[6]  См. Рамбам законы Шабата 2:12
[7]  Законы идолопоклонства 10:6
[8]  Йешаяhу 11:9

Автор: Арье Мирецкий