Воскреснут ли те, кто умерли христианами, мусульманами?

Вопрос: Скажите пожалуйста, а воскреснут ли те, кто умерли христианами, мусульманами?

Ответ: По сложившейся традиции откроем книгу раввина Моше Вайнера (законы язычества, глава 6). Там написано (п. 1), что ноахидам запрещено создавать религии, и те, кто так делают, нарушают закон Б-га в самой его сути (даже в случае, если эта религия обязывает выполнять семь заповедей ноахидов). Это потому, что сила заповедей исходит от Синайского откровения посредством Моше, и это единоразовый акт. Других таких раскрытий Б-жественности, обязывающих людей, больше не повторится. Поэтому, если заповедь делается по иной, чем Синайское откровение, причине, это является отрицанием Синайского откровения и Б-га, который в нем раскрылся.

Нужно понять, что воскрешение мертвых не является какой-либо закономерностью мира сего или законом его природы. Это не естественное событие, как смерть, а событие, выходящее за рамки естественного.

(Не зря воскрешение из мертвых является одной из основ веры (Маймонид, «Принципы веры»), но не входит ни в один кодекс законов, то есть не имеет отношения к деятельности человека, его нельзя сделать).

Вообще-то и смерть не является естественным событием, как сказано (трактат «Авот», глава 4, мишна 22): «…не по своей воле ты умираешь…», но посредством греха первого человека зло смешалось с добром так, что уже нет добра без зла и зла без добра (до тех пор, пока это не будет исправлено). Поэтому, чтобы зло не могло существовать вечно, появилась смерть и стала частью нашего мира.

Следует уточнить, что смерть является следствием самого греха. Жизнь возможна только в добре, а зло и духовная нечистота (нечистота как противоположность святости) – это духовная смерть. Посредством греха духовная смерть вошла в человека и постепенно преобразовалась в смерть физическую. Поэтому, когда исчезнет смерть духовная, то естественным образом исчезнет и физическая смерть (Любавичский Ребе Менахем-Мендель, «Била мавет ла нецах» 5748 [1988]).

Язычник же, отрицая истинную Б-жественность, уже при жизни является мертвым в духовном смысле. Ведь в будущем воскреснут те, кто жил и умер, но тот, никогда не был живым, каким образом вернется к тому, чем никогда не был?

2

Следует уточнить понятие «жизнь». Жизнью мы называем такое положение вещей, когда человек получает жизненность от Б-га прямо, «лицом к лицу». Если человек стоит лицом к Б-гу (в духовном смысле), то и Б-г дает ему жизненность, повернувшись к нему лицом, выражаясь аллегорически. То есть дает ему жизненность по желанию. Такую ситуацию мы называем жизнью.

Но если человек отворачивается от Б-га, то получает жизненность тоже со спины, будто бросаемую через плечо за спину, опять же это аллегория. То есть Б-г дает ему жизненность без желания. Такую ситуацию мы называем смертью, ибо жизненность когда-то прервется (Любавичский Ребе Шалом-Дов-Бер, «Кунтрес Умааян»).

3

Причина того, что зло (смерть духовная и физическая) исчезнет именно в будущем, заключается в том, что в будущем произойдет раскрытие столь высокого уровня Б‑жественности, что все, что противопоставляет себя Б‑жественности, существовать не сможет (там же).

Иными словами, в будущем раскрытие Б-жественного света будет таким, что не оставит тому, что противопоставляется себя Б-жественности, никакой возможности получать жизненность от святости (даже от «задней стороны» святости). И тогда зло исчезнет полностью (там же).

Язычник противопоставляет себя Б-жественности. Пока зло связано с добром, он получает жизненность от Б-жественности. Но когда зло исчезнет, как посредством чего он оживет?

Или мы хотим сказать, что мнение человека не должно поражать его в правах? Однако, речь о другом. Раскрытие в будущем зависит от наших действий и нашей духовной работы в настоящем. Уничтожение зла (того, что противопоставляет себя Б-жественности) в будущем произойдет тем, что люди в сем мире откажутся от зла. Тем самым Наверху исполнится пророчество: «Дух нечистоты уберу с земли» (Зхарья, 13:2) и также «Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Г-сподь Б-г слезы со всех лиц» (Йешаяѓу, 25:8) (там же).

4

То же самое иными словами:

Сказано (Дварим, 7:11): «Соблюдай же заповеди и уставы и законы, которые Я заповедую тебе исполнять сегодня». Сказали наши мудрецы, благословенна их память (трактат «Эрувин», лист 22а): «Сегодня исполнять, завтра получать награду». То есть, служение существует лишь в сем мире, когда Б-жественность скрыта и добро перемешано со злом. Служение и заключается в разделении добра от зла. В будущем, когда добро и злобудут разделены и Б-жественность раскроется и станет явной, служение закончится и наступит время получения награды.

Теперь представим себе двух работников: один выполняет задание, второй делает ровно наоборот. Когда придет день оплаты, что получит второй работник? Очевидно, что ничего.

Следует уточнить, что каждый человек в течение жизни делает что-нибудь хорошее, ведь мы сказали, что нет добра без зла и зла без добра. А если он сделал хорошее, ему полагается награда, как сказано в Мишне (там же): «…нет пред Ним ни несправедливости, ни забвения, ни лицемерия, ни подкупа. И знай, что всему есть счет». То есть, все поступки человека учтены, и за каждый он получит награду или наказание.

Однако тот, кто лишил себя воскрешения в будущем мире, получит награду в мире сем, как сказано (Дварим, 7:10): «…воздающий ненавидящим Его в лицо им», то есть платит награду им за добро, которое они сделали, при жизни (комментарий «Раши» на этот стих).

Отвечал: р. Хаим Фильцер