Законы и суды: права и справедливость — основа мира

Произнесено исполнительным директором Ask Noah International раввином Михаэлем Шульманом в качестве доклада на 4-й Международной конференции Ноахидов, Иерусалим, Израиль, 5779 / 2019 [1].

Почему так важно понимать заповедь Ноаха о законах и судах?

Если общество хочет успешно функционировать, оно должно навязать себе правовую структуру, гарантирующую приверженность основным ценностям. Мир и успех среди членов общества могут быть достигнуты только в том случае, если для установления обязательных границ поведения используется праведный моральный кодекс. Каждая нация, штат или провинция и муниципалитет обязаны иметь систему судов для соблюдения Заповедей Ноаха. Помимо этого, все общества должны также установить гражданские законы в соответствии с праведными принципами. Их суды должны справедливо выносить решения по гражданским делам, поскольку они неизбежно возникают в повседневной жизни.

Ради блага общества суды или правительства могут налагать необходимые юридические ограничения на деятельность, не подпадающую под действие основных заповедей Торы. Это применимо до тех пор, пока ограничения приемлемы для населения в целом. Затем, по Ноахидскому «Закону о судах», граждане обязаны соблюдать светский закон. Суды могут применять любое не смертное наказание, которое общественность в целом принимает по этим вопросам, если оно не является жестоким или необычным. Это называется «выйти за пределы буквы» Закона Торы. Это общепринятая концепция еврейского обряда, и она применима и к неевреям.

С другой стороны, даже в Законах Торы есть встроенные ограничения и запреты на то, когда и как некоторые из них могут применяться. Например, в Законе Торы для евреев есть много грехов, за которые еврей подлежит смертной казни. Однако условия, когда это наказание может быть применено, ограничиваются судебными процессами, проводимыми действительным еврейским судом Синедриона. Настоящий Синедрион существует только в то время, когда в Иерусалиме построен и функционирует Святой Храм.

Мы все еще сталкиваемся с обвинениями со стороны людей, которые в значительной степени не осведомлены о деталях и применении Кодекса Ноахидов, которые не хотят правильно его изучать и которые скорее будут клеветать на праведное движение, которое ставит под сомнение их анти-Торанические догмы. Поэтому для Ноахидов очень важно знать, что отвечать на эти вызовы. Судя по тому, что я видел, самая важная из них вращается вокруг заповеди Ноя установить законы и суды, а также когда и как она применяется.

Раввинские авторитеты нашего поколения учили, что Законы Торы, касающиеся обязанности судов Ноахидов применять смертную казнь, применяются только в том случае, если большинство населения общества (1) верит в Единого Истинного Б-га и (2) конкретно соблюдает Семь Законов Ноаха. как Б-жественные заповеди, которые они принимают на себя. Только в этой ситуации человек, который покидает поведенческие границы общества, чтобы нарушить одну из этих конкретных заповедей, подлежит определенному наказанию со стороны уполномоченного государством Суда Ноахидов.

Во многих странах большинство населения не верит в Единого Истинного Б-га или не принимает одну или несколько Заповедей Ноаха. (В целом они регулярно допускают нарушение хотя бы одной из этих заповедей.) Судам этих обществ не разрешается приговаривать нарушителя одного из Семи Законов к смертной казни.

Почему это так? Если языческие свидетели и судьи не принимают и не соблюдают какой-либо из Семи Законов Ноаха из-за того, что это касается общества в целом, то им, тем не менее, запрещается осуждать кого-либо как подлежащего смертной казни. Это применимо, даже если они считаются в обществе заслуживающими доверия и в целом соблюдают закон и порядок. Эти свидетели и судьи не принимают «ига Неба» и их Б-жественных заповедей. Следовательно, судебные процессы, которые они проводят, не соответствуют условиям настоящего Суда Ноахидов. Среди язычников Б-г разрешает только настоящему Суду Ноахидов полностью применять Закон Торы в отношении определенного Им наказания за нарушение заповеди Ноаха.

