Чему мы должны научиться у Ноаха

Ноах-урокиУрок о том, что взять из пути служения Ноахом Б-гу. Его усилия перед потопом, и его спасение мира принесением всех видов жизни в ковчег.

Глава Ноах (Бытие 6:9 — 11:32) говорит о поколении Ноаха, которое находилось на самом низком уровне. В словах Писания: “всякая плоть извратила свой путь на земле” — до такой степени, что выбора не было, так это было, но только уничтожить все живое. Но эта испорченность не мешала служению Б-гу Ноахом, и он остался нетронутым окружающим злом, как написано:«Ноах был человек праведный и непорочный в поколении своем». Аналогично, когда все это поколение было уничтожено в результате потопа, Ноах остался нетронутым, он и его семья, найдя убежище в ковчеге. Более того, взяв в ковчег каждый вид живого существа, он спас весь мир, посредством чего мир был создан заново — и в более благородном виде, чем до потопа — как мы вскоре объясним.

В служении Ноаха, таким образом, мы видим три аспекта: 1) его служение было нетронутым плачевным состоянием мира; 2) он спас и восстановил мир; 3) поступая так, он поднял мир на более высокий уровень. Давайте исследуем каждый из этих аспектов отдельно.

Служение Наоха нетронуто плачевным состоянием мира.

То, что Ноах был “праведником и непорочным” даже в его развращенном поколении, подчеркивается тем, как он вошел в ковчег. Всё его поколение не желало, чтобы он сделал это, как пишет Раши (Бытие 7:13), «люди его поколения говорили: «Если мы увидим, что он входит в ковчег, мы разрушим его (ковчег) и убьём его (Ноаха).» Б-г сказал, «я приведу его на глаза каждого, и мы увидим, чье слово будет иметь преимущество.» Когда люди увидели, что потоп действительно начался, и Ноах готовился спастись в ковчеге, они хотели помешать ему войти, думая тем самым спасти и самих себя. Зная, что Б-г не допустит, чтобы потоп нанес вред Ноаху, они думали, что если они не дадут ему войти в ковчег, то Б-г остановит наводнение.

Но их сопротивление не помогло им. Действительно, Б-г сказал: «я приведу его на глаза каждого, и мы увидим, чье слово будет иметь преимущество.» Мы можем легко представить, что творилось тогда. Люди стояли перед ковчегом, насквозь промокшие от потоков дождя, который уже начал падать, и перед их глазами был ковчег, в который Ноах и его семья шли, чтобы спасти себя. И все их усилия предотвратить это оказались безрезультатны! Кроме того, они увидели длинную череду животных, каждого вида в мире — парами (или семь по семь чистых животных), идущими в ковчег, чтобы спастись — и все же они были вне ковчега, не в состоянии ничего сделать!

Ноах спас и восстановил мир.

Два аспекта присутствуют в этом: 1) усилия Ноаха до потопа; 2) спасение мира путем принесения всех видов жизни в ковчег. Относительно первого аспекта, мы узнаем, что построение ковчега заняло 120 лет, и Раши (комментарий на книгу Бытие 6:14) говорит нам, по какой причине: “так, чтобы люди поколения потопа должны были видеть, что он занят этим в течение 120 лет, и [могли] спросить его: «что это (за необходимость) для тебя?» и он мог сказать им: "Б-г собирается принести потоп на мир» — возможно, они покаются.» Иными словами, работа Ноаха в течение 120 лет заключалась в том, чтобы дать возможность его поколению покаяться.

Усилия Ноаха повернуть их к покаянию могли иметь силу до самого последнего момента. Даже после того, как прошли 120 лет, а они не раскаялись, и начал лить дождь, Писание говорит (Бытие 7:12), «дождь лился на землю,» Что Раши комментирует: «он (Б-г) обрушился на них с милосердием, так, что если бы они раскаялись, это должны были быть дожди благословения». Таким образом, даже в самый последний момент, если бы Ноах мог призвать их к покаянию, не только бы не было никакого наводнения, но дождь бы превратился в “дождь благословения” ... Это учит, как велика была сила воздействия Ноаха на его поколение: со своей стороны, он мог привести их к покаянию даже в последний момент, тем самым не только избавляя от наказания потопом, но превращая его в “дождь благословения”.

