Есть ли у Ноахида часть в Грядущем Мире?

Вопрос: Если души неевреев, в лучшем случае, происходят из клипат Нога и представляют собой животные души (если я правильно понял комментарий из Тании, то о какой части в олам ѓаба может быть речь для нееврея? И речь может идти о личностной награде, или на уровне идеи?

Ответ: Вначале следует объявить, что термины каббалы и хасидизма довольно сложны. Даже очень сложны. Составить о них понятие очень и очень непросто, тем более в переводе на другой язык. Простыми словами: не представляется возможным. Однажды я спросил у знакомого психолога, что такое подсознание, сам я считал, что знаю, но хотелось убедиться. «Это, – сказал он мне, – термин, который понимают те, кто занимается психоанализом. Нужно лет пять посвятить изучению психоанализа, тогда начнешь понимать, что это такое». Неужели термины каббалы более просты для понимания?

Теперь по сути вопроса. Определимся с терминами.

Олам ѓа-ба. В Талмуде и мидрашах термином олам  ѓа-ба (Мир грядущий) называется как Ган Эден (Райский сад или просто Рай), так и материальный мир после воскресения мертвых, и не всегда понятно, что именно имеется в виду в каждом конкретном случае. В каббале и хасидизме эти понятия четко разделяются: Ган Эден – это духовный мир, в котором находятся души после смерти, он существует и сейчас; после выхода из тела души существуют как духовные сущности, имеющие возможность ощущать и постигать свет Б-жественности; не сам Б‑жественный свет, а тот его отблеск, который может быть раскрыт в сотворенных духовных мирах.

Термин олам ѓа-ба в хасидизме описывает материальный мир после воскресения из мертвых, когда тело будет отстроено заново и душа снова войдет в него.

Для чего они нужны? В Ган Эден душа человека получает награду за духовную работу при жизни. Тело получает награду за ту часть служения, которая относится к нему, после воскресения из мертвых.

Клипат Нога.  Духовная сущность, в которой есть свет Всевышнего, однако он существует там в «обрамлении» сил нечистоты, будучи как бы смешанным с ними. Понятие клипа аллегорически сравнивается с кожурой плода, в ней есть как положительный аспект, так и отрицательный. Положительный: пока плод растет и развивается, кожура предохраняет его от повреждений, она необходима. Отрицательный: кожура закрывает плод и его не видно, поэтому, когда плод созрел, кожура мешает и должна быть удалена, дабы свет Всевышнего мог раскрыться явно. Термином клипа описывается ощущение своего «я», отделяющее человека от Б-жественности; клипат Нога может быть подчинена Б-жественности и включена в Нее, в чем и заключается служение человека Творцу.

Другими словами. Тот предмет, что полностью устраняет свое «я» перед Б-жественностью, является «добром» и относится к области святости. Тот, что НЕ устраняет свое «я» перед Б-жественностью полностью, а оставляет его хотя бы частично, является «злом» и относится к клипот.

Однако клипат Нога может быть исправлена и включена в святость, как будет объяснено ниже.

[Корень слова клипа пришел и в славянские языки: белорусск. клифа – содранная кора, в русском – в глаголах «колупать, отколупать»].

Хасид умот ѓа-олам (благочестивый или праведный ноахид, праведник народов мира). Этот термин не всегда обозначает одно и то же понятие. Обычно он применяется к человеку, который принял на себя исполнение семи заповедей потомков Ноаха. К примеру, у Маймонида (Ѓилхот мелахим, гл. 8, п. 11): «Кто принял на себя семь заповедей и скрупулезно их выполняет, тот из праведников народов мира и есть ему доля в Грядущем мире…».

Однако в комментарии к Танье, который Вы упомянули (Шиурей бе-сефер ѓа-Танья, конец гл. 1), этот термин используется в другом контексте. Там говорится, что тот, кто способен творить добро искренне, называется «хасид умот ѓа-олам», и его душа проистекает из клипат Нога. Здесь говорится о том, способен ли человек творить добро искренне, ради самого добра, без никакого личного мотива, и это никак не связано с соблюдением семи заповедей. То есть, даже тот, кто нарушает семь заповедей, способен делать добро ради добра (Сефер ѓа-арахим Хабад, Умот ѓа-олам, 4, 2, 2 (стр. 287)).

Так же в обратную сторону: человек может грешить и вести себя развратно и разрушительно и при этом соблюдать семь заповедей (там же, 7, 1, 1 (стр. 295)).

Итак, есть три направления в служении Б-гу (которые, естественно, должны быть соединены вместе):

  • Принятия на себя семи заповедей (об этом пишет Маймонид «…и есть ему доля в Грядущем мире», то есть в Раю).
  • Ослабление своего «я» и развитие в себе «неэгоистических» чувств.
  • Тшува – разворот всей личности в сторону Б-га.

Теперь по поводу клипат Нога, в которой добро и зло смешаны и которые надо разделить, и о том, воскреснут ли ноахиды в олам ѓа-ба.

Зло существует потому, что его наличием обеспечивается свобода выбора человека. В будущем зло перестанет быть нужным, поэтому исчезнет.

Зло существует, как всякий предмет в сем мире, потому что Б-г хочет, чтобы оно существовало, на языке хасидизма, потому что в нем есть искра Б-жественности. Если искра облачается в предмет и предмет устраняет перед ней свое «я», то они становятся как бы одно, и такой предмет относится к области святости.

Если искра не облачается в предмет (находится в нем не как человек в одежде, а как человек в мешке), и сам предмет не устраняет свое «я» перед ней (не облачает ее, как одежда, а как мешок), то они не становятся как бы одно, а остаются двумя раздельными явлениями; такой предмет относится к области клипот [клипа – кора, оболочка; на белорусском клифа – кора, в русском к этому корню восходит глагол колупать].

В клипот искра находится временно, она туда помещена ради определенной цели и в будущем выйдет и вознесется вверх. Если искра выйдет из предмета и вознесется, то: 1) предмет исчезнет, 2) вознесется вместе с искрой.

Поэтому, клипот делятся на два уровня: 1) клипот совершенно нечистые, они пропадут, 2) клипат Нога, она будет включена в святость (но не во внутреннюю ступень святости, а во внешнюю, и это понятно, ведь изначально клипа не являлось святостью, а стала ею духовной работой человека, то есть обусловлена причиной). [Разница между клипат Нога и полностью нечистыми клипот в том, что кипат Нога имеет возможность быть исправлена и включена в область святости].

Все искры Б-жественности, упавшие в сей мир, вознесутся, ни одна из них не пропадет, как сказано: «Не будет отторгнут от Него (совсем) отверженный» (Шмуэль 2, 14:14). Вопрос, что произойдет с предметом, в котором была искра? Тело нееврея поднимется вместе с искрой и включится в святость, только не во внутреннюю ступень святости, а во внешнюю. Кстати, такое разделение между искрой и телом будет заменой смерти, которая в будущем исчезнет вместе со злом также и для неевреев.

Второй вопрос: речь может идти о личностной награде, или на уровне идеи?

Ответ: Очевидно, что речь идет о личностной награде. (Торат Менахем, ч. 27, стр. 396).

Отвечал: Р. Хаим Фильцер