Исключение из правила

Есть одно исключение из практических соображений. Если светские суды решат, что необходимо применить смертную казнь за убийство, им разрешено — но не требуется в соответствии с Законом Торы — казнить осужденных убийц. Это служит сдерживающим фактором и укрепляет безопасность общества.

Раввин Моше Файнштейн был главным авторитетом в области Закона Торы после Первой мировой войны. Он постановил, что не-ноахидские языческие суды в наших современных светских обществах не могут выносить смертный приговор даже за убийство, если только они не увидят, что смягчающие обстоятельства вынуждают им делать это специально для убийц. Это может произойти, если общество станет беспрепятственно нарушать основной запрет на убийство.

Частичное исполнение заповеди о Законах и Судах является важным достижением

Даже если большинство нееврев в стране не соблюдают Заповеди Ноаха как Б-жественные заповеди, обычно они соблюдают основные обязательства некоторых из этих заповедей, исходя из своей собственной морали и логики. Тогда их правовая система рассматривается для них как частичное выполнение их заповеди суда – обязанности устанавливать законы и суды. Это применимо, если они соблюдают запреты на воровство и убийство и справедливо судят нарушителей, учреждая суды для осуждения нарушителей. Они должны рассматривать дела о краже, убийстве, телесных повреждениях и тому подобное, а также решать денежные дела.

В наше время суды в таких обществах обычно приговаривают нарушителей Ноевых Заповедей только к заключению в тюрьму или другим наказаниям. Тем не менее такие суды удерживают общество от возврата к хаосу. Главный принцип и цель заповеди суда состоит в том, чтобы создать оседлое общество, защищающее своих граждан от обид друг друга.

К сожалению, есть много дезинформированных критиков движения Ноахидов. Поэтому важно знать этот ответ — что у ноахидов нет никаких обязательств или разрешений создавать свои собственные суды ноахидов, если они составляют меньшинство в стране. Это, безусловно, применимо, если это в целом справедливое общество.

Но как насчет ноахидов, у которых есть возможность участвовать в светской правовой системе своего общества? Это разрешено? Соблюдающему ноахиду, обладающему способностью и знаниями судить, разрешено и у него есть обязанность стать судьей нееврейского суда, не принадлежащего к Ноаху. Это делается для того, чтобы максимально установить закон и порядок в обществе. Он применяется, даже если (из-за обстоятельств в его стране) он не может вершить правосудие в соответствии с положениями Кодекса Ноахидов. Точно так же соблюдающий ноахид, который может дать показания по определенному вопросу или имеет основания для судебного иска против другого лица, должен обратиться в светские суды и дать показания или представить дело перед ними. Почему? Это потому, что эти судьи привносят в общество определенную степень праведности и нравственности.

Но если очевидно, что судебная система страны коррумпирована, то человеку запрещается участвовать в таких судебных процессах ни в качестве судьи, ни свидетеля, ни стороны в процессе.

Назначение судей и сотрудников правоохранительных органов

Правительство обязано назначать достойных судей и чиновников для добросовестного соблюдения законов и разрешения юридических споров. Иногда волевой человек, не обладающий знаниями, квалификацией и темпераментом судить, поднимается сам и начинает навязывать свое мнение и решения другим людям. Это не исполняет заповеди о суждениях. Вместо этого это может привести к воровству, убийствам, коррупции и либо общественному хаосу, либо жестокой диктатуре.

Такие условия прямо противоречат Исаии 45:18: «Так говорит Б-г, Творец небес: [стих отступает и объясняет, кто такой Б-г?] Он Б-г, Тот, Кто создал землю и ее Творец. ; Он установил его, Он не сотворил его для хаоса, Он создал его, чтобы он устоялся: [и теперь стих продолжает рассказывать, что Б-г говорит:] Я Б-г, и нет другого». Итак, мы видим, что Б-г связывает Себя и Свою цель создания вселенной с целью создания оседлых обществ людей, заполняющих этот мир. Эта Божественная цель не может быть достигнута без бесперебойно функционирующих систем честности и справедливости в каждом обществе. Очевидно, что правосудие должно осуществляться в соответствии с волей Б-га.

