У каких животных можно научиться и чему?

Мишна говорит: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя Волю Отца твоего Небесного»[1]. Что это значит? Приводим ответ раввина Моше Вайнера из Иерусалима.

У тигра, который использует дерзость для выживания, человек учится в служении Б-гу (дерзость необходима для его духовного выживания), чтобы «выполнять волю Отца Небесного». Поэтому, человеку не нужно стыдиться или стесняться, если другие высмеивают его за его праведность и служение Б-гу. Хотя скромность в целом хорошее качество, а бестактность – порочная черта, тем не менее, для того чтобы сделать должным образом в случае преодоления трудностей, необходимо человеку учиться природе тигра. В этом случае, человек сможет заставить себя быть дерзким по отношению к разрушающим мыслям или комментариям других людей, когда они видят, что он не грешит и придерживается нравственного пути, несмотря на то, что его природная черта чувство смущения.

У орла, который использует свою лёгкость для быстрого и свободного полета на высоте в поисках пропитания, человек учится легко передвигаться с места на место, из одной ситуации в другую, делать добрые дела и избегать плохих мест и ситуаций. Не следует человеку быть ленивым и тяжёлым на подъём, и не думать, что раз он обосновался на одном месте или попал в одну ситуацию или на один уровень, то надо все время оставаться в том же состоянии. Напротив, человек подобно орлу должен уметь двигаться вперёд и подниматься на новые высоты в своём служении Б-гу. В этом заключена центральная тема: человек должен беречь свои глаза и смотреть только на хорошее. В физическом смысле, необходимо отвратить свой взгляд от всего нескромного и неправедного, как во внешнем, так и внутреннем мире, в который мы впускаем информацию через интернет, фильмы и ТВ. Так же и с мысленным взглядом, не нужно искать зло в окружающем мире, а замечать вместо этого только хорошие качества и дать другому человеку шанс доверия.

У оленя, известного своей быстротой, человеку необходимо учиться всегда быть страстным и поспешным в добрых делах и устойчивым перед грехом. Как только представляется возможность сделать доброе дело, человек должен с лёгкостью выполнить его и не медлить, о чём Бен Азай сказал: «Спеши исполнить самую простую заповедь, как самую важную, и убегай от греха — ведь выполнение заповеди приводит к выполнению другой заповеди, а грех влечет за собой новый грех. Получается, что награда за заповедь — другая заповедь, а наказание за грех — новый грех», а Гилель сказал: «Не говори ‘когда будет время’, займусь изучением [Торы], потому что свободного времени может больше никогда не быть». Долгосрочная цель такого намерения заключается в том, чтобы приучить себя бежать за добрыми делами, даже толкать себя на их выполнение до тех пор, пока это не войдёт в привычку.

У льва, который, как известно, обладает мощью и не боится ни одного создания на земле, человеку нужно научиться мужеству и бесстрашию перед любыми противодействиями мира – как перед теми, кто восстает против Законов Б-га и встаёт на пути справедливости и добра, так и перед собственным злым началом, которое делает то же самое – если человек действительно знает, чего хочет от него Б-г в любой ситуации. Рабби Элиэзер учил своего младшего сына, рабби Исраэля Баал Шем Това, благословенна его память: «Дорогой мой сын … не бойся никого и ничего, кроме Его Святого, благословен Он».

Есть такой принцип в Торе «из позитивного можно извлечь негативное». Так же как можно научиться положительным качествам у некоторых животных и применять их для служения Б-гу, так же нужно уметь выделить в себе отрицательные свойства, присущие животной стороне души, и отдать их животному.

Каждый человек может применять эти стандарты как в своей личной, так и в общественной жизни.

Примечание

[1] «Пиркей Авот» 5:20, от имени мудреца рабби Йеѓуды бен Тейма.

Источник