Сотворить что то из ничего.

1157544_301133410031759_2047703053_n

Давайте перемотаем Вселенную обратно к началу, а потом еще немного назад, и подумаем о том, как получить намек к решению парадокса “Существуем мы или не существуем”.

Многие люди верят в сотворение мира посредством Большого взрыва, давшего начало существованию вселенной чрезвычайно мощным вливанием первичного света в далеком прошлом. Другие верят в сотворение мира за шесть дней, давшее начало существованию вселенной чрезвычайно мощным вливанием первичного света в далеком прошлом. В любом случае было начало физической вселенной, начало времени и пространства – первое событие, возникшее из абсолютного небытия. Но как это произошло? Как нечто могло возникнуть из ничего?

Тридцать восемь веков назад Авраам не слышал о сотворении мира за шесть дней. Он не слышал и о Большом взрыве. Но он с помощью причинного осмысления пришел к выводу, что должно быть начало.

Наблюдая природу и размышляя о ней, Авраам сделал много выводов. В том числе и о том, что природа не создала себя саму, и перед первым, определяющим моментом творения должен был быть неопределимый Создатель. Он также понял, что этот Создатель не может быть вещью. Действительно, самым бесспорным из того, что можно сказать об этом Создателе, это то, что Он – совершенный пример не-вещественности.

Но погодите! Какая разница, назовем ли мы Создателя “не вещью” или ничем? Мы фактически используем одни и те же понятия для определения монотеизма и атеизма! Но они явно не одинаковы, поскольку в одном сценарии мир и все, что в нем, – это совершенно спланированный и исполненный шедевр, а в другом – колоссальный, беспричинный, случайный космический чих (причем, чихать было некому!).

Авраам знал, что такое “не вещь” и ничто, и в чем их отличие. Он понимал тех, кто считал, что они реальны, а Создатель – ноль. Но он хорошо знал, что ноль это он, а Создатель – реален, как бы это ни было странно.

Это вопрос перспективы. С Б-жественной точки зрения мы – как существа из наших сновидений. Отчетливые, но эфемерные, постоянно зависящие от творческого воображения сновидца. Если бы Б-г перестал думать о нас, мы бы исчезли. Но разница в том, что наши сны и воображение могут лишь вызывать образы реальности, воображение же Б-га создает реальный мир. Но вот вам фокус: “Не-вещь”, являющаяся настоящим Нечто, создает нечто, которое в действительности ничто, но тем не менее, будучи Б-жественным творением, оно реально.

Не-вещественность, предшествующая творению, – это великий рубеж, Большой разрыв, занавес, скрывающий Б-жественное присутствие от созданий. Этот занавес делает возможной для нас свободу выбора, позволяет существовать злу, позволяет нам вступать в отношения с Б-гом, а Ему с нами. Он позволяет созданиям искать Создателя во вселенской игре в прятки и обуславливает возможность вознаграждения, когда игра закончена.

Занавес, разделяющий Б-жественную и человеческую точки зрения, действует как одностороннее зеркало, как тонированное стекло. Создатель видит нас близко и четко, но никто не видит Его.

В результате этого человеческое знание и Б-жественное знание совершенно различны. Когда я узнаю что-то, это знание добавляется ко мне. Есть я, есть вещь вне меня и есть мое знание о ней. Три отдельных вещи. Когда Б-г знает что-то, Он не меняется. Он, Его знание и то, что Он знает, едины. И Его знание ничего не прибавляет к Нему, поскольку Он знает вещи, зная себя.

Чтобы объяснить это, вспомним историю о знаменитом Алтер Ребе. Когда он пришел утешить семью своего скончавшегося товарища, один из детей покойного, шестилетний мальчик, впоследствие ставший рабби Исроэлем из Ружина, задал Алтер Ребе следующий вопрос: “Сказано: “Слушай, Израиль! Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь Один”. Если это так, то нет ничего кроме Б-га. Следующий стих гласит: “Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем существом своим”. Что это значит? Б-г велит Б-гу любить Б-га?”

Алтер Ребе, который в этот период жизни был известен краткими объяснениями, отвечал мальчику в течение двух часов. Вкратце, сущность его ответа основывалась на том, что когда мы произносим эту молитву, то добавляем третий стих между этими двумя. Эти слова провозглашают царство Б-га и соответствующую дистанцию между царем и народом. При наличии такого разделения любовь к Б-гу становится возможной.

Не все из нас достигли такого духовного уровня, как тот мальчик, но каждый в состоянии достичь сопоставимого уровня возвышенного сознания. Благодаря медитативному размышлению об “одностороннем зеркале”, великая разделяющая нас преграда, будет объединять нас еще больше.

Д-р Арни Готфрид