Соблюдение Шабата для ноахидов.

Возможно для тех, кто не так давно познакомился с заповедями Бней Ноах, очень привлекательным является соблюдение еврейского Шабата. День, который проводят в кругу семьи, посвящая время изучению Торы и мыслям о духовном, абстрагируясь от мыслей о материальном – действительно привлекателен и для других народов. Но можно ли ноахидам соблюдать Шабат?

Четыре подхода к запрету соблюдения Шабата.

Сказано в Талмуде от имени Реш Лакиша[1]: “Нееврей, который соблюдал Шабат, подлежит смерти, как сказано[2] “и день и ночь не престанут””. Согласно простому смыслу эти слова стиха означают, что после потопа больше не будет нарушен порядок дня и ночи. Однако Реш Лакиш трактует стих, как указание Ноаху и его потомкам не прекращать работу ни на день. Продолжает Талмуд от имени Равины: “Даже в понедельник”. То есть, согласно объяснению Раши, Равина дополняет мнение Реш Лакиша: Бней Ноах запрещено отказываться от совершения работы не только по религиозным мотивам (еврейский Шабат, христианское воскресенье), но и просто отдыхать целый будний день. Это понимание Раши возможно связано с предыдущим высказыванием Реш Лакиша: “Если человек становится рабом земли, то насытится”. Мнение Раши можно понимать двояко: Бней Ноах запрещено бездельничать либо же от Бней Ноах требуется созидательная деятельность.Тот же ноахид, который не выполняет своего предназначения, отдыхая и бездельничая, заслуживает смерти.

В отличии от Раши, Рамбам понимает слова Талмуда иначе. Вот что он пишет[3]: “Нееврей, изучающий Тору, заслуживает смерти; лишь то, что относится к семи заповедям они в праве учить. И нееврей, соблюдающий законы Субботы, даже в будний день, – если сделал его для себя подобным Субботе, то заслуживает смерти; тем более если сделал себе праздник, подобный праздникам, заповеданным Торой. Общее правило таково: не дают им изменять закон и придумывать для себя дополнительные заповеди по своему усмотрению. Если же сын Ноаха хочет выполнить какую-либо из остальных заповедей Торы (кроме Шабата и изучения Торы), чтобы получить за это награду свыше, то не препятствуют ему выполнить ее по всем правилам”.

То есть, согласно Рамбаму, запрет соблюдать шабат является лишь частным от общего запрета для Бней Ноах придумывать себе новую религию с новыми заповедями. И хотя другие заповеди ноахидов выполнять позволительно, но только при условии, что это не воспринимается как обязанность. Шабат же и изучение Торы даже ради награды соблюдать нельзя, так как они явно присущи именно евреям (согласно Меири запрет объясняется тем, что такого человека можно перепутать с евреем и научиться у него неправильным вещам).

Есть и третье понимание этого запрета. Раби Меир Абулафия (Рамэ) считает, что запрещен просто отдых, но из-за того, что другим этот отдых может показаться соблюдением Шабата. В этом он занимает среднюю позицию между Раши и Рамбамом.

Есть и четвертое объяснение этому запрету. В Мидраш Раба[4] еврейский народ, соблюдающий Шабат, и Творец уподоблены царю и царице, сидящим и беседующим друг с другом. Тот, кто вмешается в их беседу, заслуживает смертную казнь. Также и нееврей, соблюдающий Шабат, как бы вмешивается в особый союз, заключенный лишь с евреями. То есть согласно Мидрашу запрещено ноахидам соблюдать именно Шабат, так как тем самым проявляется пренебрежение особым союзом между Богом и еврейским народом.

Как же быть?

Какую работу нужно сделать нееврею, чтобы не считалось, что он соблюдает Шабат?

Если главное для ноахидов не соблюдать Шабат, как религиозный день отдыха (мнение Рамбама), то не достаточно совершить одно из действий, расценивающихся как работа. Ведь проблема состоит в установлении новой обязанности (заповеди), которую Б-г Бней Ноах не велел. Если же проблема в безделье (мнение Раши), то любое действие, расценивающиеся как его отсутствие, подойдет. Если же необходимо созидание (другое понимание мнения Раши), то подойдет, например, посадка чего-либо или строительство. Если проблема в уподоблении евреям (мнение Меири), то нужно совершить публично то, что еврею делать нельзя – одну из 39 запрещенных работ или их производных.

Еще один вопрос: в отношении этого запрета день начинается с ночи или с утра? Мнения разошлись. Рав Пинхас Гуревич, автор книги “Афлаа”, считает, что у Бней Ноах день начинается с утра. А рав Этлингер в книге “Биньян Цион” утверждает, что и у ноахидов день начинается с ночи, ведь это учится из стиха “И был вечер и было утро день один”.

Делаем выводы

Запрет соблюдать Шабат или другой день отдыха для Бней Ноах существует. Решать как избежать нарушение этого запрета – дело самого ноахида.

Проанализировав выше перечисленные мнения, Бней Ноах может выбрать самое убедительное для него или пойти в сторону устрожения, учитывая их все.

Примечания

[1]  Санедрин 58б
[2]  Берешит 8:22
[3]  Законы о царях 10:9-10
[4]  Дварим раба 1:21

Автор: Арье Мирецкий