Точка сверху и точка снизу

Раскрытие Всевышнего на горе Синай начинается со слов «Я — Господь, Б-г твой». Слово «Я» начинается с буквы алеф. Получается, что это первая буква, с которой начинается построение связи между Всевышним и народом Израиля. Отсюда следует, что именно эта буква символизирует связь и соединение между человеком и Творцом.

Алтер Ребе [1] говорил. «Что такое алеф? Точка сверху и точка снизу, и линия Б-гобоязненности соединяет их». Верхняя точка символизирует душу, а нижняя — тело. Ведь душа и тело — это совершенно отделенные друг от друга сущности, с противоположными стремлениями, и между ними на первый взгляд, нет никакой связи. Соединение их происходит только с помощью линии — линии Б-гобоязненности.

Эти две точки символизируют также Всевышнего и человека. Верхняя точка — это Творец, находящийся вне любых границ, определений и способности постижения (человеком). А нижняя точка — человек, творение, находящееся в этом мире и с ограниченными возможностями. И связь между ними становится возможной лишь посредством Торы и заповедей.

Почему же именно точка является символом Вс-вышнего и человека?

Уникальность точки в том, что она не занимает никакой площади, она как бы вообще не существует. Поэтому она символизирует полное аннулирование себя. Она как бы не ощущает собственное существование.

Точка символизирует Всевышнего, потому что у нас нет о Нем никакого представления, и мы не знаем о Нем ничего, кроме одной «точки», одного момента: что Он — существует. Это — верхняя точка. А человека точка символизирует потому, что единственный путь соединиться с Всевышним для человека — это как бы «превратиться» в точку, полностью аннулировать свое «я» и убрать ощущение свое существования
отдельно от Всевышнего. Это — нижняя точка.

Соединение же между Творцом и человеком происходит посредством «линии Б-гобоязненности» — Торы и заповедей. Когда мы учим Тору и исполняем заповеди, то из точки, у которой нет никакого собственного существования, превращаемся в часть буквы алеф из стиха «Я — Г-сподь, Б-г твой».

В этом и заложена основа и начало дарования Торы, это же и основа воспитания детей. Когда воспитание основывают на этом фундаменте, ребенок получает силы для духовного роста, чтобы впоследствии выйти в мир и сформировать из него достойное жилище для Всевышнего, благословен Он. Такое воспитание взращивает его для того, чтобы осветить весь мир сиянием Торы и заповедей и сделать так, чтобы все Творение прониклось осознанием истины всего существующего — «Я — Господь, Б-г твой».

Примечание

[1]  Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Алтер Ребе, идиш אלטער רבי — Старый ребе) — каббалист, основатель хасидского движения Хабад.

Из бесед Любавичского Ребе