Сколько в мире народов?

Вопрос: Сколько в мире народов? Как современные народы исторически относятся к первым 70 народам?

Ответ: Как дерево, когда оно растёт, первый росток его вначале один, потом разделяется на два-три, а потом каждый из них делится на более мелкие (во взрослом дереве это хорошо видно: вот ствол, от него отходят толстые сучья, от них ветки более тонкие, от них еще более тонкие, и так далее, так вот, подобно этому род человеческий произошел от одного человека, у которого было трое детей, семьдесят внуков, и от них уже произошли все народы и народности. Но изначально их было семьдесят, и так оно и осталось, а то обилие этнографии, которое мы наблюдаем, есть перемешение этих семидесяти.

Эту страницу истории мы начинаем с Потопа: у Ноаха (Ноя) было трое сыновей – Шем (Сим), Хам и Яфет, а у них семьдесят детей [1], внуков Ноаха. Семьи этих внуков образовали кланы, потом стали народами. От Шема произошли семиты, от Хама африканцы, а от Яфета индоевропейцы. Дальний Восток, Австралия и Америка это мигранты.

Но изначально все жили вместе в районе Двуречья (Вавилонской низменности), и говорили на одном языке [2], что естественно. При попытке построить Вавилонскую башню до неба, Б-г разделил их язык на семьдесят языков, что отделило их друг от друга, и получились семьдесят народов.

Немного уклонимся от темы и скажем, как происходило это самое деление на языки. Ведь Б-г, даже вмешиваясь в Природу, старается, чтобы вмешательство это осталось незамеченным, и чтобы все происходило максимально естественным образом.

Так вот. Представим себе строительство башни «до неба». Это было колоссальное для древнего мира предприятие. Не менее великих пирамид Египта или Великой Китайской стены. А то и более. Да, скорее всего гораздо более грандиозное! Сложно оценить количество людей, вовлеченных в него, но похоже, что это все тогдашнее человечество [3].

Не будем вдаваться в причины возникновения этого грандиозного проекта [4], а просто представим себе колоссальную башню, на разных этажах которой работает очень, очень, очень много людей. Строительство идет ударными темпами, строительство важнее жизни людей, как это обычно в древнем мире.

Снизу подают блоки из обожженой глины [5], их укладывают на сырую глину вместо цемента. Когда она высохнет на палящем солнце, получится один грандиозный монолит.

И вот люди перестали понимать друг друга. Мидраш описывает так: тот, кто наверху, просит кирпич, а тот, кто подает снизу, подает ему глину, т. е. раствор. Получается, что то слово, которым один называет глину, другой называет блок из глины. Вроде того, как мы называем машиной автомобиль, хотя машина это механизм вообще. И если с человеком, который называет машиной любой механизм вообще, заговорить о машине, он может нас не понять. Вот и получилось, понятия чуть-чуть сдвинулись, но люди уже друг друга не понимают. Однако вернемся к теме числа 70.

Число 70 (как и все, что происходит в мире [6]) не случайно. Ведь Б-г управляет миром через сфирот. Сфирот, это такие проявления Б-га, которые совмещают в себе бесконечное и конечное. Другими словами, это конкретные проявления Бесконечного Б-га, приспособленные для нашего мира. Если их рассматривать под лупой, в отрыве от остального, то можно сказать, что это такие штуки, которые, выражаясь простыми словами, воспринимают энергию, исходящую от Б-га, и перерабатывают ее в конкретные ограниченные проявления.

Внутри этой системы сфирот делятся на два вида: те, которые обращены вверх к Б-гу, они воспринимают бесконечность (их три), и те, которые направленны вниз на наш мир, из них исходит конечные Б-жественные проявления (их семь, и всего десять). Именно сфирот второй группы имеют прямое отношение к нашему миру, именно через них Б-г исцеляет больных, кормит голодных, наполняет землю влагой, чтобы был хороший урожай, или, не дай Б-г, наоборот.

Сфирот этих семь, но каждая из них состоит из десяти. Это довольно большая и сложная тема, каким образом сфирот состоят друг из друга, но, по-простому, это подобно тому, как на палитре художник имеет ограниченное число красок, и он их смешивает, чтобы получить разнообразные цвета.

Тут есть несколько вариантов: 1) семь сфирот отдельны друг от друга, семь независимых отдельных сфирот; 2) семь состоят из семи; 3) семь состоят из десяти.

К человеку разумному относится третий вариант, и вот почему. Аналогия сфирот в человеке это внутренний духовный мир: разум и чувства. Разум подобен трем сфирот, а чувства подобны семи нижним [7]. Человек разумный, это такой человек, у которого эмоции разумные, он реагирует на внешние раздражители не спонтанно, а так, как велит разум [8].

Поэтому и человечество состоит из семидесяти народов, ведь человек – единственный в природе субъект, наделенный разумом [9].

Можем ли мы сегодня определить, какие народы конкретно происходят от каких из этих 70? Нет [10]. Дело в том, что еще в далекой древности все народы были перемешаны. Это было сделано искусственно, политика Ассирийской империи была переселять все народы на земли друг друга и их смешивать. Ученые, конечно, нашли этой политике многообразные причины, но отношение к нашей теме они не имеет. В любом случае все люди на земле могут жить спокойно и в мире друг с другом, ведь всё так перемешалось, что все стали одним народом. Все разделения между людьми искусственны, человечество сегодня как та картина, где краски смешаны, чтобы создать красоту, и где эмоции должны быть замешаны на разуме.

Ведь Б-г проявляется в единстве – не в однородности, а в гармонии различных элементов. И если кто-то думает, что Б-гу нравится вражда и ненависть, то это не так. Б-гу нравится многообразие, но оно должно быть в гармонии внутри себя и между собой и Б-гом.

Примечания:

[1]  Берешит, 10:1 и далее.
[2]  Там же, 11:1.
[3]  Там же.
[4]  См. Раши там, объяснение слов «речи единые».
[5]  Там же, 11:2.
[6]  Учение Баал Шем Това, приведено в книгах Имрей Пинхас, При ѓа-арец, Тания и др.
[7]  Тания, гл. 3.
[8]  Слуцкий В.И. Элементарная педагогика.
[9]  Тут не имеется в виду, что у животных нет разума. Имеется в виду, что лишь у человека разум может действовать независимо от его «Я», разум в чистом виде. У животных разум подчинен эмоциям.
[10]  Брахот, 28:1; Йома, 54:1.

Автор: Р. Хаим Фильцер