Заповедь плодиться и размножаться.

PerkinsSextupletsКаждый ноахид, изучая Пятикнижие с самого начала, неоднократно встречает в тексте повеление Бога плодиться и размножаться и заполнять Землю. Например, читая о первом человеке Адаме, мы встречаем слова “И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!”[1]. Или в обращении к Ноаху: “И благословил Б-г Ноаха и его сынов, и сказал Он им: Плодитесь и умножайтесь и наполняйте землю”[2], “А вы плодитесь и умножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней”[3]. Или к Яакову: “И сказал ему Б-г: Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся!”[4].

Другой, более продвинувшийся в изучении Писания, сможет процитировать пророка Ишайау: “Ибо так сказал Г-сподь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить”[5]. Или царя Шломо в Коелет: “С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо”[6]. Одним из традиционных пониманий этого стиха является то, что необходимо плодиться в молодости, но и в зрелом возрасте не оставлять этого, ибо возможно ,не дай Бог, кто-то из рожденных детей умрет[7].

Все это наводит на мысль, что заповедь плодиться и размножаться есть и касается всего человечества, как евреев так и неевреев. Так ли это постараемся сейчас выяснить.

В Талмуде[8] приводится общее правило: заповеди, которые были даны БН, но не были заново даны на Синае, перешли от БН к евреям. Далее Талмуд спрашивает: “Но ведь заповедь плодиться и размножаться была дана БН, как сказано “А вы плодитесь и умножайтесь” и была повторена на Синае как сказано “Иди скажи им пусть вернутся к себе в шатры”[9], но все же у евреев она есть, а у БН нет”[10]. Затем дается некий ответ на этот вопрос, но сути он не меняет – согласно Талмуду здесь у БН после дарования Торы на горе Синай и до сегодняшнего дня нет заповеди плодиться и размножаться.

Однако в другом месте в Талмуде встречается на первый взгляд противоположное мнение. Талмуд[11] приводит спор амараев раби Йоханана и Реш Лакиша о нееврее, прошедшем гиюр и уже породившем до гиюра детей. Раби Йоханан считает, что заповедь плодиться и размножаться тот уже исполнил, а Реш Лакиш с этим не согласен. Обсуждая этот и еще другой их спор, Талмуд говорит, что у БН есть заповедь плодиться и размножаться. Комментатор Раши пишет, что эта заповедь учиться из слов Творца, обращенных к Ноаху и его сыновьям. Таким образом по мнению Раши заповедь плодиться у БН есть. Также комментатор Меири пишет, что из этих слов Талмуда следует, что БН заповеданно плодиться и размножаться.

Комментатор Тосафот там обращает внимание на это противоречие между двумя местами в Талмуде и объясняет, что тут не имеется в виду буквально, что БН заповеданно плодиться. Тут это означает, что у БН их дети считаются законом их детьми, то есть хоть заповеди и нет, но результат (дети) может быть учтен, например, если он прошел гиюр.

Рав Ахай Гаон в книге “Шеилтот”[12] также как и Раши считает, что у БН заповедь плодиться есть. В комментарии Аэмэк Шеела дается обоснование этому мнению, которое основано на Талмуде в Йевамот, мнении Раши, а Талмуд в Санедрин объяснен иначе так, что он не противоречит этому мнению.

Таким образом мнения раввинов в этом вопросе разошлись.

Каково мнение Рамбама по данному вопросу? Прямо он об этом не пишет. В 9 и 10 главах в законах о царях, где Рамбам перечисляет законы БН, он не пишет, что для ноахидов есть заповедь плодиться. Возможно это значит, что согласно Рамбаму такой заповеди у бней Ноах нет.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что автору этой статьи кажется более убедительным мнение, что такой заповеди у ноахидов сегодня нет.

И хотя эта заповедь не является одной из семи заповедей, данных потомкам Ноаха, они, тем не менее, обязаны вносить свой вклад в заселение мира. В идеале – праведными людьми , живущими по закону Торы[13].

[1]  Берешит 1:27-28
[2]  Берешит 9:1
[3]  Берешит 9:7
[4]  Берешит 35:11
[5]  45:18
[6]  11:6
[7]  Раши на этот стих, Йевамот 62б
[8]  Санедрин 59
[9]  Санедрин 59б
[10]  Дварим 5:27
[11]  Йевамот 62
[12]  Шеилта 165
[13] Йешаягу 45:18, так же Шульхан Арух, Эвен га-зер 1.

Автор: Арье Мирецкий