Заповедь делать цдаку для Бней Ноах

Есть ли для ноахида заповедь делать цдаку, помогать другим? На первый взгляд среди семи заповедей Бней Ноах такой заповеди нет. Однако давайте не будем спешить с выводами и обратимся к первоисточникам.

В Талмуде [1] из стиха “Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд” [2] согласно некоторым комментаторам (Ран, Яд рама) учится обязанность для Бней Ноах делать цдаку, как мужчинам так и женщинам. Слово цдака в стихе понимается буквально, хотя по мнению остальных комментаторов тут имеется ввиду достижение консенсуса на суде. Основываясь на этом месте в Талмуде объясняется почему Бог наказал жителей Сдома за не совершение этой заповеди, как сказано “Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала”[3]. Почему же эта заповедь не входит в семь заповедей Бней Ноах? Объясняет Талмуд, что в семь заповедей входят только запреты, а не повелительные заповеди. Следовательно и цдака не входит туда.

Однако Рамбам в законах о царях [4] пишет, что “если бен Ноах хочет исполнить одну из остальных заповедей Торы ради награды, то мы не препятствуем ему в этом. Например, если он дал цдаку, то принимают от него”. Мы видим, что по мнению Рамбама (и многих других комментаторов таких как Раши, Меири) у Бней Ноах нет обязательной заповеди цдака. А жители Сдома были наказаны за поведение, в корне противоречащие нормальному сосуществованию людей. Ведь основной смысл заповедей Бней Ноах это сделать мир благополучным местом для всего человечества. Другое объяснение: возможно, что до дарования Торы такая заповедь у Бней Ноах была и она была включена в заповедь “плодитесь и размножайтесь”, ведь общий смысл этих заповедей это обустраивать мир и делать его лучше. Но затем заповедь плодиться была передана евреями, и заповедь цдака вместе с ней.

В любом случае, есть ли такая заповедь или нет, помощь другим является благим делом и награда за это безусловно Бней Ноах дается. Доказательство этому мы видим из истории с царем Навухаданецаром и пророком Даниелем. Даниель дал царю совет: “Поэтому, царь, да угоден тебе будет совет мой: искупи грехи свои милосердием, а прегрешения – благодеяниями для бедных – так вот продлится покой твой”[5]. И это действительно отсрочило приговор на год, как сказано “Спустя двенадцать месяцев, прохаживаясь по дворцу в Бавэле”[6].

Также это видно из истории, которую рассказывает Талмуд [7]. Однажды мать Швор Малка (царя) дала четыреста динаров цдаки рав Ами, но он отказался их принять. Тогда она послала их Раве, и тот их принял ради поддержания мирных отношений с царем. Узнав об этом, рав Ами удивился и сказал: “Разве не знает он стиха “Когда ветви его засохнут, обломаны будут, женщины придут и сожгут их”?”(Имеется ввиду, что когда у идолопоклонников закончатся заслуги их добрых дел, то Бог их покарает. Так зачем же давать им возможность делать еще добрые дела?).

Здесь нужно отметить, что если Бней Ноах помогает другим не “во имя небес”, а просто по доброте душевной, то награду он получит лишь в этом мире. Для того, чтобы заслужить награду в будущем мире необходимо исполнять заповеди, веря в их Б-годанность посредством пророка Моше (см. Рамбам законы царей гл. 8 закон 11).

[1]  Санедрин 57б
[2]  Берешит 18:19
[3]  Йехезкель 16:49
[4]  Законы царей 10:10
[5]  Даниэль 4:24
[6]  Там же 4:26
[7]  Бава Батра 10б

Адаптированное изложение беседы Любавичского Ребе из Ликутей Сихот, том 5, с дополнениями автора.

Автор: Арье Мирецкий