Заповеди потомков Ноя в свете Каббалы.

Как сказано в Писании, Всевышний создал Землю “не для пустоты… – Он образовал ее, чтобы населить”[1]. Это предполагает такой уровень цивилизованного поведения, который можно достигнуть только тогда, когда народы мира, неевреи, станут соблюдать Семь Заповедей потомков Ноя. Действительно, совершенствование мира, ведущее к наступлению Эры Машиаха, требует распространения Семи Заповедей, дарованных Б-гом через Тору всему человечеству.

Вот перечень семи законов потомков Ноя, согласно классификации Вавилонского Талмуда [2]:

1. Вершить правосудие – повеление неотступно проводить в жизнь и соблюдать социальную справедливость, запрет на любые злоупотребления в отправлении правосудия.

2. Не богохульствовать – запрещает проклятия, направленные на Творца.

3. Не поклоняться идолам – запрещает поклонение любому человеку и любой сотворенной сущности. Также запрещается изготовление идолов и занятия оккультными науками. Это требует понимания Единого Б-га Израиля и Его сущности.

4. Не прелюбодействовать – запрещает прелюбодеяние, кровосмешение, гомосексуальные сношения и скотоложество в соответствии с определением этих понятий в Торе.

5. Не убивать – запрещает убийство и самоубийство. Причинение вреда здоровью также запрещено.

6. Не красть – запрещает противоправное присвоение чужого имущества.

7. Не есть плоти от живого существа – провозглашает принцип гуманного обращения с животными. Также поддерживает выражение признательности за творение всех видов жизни и бережное отношение к природе как созданию Б-жьему.

Происхождение этих законов истекает из слов: “И повелел Господь Б-г человеку…”[3]. Они были даны еще раз всем народам мира через учение Моше (Моисея) во время остановки в Маре [4]. Однако они известны как Ноевы заповеди, потому что впервые стали применимы в полной мере именно в его время, когда мясо было разрешено в пищу [5].

Евреи, задающиеся вопрос, каким должно быть их отношение к их нееврейским друзьям, могут взглянуть на эту всеобъемлющую формулу совершенства и благополучия для неевреев, которая может быть применена повсеместно. Этим принципам можно свободно учить всех неевреев, с которыми они могут повстречаться.

Десять сфирот, каналы трансформации Б-жественного Света, через которые Б-г сотворил мир и человека, делятся на два уровня: три “сфирот разума” – Мудрость, Понимание и Знание (Хохма, Бина, и Даат); и семь “сфирот чувства” – Доброта, Сила, Красота, Вечность, Слава, Основа и Царство (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Год, Йесод и Малхут). Согласно учению Каббалы и хасидизма, три “сфирот разума” соотносятся с еврейским народом, который обеспечивают правовую и духовную интерпретацию Семи Заповедей для потомков Ноя. Каждая же из Семи Ноевых Заповедей соответствует одной из семи “сфирот чувства”.

Нарушение сексуальных норм – это искажение любви и связано с атрибутом Хесед. Сексуальные извращения подрывают любовь Всевышнего к нам и разрушает способность человека к любви, в то время как разрешённые сексуальные отношения любимы на Небесах, и способствуют ниспосланию Б-жественного воздействия на все творение.

Убийство – извращение силы и власти, и соответствует качеству Гвура.

Воровство – это разрушение гармонии в человеческих отношениях, и соответствует категории Тиферет – гармоничному сочетанию доброты и силы, создающему социальное равновесие. В мире, где вопросы деловой порядочности пребывают в начале повестки дня, эта заповедь способствует соблюдению этических норм в той сфере, где это является острой необходимостью.

Идолопоклонство и богохульство – соответствуют атрибутам Нецах и Год, которые зачастую упоминаются вместе как две опоры веры. Идолопоклонство является осквернением Всевластия Всевышнего, а богохульство– Б-жественной Любви. Поскольку Всевластие Всевышнего и Его Любовь неразделимы и содействуют друг другу, точно так же и эти две заповеди поддерживают и укрепляют друг друга. Поклоняться можно только Б-гу, напрямую и без каких-либо сочетаний или посредников, и только Он один, в силу Своей любви ко всему человечеству, желает молитвы и слышит молящегося.

Поедание плоти от живого животного – соответствует сфире Йесод, связанной с репродуктивным влечением. Связь между едой и сексуальностью общеизвестна. Поедание “живого мяса” способствует развитию чисто “хапужного” аспекта потребления пищи и сексуальных отношений. Оно усиливает желание чисто эксплуативных сексуальных отношений, которые походят на обыкновенное поглощение еды, поскольку такая пища содержит реальное “тепло жизни”, пробуждающее накал эгоистичных страстей. Сексуальная ненасытность и жестокость всех видов могут быть исправлены воздержанием от мяса, отрезанного от живого животного, в соответствии с тем, как это определено в Торе. А это, в свою очередь, прививает мягкость и почтительность, в том числе и в отношении окружающей среды.

Работоспособная судебная система соотносится с Малхут, нижней сфирой, которой соответствует идея верховной власти в сочетании с беззаветной преданностью служению обществу. Такова же и ответственность хорошего правительства. Наши мудрецы утверждают: “Меч войны карает мир за судебную волокиту, за несправедливый суд и за вынесение постановлений, противоречащих законам Торы” [6]. Когда евреи и неевреи смогут изучать Тору без искажения её галахического (соответствующего закону Торы) значения, именно тогда истинный мир станет возможным.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Йешайя (Исайя), 45:18.
2. Трактат Сангедрин, 56а.
3. Брейшит (Бытие), 2:16.
4. Шмот (Исход), 15:25-16.
5. Брейшит (Бытие), 9:3.
6. Талмуд, трактат Пиркей Авот, 5:8.

Автор: Йермияу Биндман
Перевод: С. Жильцова

Источник