Второй аспект заключается в том, что, принеся каждый вид живых существ в ковчег, Ноах сохранил мир в существовании — несмотря на то, что мир находился в таком плачевном состоянии, что люди не раскаялись даже когда начал падать дождь.

Ноах поднял мир на более высокий уровень после потопа.

Все живые существа в ковчеге Ноаха — т. е. весь мир — были в состоянии, напоминающем будущую эпоху. Все разновидности, животные, звери и птицы, хищные или другие, не нападали или не причиняли никакого вреда друг другу в течение всего срока их пребывания — целый год. Это было самое неестественное явление. Когда каждый вид жизни во всем мире находится взаперти вместе долгое время в ограниченном пространстве, невозможно, чтобы хотя бы один не напал – особенно, когда речь идет о хищных зверях, в чьей природе отнять жизнь у других зверей.

Это явление связано с тем, что благочестие в ковчеге было на очень высоком уровне, аналогичном будущей эпохе, когда волк будет жить вместе с ягненком, орел с козленком и никто не будет вредить другому, ибо «земля будет полна знанием Г-спода.» И таковым было состояние дел в ковчеге Ноаха: даже когда мир был на самом низком из уровней (так развращен, что его пришлось уничтожить), духовное состояние в ковчеге напоминало будущую эпоху.

То, что животные в ковчеге вели себя совершенно противоположно их природе, делает первый аспект работы Ноаха – то, что люди его поколения были не в состоянии нарушить служение Ноаха — еще более великим. Превращение животных на самом деле началось до их появления в ковчеге, когда они пришли, чтобы войти в него. Они были все собраны в одном месте — и не причинили никакого вреда друг другу.

Это было чудо, отличное от любых других. Каждое чудо влияет на конкретный объект или место. Чудо, что манн спустился для евреев во время их сорока лет пребывания в пустыне, например, случилось только в отношении манна, и только в конкретной области (в той части пустыни, где продвигались евреи). Аналогично, те чудеса, что случились с евреями в Египте, были посвящены определенной категории, в определенном месте.

В нашем случае, в противоположность, чудо касалось всех видов жизни в мире, и повсюду в мире, ибо животные пришли к Ноаху в ковчег от четырех концов земли. Это было чудо, относящееся к самому творению. Существует несколько аспектов этого чуда:

1. Животные со всех уголков мира пришли в ковчег Ноаха по собственному желанию; никто не пригонял их в это конкретное место.
2. Не все животные и звери пришли; только пара из каждого [некошерного] вида.
3. Семь от каждого кошерного вида [млекопитающих и птиц] пришли.
4. Только отборные из них пришли — “Те, что были связаны с их собственным видом, и не сбивали их с пути” (Раши на Бытие 6:20).
5. Как указано выше, все они вошли в ковчег упорядоченно, без ущерба один другому — полностью противоположно их природе.

Может ли быть большее чудо, чем это?! Более того, это чудо произошло в конце 120 лет, когда мир был на таком низком духовном уровне, что, несмотря на 120 лет усилий Ноаха, они так и не покаялись.

Все это подчеркивает, насколько невозможно было, чтобы люди его поколения могли воспрепятствовать Ноаху от исполнения его служения. Он вошел в ковчег (его служение по спасению мира) против воли народа, с великими чудесами. И он спас мир, до такой степени, что он поднял его на более высокий уровень. Все это было достигнуто, несмотря на то, что он был один против всего мира.

Если вышесказанное относится к поколению потопа, поколению очень низкого духовного уровня, это, конечно, касается и наших дней, так как: 1) такое духовное падение, как это случилось в поколении потопа, невозможно в наши дни, и 2) Ноах жил до Маттан Тора [откровение на горе Синай]: если он, тем не менее, был в состоянии нести служение, не будучи стесненным его средой, мы, у кого есть сила Маттан Тора, тем более можем.

Еще один урок мы можем извлечь из истории Ноаха, касается способа, которым осуществлялись события. Ноах должен был только выполнять распоряжения Вс-вышнего, будь то строительство ковчега или кормление животных в ковчеге; все остальное — тот факт, что люди не могли помешать ему войти в ковчег, тот факт, что звери пришли в ковчег по собственному желанию, и то, что они сосуществовали мирно — все произошло автоматически, как результат исполнения Ноахом Б-жьей воли.

Основано на беседах Любавичского Ребе М-М Шнеерсона.

ИСТОЧНИК