Что ждет человека, который не знал о Законах Ноя?

незнаниеВопрос: Если человек никогда не слышал о семи законах Ноя, об иудаизме, об едином Б-ге, но делал добро, что с ним будет?

Ответ: Вопрос очень важный, и спасибо, что его задали. Он затрагивает одно из самых центральных (если не самое) тем в понимании заповедей и отношении между человеком и Б-гом.

Б-г сотворил мир по тому же принципу, что Он сотворил человека, как говорят мудрецы: «Человек это маленький мир, а мир это большой человек, и то, что есть в одном, есть в другом» [1]. Человек был сотворен так, что сначала было создано его тело из праха земного, а потом Б-г вдохнул в него дыхание жизни [2] изнутри Себя [3]. Тело человека – это часть природы, а душа – дыхание Б-га живого.

Так же и мир. Сначала было создано его тело – природа, а потом Б-г вдохнул душу – законы (7 законов Ноя, Синайское откровение).

Что происходит с человеком, который не знает о Б-ге и Его законах, тем не менее неосознанно живет как будто по этим законам? Конечно, ему есть награда. Но такую деятельность мы называем «природной»: человек действует в рамках природы, и награду получает в рамках природы. Он не получает награду за то, что слушается Б-га и выполняет его законы. Это похоже на то, как человек ведет здоровый образ жизни, и в награду получает здоровье. Но у него нет Б-жественной награды в виде особых охраняющих его ангелов и удела в Грядущем мире.

Дело вот в чем. Заповеди Б-га – это не просто раскрытие Его воли, а они соединяют исполнителя Б-жьей воли с Ним Самим. Даже на земле это так: когда человек принимает к исполнению приказ другого человека, то это создает между ними определенную связь, теперь это не просто два не связанных никак между собой субъекта, а коллектив, группа, товарищество людей, делающих одно дело. Теперь они сотрудники, товарищи, компаньоны (даже если они не равны по статусу). Тем более это с волей Б-га, ибо у нас, людей, наша воля и наша личность – это две разные вещи, а у Б-га Его воля едина с Ним, ведь Б-г на части не делится.

Мы совершенно не хотим занижать заслуги тех, кто живет правильно, но, все таки, природа и Б-г – явления разного порядка. Это подобно тому, как во время Потопа животные, которые не растлились, были спасены в ковчеге Ноя [4]. Но они так и не поняли, что произошло, и не осознали, что привело их в ковчег и почему. Они так и продолжали жить, не имея понятия о Б-ге.

А Ной не просто был спасен, он удостоился союза [5] с Б-гом. Ной получил Б-жественную награду: с ним произошли чудеса, и он стал родоначальником всех людей на земле, его потомство никогда больше не погибнет в водах Потопа, и заповеди Б-га (которые связывают людей с Б-гом) теперь называются его именем (заповеди были даны еще Первому Человеку, но называются по имени Ноя).

Наступает месяц хешван еврейского лунного календаря – в котором произошел Потоп – начало сезона дождей в тех краях, где жил Ной. Хочется, чтобы начинающиеся дожди стали благословением в материальном и в духовном. Чтобы они, как Потоп, смыли всю грязь и нечистоту с лица земли. Чтобы, наконец, исполнилось то, что написано: «И явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что весь мир – это речь, исходящая из уст Г-спода» [6] .

Примечания

[1]  Пиркей де рабби Натан, гл. 31.
[2]  Берешит, 2:7.
[3]  Cм. Тания, гл. 2, и объясняющую сноску.
[4]  Там же, 43:19.
[5]  Там же, 18.
[6]  Йешаяѓу, 40:5.

Автор: р. Хаим Фильцер