В мире нет случайностей

Каждая вещь несет в себе отпечаток личности автора, ее создавшего. Если мы говорим о таком творце, как Б-г, то во всех Его творениях можно увидеть Его свойства и качества. Глядя на творения, мы можем кое-что узнать о Нем Самом.

К примеру, радио. Или телевидение. Если в материальном мире есть сила, которая позволяет слышать и видеть все, что происходит в совершенно другом месте, часто весьма отдаленном, то есть и духовная сила, которая позволяет видеть и слышать все, о чем мы говорим, даже спрятавшись и запершись от посторонних глаз.

Или, вот, торговцы. Они действуют лишь для того, чтобы получить прибыль. И Б-г творит, чтобы получить прибыль: он создал такую сущность, как человек, у которого есть свобода выбора, и когда человек выбирает Б-га и действует в Его пользу, то для Б-га это – чистая прибыль. Ведь Б-г трудился лишь над человеком, а то, что человек делает самостоятельно и независимо от Б-га, Б-г над этим не трудился, но получил. Но мы не про это.

Мы про единство Б-га. Как Б-г един, так и сотворенный Им мир несет в себе единство. Когда наука изучает разнообразие окружающего мира, она естественным образом стремится к объединению всего в группы, подгруппы, виды, подвиды, и так далее, что говорит о том, что единство в природе заложено.

То, что существуют законы, другими словами, что Природа построена по определенным законам и правилам, говорит о том, что различные и, казалось бы, не связанные между собой объекты подчиняются чему-то одному, ведут себя одинаково в различных ситуациях, а это указывает на внутреннее их единство. Законы сводятся к более общим правилам, а после открытий Эйнштейна вообще все заняты только тем, что ищут то, что одно может объяснить всё.

А то, что мир разнообразен, то это не отрицает единства – наоборот! – разнообразие приносит единству пользу. Ведь разнообразие, как учит каббала, происходит из мира Ацилут, мира единства и гармонии. Известно, что мир сотворен двумя видами Б-жественных стихий, которые условно называются «мирами»: стихия Хаоса, на языке каббалы – Тоѓу, и Ацилут – стихия порядка и гармонии. Обе эти стихии в различных сочетаниях производят все сущее: людей, ангелов, космос и всё-всё-всё, что есть в физическом и духовных мирах.

Главное различие их в том, что Тоѓу – это «проявить себя». Б-жественная субстанция находится там в состоянии предельного самовыражения, а сфирот – свет и сосуды – каждый выражает только себя и отрицает всех остальных. Бесконечность выражается в этом мире так, что каждая сфира стремится проявить себя максимально в бесконечной степени, что само по себе отрицает всех остальных, для них просто не остается места, она заполняет собой всё. Утверждая себя бесконечно, она отрицает в бесконечной степени всех остальных. Это Б-жественный мир, мир Б-жественных сущностей, но из него, путем различных «падений» и превращений, происходит все то, что в нашем мире направленно «на себя». Понятно, что особого разнообразия из такого мира произойти не может.

В мире Ацилут, наоборот, главное выразить не себя, а идею, в данном случае – единство Б-га. Поэтому здесь каждый дает место другим наравне с собой. Ведь каждый в отдельности – каждая сфира – ограничен, и Б-га он выражает ограниченно. Хесед не способен проявить Б-га так, как это делает Гвура, и так далее. Разнообразие помогает обойти ограниченность каждого в отдельности. Если из десяти сфирот каждая проявляет Б-га на одну десятую, то объединившись вместе они дают полную картину Бесконечности. Вот оттуда и происходит такое качество мира, как разнообразие[1].

И поэтому в разнообразии мира прослеживаются общие закономерности, общие черты, общие законы, и так далее. Те, кто говорит, что в мире нет закономерностей, что связь между сущностями – вещь не реальная, а умозрительная – лишь для удобства их изучения, просто легче изучать мир, выделяя и подчеркивая общее, а не различия – отрицает истину.