Кодекс Ноахидов не определяет в деталях все стандарты справедливости и суждения, которым должны следовать языческие суды. Вместо этого стандарты Б-га для еврейских судов и судей очень подробно указаны в Торе. Аспекты этих стандартов, которые логически необходимы, также обязательны для языческих судов. Общества последних нескольких столетий избавились от абсолютных монархов и диктатур и установили свободные общества. Почти все эти общества обращались к еврейской Библии за руководством в установлении стандартов справедливости для своих судов.

Особенно это касается процесса назначения судей. Граждане, живущие в демократическом обществе, обычно несут определенную ответственность за назначение судей. В некоторых странах судьи некоторых уровней избираются народом. В других странах народ избирает правительственных чиновников или правящие партии, которые назначают судей. Поэтому крайне важно добиваться избрания или назначения судей, отстаивающих ценности, основанные на Торе. Они должны быть ближе, чем большинство других судей, к соблюдению заповедей и принципов Кодекса Ноахидов. Эти консервативные судьи могут стать последней линией защиты от полного захвата власти радикальными группировками.

Тем не менее, мы должны помнить, что консервативные ценности — это не единственное, что нам нужно искать в наших судьях. Традиция Торы требует от судей значительно более высоких стандартов, чем средние. Это соответствует Втор. 16:20: «Правосудие, правосудие ищи!» По словам мудреца Раббана Шимона бен Гамлиэля в «Этике отцов» 1:18, «Мир держится благодаря трем вещам – справедливости, истине и миру, как сказано [Захария 8:16], суд мира во вратах твоих».

Некоторые требования, предъявляемые к судьям и тем, кто их назначает

Из части VIII книги «Шева Мицвот Ашем» раввина Моше Вайнера:

  • Назначать или избирать следует только достойных судей.
  • Судьи и те, кто их назначает, должны быть знакомы с судебной системой. У них должны быть хорошие черты характера, и они не должны быть жадными до денег.
  • Должностные лица, назначающие судей, не должны проявлять фаворитизма. Судьи не должны выбираться на основе вещей, которые не имеют объективного отношения к квалификации судей.
  • Каждому судье необходимо иметь семь хороших качеств: мудрость; смирение; страх перед небом; презрение к деньгам; любовь к истине; быть принятым и высоко оцененным людьми в целом; и хорошая репутация, без участия в запрещенных или аморальных действиях.

Существует также прямое требование к гражданам чтить и уважать людей, назначенных официальными судьями. Это часть обязательства по созданию судебной системы. Это применимо даже к судьям, которые обладают лишь некоторыми из идеальных качеств. Но если судья окажется совершенно недостойным судить, обязанность исправить это, отстранив его от занимаемой должности. Например, судья, который берет взятку или намеренно искажает приговор, должен быть отстранен от должности судьи и предан суду за совершение этих нарушений.

Условия для судейства и дачи свидетельских показаний в судах Ноахидов или не-Ноахидов

Что Тора говорит об условиях судей и свидетелей по делам о нарушении основных Семи Законов Ноаха? Это самые серьезные нарушения. В Б-жественном законе осуждения убийцы, который Б-г сказал Ноаху (Бытие 9:5), сказано: «Но крови вашей с душ ваших Я взыщу… и от руки человека, от руки каждого человека, брата его Я потребую душу человека». Мудрецы объяснили смысл этого наставления следующим образом:

– «Вашей крови ваших душ Я [Б-г] потребую» относится конкретно к делу с ответственностью за смертный грех.
– «его брат» означает, что родственник обвиняемого может быть судьей или свидетелем. Но если родственник имеет личное отношение к делу или если он питает к подсудимому большую любовь или ненависть, то он не может быть судьей. Если показания родственника будут в пользу этого свидетеля, он является недействительным свидетелем по этому делу.
– Человеку не разрешается свидетельствовать против самого себя, что он нарушил один из Законов Ноаха. Ему также не разрешается свидетельствовать против своей жены, так как жена считается единым целым со своим мужем.
– Слова «от руки [человека]» в этом стихе означают, что суд по делам, наказуемым смертной казнью, должен проводиться только с судьями или свидетелями, которые являются мужчинами. Также достаточно иметь только одного судью и/или одного надежного свидетеля, но он должен быть очевидцем. [В Законе Торы, если есть только один свидетель вместо двух, это называется «косвенным доказательством».]

