Как ноахиду служить Б-гу?

minister-newВопрос: Может ли ноахид служить Б-гу? 6 законов из 7 являются запретами, т.е. их выполнение сводится к бездействию в определенных жизненных случаях. Какую заповедь-действие может исполнить начинающий ноахид?

Ответ: В любом диалоге одна из первых задач – «договориться о терминах», удостовериться, что вы с собеседником вкладываете максимально схожие значения в одни и те же слова. Иногда даже получается, что в процессе такого «оговаривания» терминов находятся и ответы на вопросы.

Диалог по нашему вопросу начну с определения термина «служить»

Значение слова Служить по Ожегову:

Служить — Выполнять свое назначение

Значение слова Служить по словарю Ушакова:

Служить
1. кому-чему. делать что-нибудь, исполнять какую-нибудь. работу для кого-нибудь, подчиняясь чьим-нибудь указаниям, приказаниям.
2. перен., кому-чему. Работать, делать что-нибудь, для чьей-нибудь пользы, быть полезным в чем-нибудь.
3. кем-чем и без доп. Работать, состоять где-нибудь на службе

Значение слова Служить по словарю Даля:

Служить
служивать кому, чему, к чему, либо на что, годиться, пригожаться, быть пригодным, полезным;
быть орудием, средством для цели, идти в дело, на дело, быть нужным, надобным.

Итак, есть назначение, цель. Они определены Творцом. Мы это назначение выполняем, мы надобны для достижения этой цели. Это и означает «Служить Б-гу».

Теперь давайте продвинемся чуть дальше – попытаемся разобраться в своем предназначении.

В завершение рассказа о сотворении мира мы читаем:
Благословил Бог седьмой день и освятил его, ведь в этот день прекратил Он все труды, которыми [Он], Бог, занимался.
(Берешит 2:3)

Последние слова этого стиха
אשר ברא אלקים לעשות
(ашер бара элоким лаасот)
дословно можно перевести
которые творил Всемогущий, чтобы делать.

Итак, Всевышний сотворил этот мир, чтобы теперь из него что-то делать. Кто должен делать? – Мы с вами. Человек. Адам.

Слово адам (человек) связано со словом адама (земля). Объясняет Рабби Йегуда-Лейб из Праги (Маѓараль), что человек подобен земле: как земля взращивает все, что в ней посеяно, так и человек призван реализовывать тот потенциал, который заложен при сотворении мира, цель творения.

Так в чем же цель творения? Что должен делать?

Приведем к этому две цитаты. Первая – из Танаха. Говорит пророк Йешаяѓу (45:18): Всевышний землю «не хаосом сотворил», а «для заселения создал». Вторая цитата из мидраша. Рабби Танхума сообщает: «Возжелал Всевышний, чтобы было у Него жилище в нижних мирах».

Именно этот нижний мир, в котором Божественное присутствие никакими нашими органами чувств не воспринимается, призван стать тем местом, где материальность будет полностью пропитана духовностью, где знание о Всевышнем станет естественной средой обитания, как вода естественна для морских жителей, где Собственной Персоной во всей Своей Сущности будет обитать Тот, Кто и Сам является Местом для этого мира.

Но чтобы мир был преобразован, он, этот мир, должен, как минимум, существовать. Невозможно какое-то помещение сделать жилым, если нет фундамента, стен, крыши. Творец дает фундамент, стены, крышу, все необходимые ресурсы, чтобы делать, заселять этот мир, усовершенствовать его, вести отделочные работы – «для заселения создал». Кто рабочие? Все человечество, все народы мира.

Понятливому рабочему (мудрецам народов мира) при этом ясно, что должны соблюдаться элементарные правила совместной работы в этом проекте («не хаосом сотворил»): нельзя нарушать технику безопасности по отношению к людям (запрет убийства и телесного ущерба) и чужому имуществу (запрет воровства и материального ущерба); нельзя путать генерального директора с его водителем или даже твоим бригадиром (запрет идолопоклонства) или кидать в директора тухлыми яйцами (запрет богохульства); нельзя отступать от проекта, переиначивать несущие конструкции (запрет прелюбодеяния); нельзя принимать пищу, пить и курить, как только захочется, в неподходящее время и в неподходящем месте (запрет есть от еще живого животного); да и вообще – за порядком и дисциплиной на объекте необходимо следить (заповедь судов).

Праведники народов мира осознают, что являются участниками глобального проекта Творца, Который этим же проектом и руководит. Они выполняют заповеди, поскольку их повелел исполнять Сам Всевышний, передав Свои указания в Торе через Моше еврейскому народу.

Они понимают, что «для заселения создал» означает не только ту часть задачи, которая возложена на них. Такая часть задачи является лишь промежуточным необходимым этапом. «Для заселения создал» включает в себя также и конечную цель, о которой говорит Мидраш Танхума – превращение этого материального мира в место, пригодное для «жилища» Самого Всевышнего. Эту цель призван реализовать еврейский народ через выполнение заповедей, возложенных на него.

Потомки Ноаха служат Творцу, занимаясь продуктивной работой по освоению, усовершенствованию этого мира для жизни человека на основе этических ценностей Торы. В следующих статьях мы, с Божьей помощью, обсудим, как такой путь ведет и самого человека к счастью, поговорим про развилки на этих дорогах, про то, в чем заключается эта продуктивная работа, про задействование душевных сил для наиболее цельного служения.

Всякому, кто начинает или продолжает свое движение в свете заповедей Всевышнего важно не только читать разные материалы вокруг этой темы – важно изучать законы Торы для народов мира непосредственно, чтобы знать, когда что надо делать, и как конкретно не делать. Семь заповедей включают в себя множество практических указаний и законов, далеко не всегда понятных сами собой. Только на самый первый взгляд можно сказать, что большинство заповедей сводится к бездействию. Например, обязанность спасения жизни является частью заповеди запрета убийства. Такая учеба и сама по себе уже будет действием по выполнению заповедей.

Деятельность по реализации задачи народов имеет конечной целью духовное преобразование материального мира через выполнение заповедей евреями. И об этом пишет Цфанья (3:9), пророчествуя о мессианском времени: «Вот тогда обращу Я язык всех народов в ясный, чтоб взывали они к Имени Господа и служили Ему единым плечом». Мы видим, как начинает осуществляться это пророчество.

Пожелаем всем нам быть вскорости в наши дни свидетелями полного его исполнения!

Р. Шевах Златопольский