В свете каббалистического учения единство мира представляется нечто большим, чем просто взаимная связь всего со всем. В нашем мире не просто всё связано, но всё, что случается с человеком, и всё, что он видит и слышит, происходит не случайно, а для того, чтобы научить его служить Б-гу. Или по-другому, чтобы он использовать это в своем служении.

Ведь всё создано единым Б-гом, и всё происходит из единого источника. И после того, как всё уже существует, оно продолжает получать свою жизнь оттуда же. Разница в том, что про какие-то вещи Б-г решил, что они предстанут перед нами в виде закономерностей и законов, а про другие – в виде случайностей.

Зачем это нужно?

«Одно напротив другого сделал Б-г» – говорит в мудрейший из людей[2]. Закономерности проявляют единство, указывая на одного Творца, а случайности это скрывают. Случайности создают видимость хаоса и беспорядка. Таким образом они уравновешивают друг друга, давая человеку возможность свободного выбора. Если бы можно было Б-га доказать, то Его бы давно уже доказали, и служение потеряло бы всякий смысл.

Как известно, выбирать можно лишь из двух абсолютно одинаковых вещей, иначе это не настоящий свободный выбор. Если достоинства одного превалирует над достоинствами другого, то выбор определяется выгодой от наличия определенных достоинств. Такой выбор не свободный, а заранее предопределен. Полностью свободный выбор бывает лишь, когда две вещи идентичны полностью, и ни у одной нет никаких преимуществ перед другой. Тогда выбирая одну из них мы выбираем свободно, без всякого давления со стороны внешних обстоятельств.

Поэтому Б-г создал случайности, чтобы уравновесить ими закономерности. Но если бы можно было заглянуть внутрь случайностей, то мы бы увидели все ту же Б-жественную энергию, которая создает всё и всё оживляет. Гематрия – числовое значение – слова Природа (ѓа-тева הטבע) равна числовому значению слова Б-г (Элоким אלהים). Это значит, что явления эти – Природа и Б-г – суть одно. Снаружи мы видим Природу, а внутри это Б-г. От наших физических глаз это скрыто, но в будущем оно станет явным, и мы сможем видеть это глазами.

Можно выделить два периода в науке. Начальный, когда наука явно стремилась все разделить и во всем искать отличия. И более поздний, зрелый, когда стали искать именно объединяющее. Переломным моментом (примерно) мы считаем 1840 год, с этого времени началось бурное развитие науки, научная революция.

Связано это вот с чем. В библейской истории о Потопе сказано, что Потоп начался в шестисотый год жизни Ноя. «Открылись источники Великой Бездны и окна Небесные отворились[3]» – вода хлынула на землю. Каббала видит в этом аллегорию, вода – это воды знания. В книге Зоѓар[4] есть пророчество, что примерно в шестьсот лет шестого тысячелетия от сотворения мира откроются источники знания, и воды мудрости зальют землю. Не только каббалистической мудрости, но и мудрости вообще. В этот период наука начинает понимать и находить доказательства того, что каждый отдельный объект связан со всем остальным миром. Единство мира перестало быть уделом веры и стало частью науки, из области веры перешло в область знания.

Четыре тысячи лет назад Авраам смотрел на мир и удивлялся его гармоничности. Эти мысли навели его на мысль о едином Творце. Авраам был один – весь мир был против него, даже пытались его убить. Но сегодня об этом знают все, и даже дети. Сегодня единство мира стало общепризнанным фактом и никого не удивляет. Сегодня мир близок к гармонии как никогда в прошлом. Так пусть же Б-г наконец раскроет Себя полностью, чтобы мы видели то, о чем пока-что рассуждаем умозрительно.

Примечания

[1]  Однако бесконечное разнообразие происходит из Тоѓу, как все бесконечное и неограниченное.
[2]  Коѓелет, 7:14.
[3]  Берешит, 7:13.
[4]  Часть 1, 117:1.

Автор: р. Хаим Фильцер