Внеземная жизнь

Есть ли жизнь на Марсе? А на других планетах? Жутко интригующая тема. Интереснее даже футбола. А сколько потрачено средств и времени на решение этой загадки!

Однако исследования эти не имеют прямого отношения к нашей жизни на Земле, к нашему мировоззрению и поведению. Неужели открытие вирусов или плесени на других планетах позволит нам воровать или прелюбодействовать?

Тем не менее, по словам Талмуда, пока задаются вопросы, должны найтись те, кто на них отвечает[1].

Синайское откровение не отрицает внеземную жизнь. Наоборот, утверждение, что сие не возможно, ограничивает Б-га в Его творческой свободе. Упоминание о внеземной жизни мы находим в Талмуде в двух местах: в трактате Швуот[2] и в трактате Моэд Катан[3]. Но все по-порядку.

В книге Судей (одной из книг Библии) есть рассказ о пророчице Дворе (Деборе). После битвы народа Израиля со врагами и победы над ними она спела гимн, песнь, где, в частности, говорится такое: «Прокляните Мэроз, – сказал посланник Г-спода. – Прокляните, прокляните жителей его, ибо не пришли они помогать Г-споду…»[4]. Талмуд приводит два объяснения слову Мэроз. Первое к нам не относится, а по второму объяснению это – звезда (или планета, ведь во времена Талмуда планеты называли звездами).

Сами звезды (или пришельцы с них) помогали Израилю в той войне, как там же и написано[5]: «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисрою (Сисра – военачальник врагов)». Все звезды (или планеты) помогали одолеть врага, кроме звезды Мэроз. Потому, что она – звезда-покровитель пресловутого этого Сисры. Вот, эту звезду и проклинают: «Прокляните Мэроз, – сказал посланник Г-спода. – Прокляните, прокляните жителей его…»[6].

Даже Раши, главный комментатор ТАНАХа (Библии), в своем комментарии приводит оба объяснения слову Мэроз.

Мы видим, что Тора поддерживает идею существования жизни на других планетах. Однако – здесь мы должны очень четко определиться – кроме, как на Земле, не может быть людей, т. е. разумной жизни. И сейчас мы определим, что имеем в виду под словами «разумная жизнь».

Считается, что людей от всех остальных существ отличает способность разговаривать (речь), разум или такие вещи, как умение пользоваться инструментами. Нет и нет! Подобные умения присущи и другим существам. Даже другие умеют делать то, чего человек не может. Но никакие умения не делают их людьми.

К примеру, ангелы. Их разум гораздо больше человеческого[7], и они могут много, чего человек не может. Но у них нет свободы выбора – свободы выбирать между добром и злом, между тем, чтобы слушаться Б-га, и тем, чтобы, не дай Б-г, наоборот. А без этого человеком не будешь[8].

Так что сама по себе идея существ, прибывших к нам из других миров, не противоречит Синайскому откровению.

Тем не менее, не стоит обольщаться мощью пришельцев и их техническим превосходством (как это представляется людям в их фантазиях). Ведь пришельцы, какими бы суперменами ни были, не люди. Лишь человек обладает свободой воли, и поэтому лишь он может вступить в отношения с Б-гом. Размышления о том, что превосходство человека лежит совсем в другой области, должны укрепить в решимости выполнять волю Творца так, как она была объявлена в Синайском откровении, и дать силы преодолеть все препятствия на пути к этому!

Примечания

[1]  Хагига, 5:2.
[2]  36:1.
[3]  16:1.
[4]  Шофтим, 5:23.
[5]  Там же, 20.
[6]  Хотя, не будем это отрицать, есть другие объяснения слову «жители», к примеру, «соседние планеты» (рабену Хананэль). Но, все-таки, такое объяснение далековато от простого смысла слова «жители».
[7]  Рамбам, Основы Торы, 5:7-8.
[8]  Там же, Тшува, гл. 5.

Автор: р. Хаим Фильцер