Все функциональные общества создают для себя законы, выходящие за рамки основных семи законов Ноаха. Для этих типов дел, если некоторые правила судов могут быть определены судьями, им разрешается принимать показания лица в соответствии с их решением. Это применимо, даже если человек не может служить свидетелем в соответствии с основным Законом Ноаха. Например, нееврейским женщинам разрешено выступать в качестве арбитра или выступать в качестве свидетелей в денежных делах с участием неевреев. Или судья может принять решение по делу на основе своей оценки показаний, не представленных очевидцами. В качестве альтернативы судья может быть строже, чем требуется, и судить только на основании показаний двух очевидцев.

Существует основное различие между правилами для судов Ноахидов и правилами для судебных систем в таких странах, как США. Закон Торы не считает присяжных, состоящих из не-судей, правомочным судом для вынесения приговора или вынесения решения о наказании в любом случае, связанном с нарушением Закона Ноаха. Почему американские колонисты, основавшие США, установили условие суда присяжных заседателей? Они хотели иметь защиту от судебной предвзятости, которой они подверглись под деспотическим правлением короля Англии.

Обязанность иметь сотрудников правоохранительных органов

В заповедь о создании судов входит требование о том, что каждый суд должен иметь должностных лиц, которые будут обеспечивать соблюдение законов и решений. Офицеры, которые делают это праведно, активно участвуют в соблюдении этой заповеди[2]. Одна из функций офицеров – заставить стороны в судебном процессе следовать решению, которое примет судья. Они также должны сделать следующее:

  • вызывать истцов в суд,
  • патрулировать город и рынки,
  • контролировать деловые операции, чтобы не было мошенничества или кражи,
  • проверить меры и веса торговцев, которые должны быть точными,
  • исправить любое правонарушение, которое они увидят, или передать дело в суд, чтобы вынести решение по нему,
  • и арестовать любого преступника и привлечь его к суду.

Вся деятельность должностных лиц должна осуществляться только в соответствии с указаниями суда. Им не разрешается осуществлять свою власть на основании собственного мнения. В частности, как публика должна уважать своих судей, так они должны уважать и офицеров. Суды должны получить разрешение наказывать того, кто унижает сотрудника правоохранительных органов.

Обязательство «устроить мир»

Известные Б-гу стандарты нравственного поведения человека являются частью Его желания «ишув олом» (буквально «урегулирование мира»). Это библейский термин, который относится к Божественной обязанности людей создавать мирные и правильные общества в глазах Б-га. Следовательно, установление праведных законов и судов также подпадает под обязательство Ноахида по продвижению ишув олом. Кроме того, людей следует поощрять к тому, чтобы они поступали нравственно, согласно Б-гу. Как минимум, они должны воздерживаться от действий, которые, как известно из еврейской Библии, ненавистны Б-гу. Это применимо независимо от того, подлежат ли нежелательные действия наказанию в соответствии с Кодексом Ноахида в Торе.[3]

Комментарии

[1] Это выступление основано на законах Торы для нееврев в Части VIII книг Шева Мицвот ха-Шем (2-е издание, на иврите) и «Божественный кодекс» (4-е издание, на английском языке) раввина Моше Вайнера из Иерусалима.
[2] См. книгу «Духовное выживание для правоохранительных органов».
[3] Например, правовая система общества имеет право ограничивать граждан мужского пола только одной официально заключенной женой за раз, если это считается выгодным для общества. (Сюда входят как официально зарегистрированные браки, так и гражданские браки.)

Перевод: Лея Авиталь Длинова

Источник: