У всего есть источник в Торе.

Есть у всего источник в Торе. [1] Написано в Мидраше, что Тора сказала: «Я была ремесленным орудием Творца». Как ремесленник, строя дом, «делает это не сам по себе, но у него есть наброски и планы, чтобы знать, где строить комнаты, где строить дверные проемы, так и Всевышний — смотрел в Тору и творил мир». [2]

Смысл того, что Тора таким образом описывает сотворение мира Всевышним, заключается, среди прочего, в том, чтобы указать [3] на то, что каждый человек в некотором смысле тоже должен вести себя аналогичным образом. Ибо заповедано: «Идти будешь путями Его [4] — как Он милосерден, так и ты будь милосердным»[5].  Как сказали Мудрецы, «то, что Он сам делает, то велит делать человеку» [6].

Это означает, что, как сказал рабби Иосеф Ицхак, перед тем, как что-то делать, еврей и праведный нееврей должен уточнить, что об этом сказано в Торе. И особенно в силу того, что, как написано в вышеприведенных словах из Мидраша, все сотворенное в мире сначала неким образом «появилось» в Торе и уже согласно этому оно затем было сотворено. Очевидно, что не может в этом мире быть чего-либо, что не относится  к сфере рассматриваемого Торой.

В свете этого можно понять дискуссию из Талмуда [7] , где приводится целое обсуждение на тему «Откуда берется это выражение, используемое людьми» (то есть выясняется, где в Торе находятся источники тех или иных распространенных народных выражений). Ведь на первый взгляд непонятно, почему то, что у каждого высказывания есть источник в Торе, настолько очевидно, что Талмуд по-простому спрашивает: «Откуда это выражение?»

Из сказанного выше следует, что по отношению к каждой вещи, существующей в мире, Тора содержит поучение, как с ней себя вести. Но в отношении одних вещей указание в Торе формулируется определенно (вплоть до ясного закона в Шулхан Арухе), а в отношении других Всевышний захотел удостоить нас правом использовать свой разум, чтобы (порой с большими усилиями) находить в Торе верные указания. И понятно, что если человек не находит такого указания, то это вовсе не означает, что его не существует.

Более того, Тора содержит в себе исток и корень истинного существования и предназначения каждой вещи. И описание ее в Торе дается в соответствии с этим заключенным в ней (Торе) источником, из которого эта вещь пришла в этот мир, будучи сотворена Всевышним буквами Десяти Речений или же «сочетаниями, заменами и перестановками этих букв, которые трансформируются в название этой вещи на священном языке [8]»[9]. Соответственно, и использовать каждую вещь необходимо в согласии с ее истинной реальностью и задаваемой указанием Торы природой. А в противном случае, не дай Б-г, это будет противоречить не только Торе и воле Всевышнего, но и сущности и природе самок этой вещи.

Эта идея сама по себе является духовным прообразом научной концепции о том, что для того, чтобы познать истинную суть и устройство некоего объекта или явления, необходимо исследовать его корень и источник, а также причины определенных свойств данного объекта. В науке это относится лишь к материальному источнику предмета, в Торе же выясняется его духовный корень. Благодаря этому можно познать также цель сотворения этой вещи согласно Воле Творца, раскрываемой для нас в Торе.

Примечания

1. «Сэфер Гасихот» 5748 г., то 2, с. 589
2. Брейшит Раба, 1:1
3. Поскольку слов «Тора» происходит от слова «гораа» – указание. См. Зогар, ч.III, с53:2
4. Пятикнижие, книга Дварим, 28:9
5. Талмуд, трактат Сота, 14:2
6. Шмот Раба, 30:9
7. Трактат Бава-Кама, 91:1-2
8. Тания, раздел «Врата единства и веры», гл. 1.
9. Также и среди наименований, данных народами мира различным вещам; можно найти такие, что соответствуют их сущности. То же и в отношении названий, которые являются аббревиатурами. В Торе это один из способов наречения именем, раскрывающий суть предмета, и из нее это перешло в некоторые названия на языках народов мира.

Адапрированное изложение из книги «Пробуждение разума».