Синайский урок: есть ли нравственность без заповеди?

Вопрос: Может ли ноахид (как и любой другой человек) просто жить как добропорядочный человек, и решать сам, что хорошо или плохо на основании своего разума?

Ответ: Человек во все времена должен стремиться жить в соответствии с волей Творца. Поэтому на человека налагается обязанность знать, что значит Воля Б-га (как было открыто нам через Его истинных пророков и праведных мудрецов), поскольку Он, в Его бесконечной мудрости, не вложил в нас это знание с рождения, а сделал так, чтобы мы приобретали и постигали это знание в процессе обучения. Нет никакой гарантии или вероятности, что врожденное чувство «сознания» человека будет автоматически совпадать с Волей Б-га, поскольку каждый человек подвластен как внешнему воздействию светского мировоззрения и безнравственности, царящей вокруг него, так и внутренним страстям и личной выгоде.

Любавичский Ребе, Рабби Менахем Мендел Шнеерсон, говорит об этом в своём письме (в октябре 1972 года) человеку, задавшему этот вопрос (опубликовано в издании «L’Chaim», номер 318, от 20.05.94). Ребе писал:

Подтверждаю получение вашего письма.

Вы писали, что хотите знать, что означает ходить пред Б-гом. Уверен, что Вы знаете о Семи Заповедях, данных Всевышним Ноаху и его потомкам. Вот они:

1) образование института судопроизводства; 2) запрет проклинать Б-га; 3) запрет поклоняться идолам; 4) запрет прелюбодеяния; 5) запрет кровопролития; 6) запрет воровства; 7) запрет есть органы животных, пока они ещё живы. Эти семь заповедей, данных Б-гом потомкам Ноаха, т.е. всему человечеству, являются основными законами, имеющими широкое применение и охватывающими все аспекты жизни общества и отдельного человека, для того, чтобы человечество руководствовалось этими Божественными законами нравственности и этики, и было действительно человеческим обществом, а не джунглями.

Евреям, как потомкам Авраама, Ицхака и Яакова были даны еще множество дополнительных Божественных Законов, которые предназначены только для них, а не для остальных народов. Однако, это не значит, что народы мира не должны стремиться полностью соблюдать вышеуказанные Семь заповедей во всех деталях, поскольку они даны самим Б-гом, и поэтому в них заложен механизм постижения связи с Всевышним, чтобы, таким образом «ходить перед Б-гом», как вы пишете в своем письме.

Также мне бы хотелось затронуть еще один важный момент. Были такие времена, когда некоторые мыслители полагали, что нет необходимости связывать законы этики и нравственности с Б-жественным управлением, поскольку эти законы являются принципами человеческого мышления. Так вот, ложность такого подхода сейчас более чем очевидна. Поскольку мы стали свидетелями того, как в наши дни, в нашу эпоху, целая нация, которая хвалилась своими достижениями в области философии, опустилась на самое дно нравственной несостоятельности и беспрецедентного варварства. А причиной тому стало то, что эти люди полагали, что они могут установить мораль и этику на основе человеческого разума, а не на основе законов Всевышнего, и сделать себя высшей расой, как они считали. Конечно, нет необходимости размышлять над очевидным.

Из того, что сказано выше, ясно, что ни один человек не должен довольствоваться только своим личным соблюдением Божественных заповедей, но обязан способствовать тому, чтобы и его близкие, соседи и общество в целом также соблюдали их каждый день.

Эта мысль выражена в обращении Любавичского Ребе (переведено с идиша рабби Оливером):

Если человек желает, чтобы люди жили справедливо и праведно, их жизнь должна быть основана на выполнении Воли Творца и Правителя мира!

Хочу обратиться к Поучению наших Отцов: Несмотря на то, что этот трактат основан на «делах благочестия», т.е. вопросах этики и пристойных чертах характера, Танна [один из авторов Мишны] указывает на источник трактата: «Моше получил Тору на горе Синай». Объяснение этому состоит в том, чтобы «передать вам, что этика и нравственность [в этом трактате] не была выдумана из их сердец [т.е., на пустом месте] (как в случае с этикой, выдуманной нееврейскими мудрецами), но «тоже была дана на горе Синай». [Комментарий «Бартенура», Поучения отцов 1:1] Это единственная гарантия нравственного поведения и праведных черт характера. Это относится как к отдельному человеку, так и к остальным, как сказано: «и выводите в люди как можно больше учеников».

Разумеется, это относится и к человечеству в целом: единственный путь обеспечить справедливость и благочестие состоит не в этике рационального мышления, а в исполнении Воли Творца и Правителя мира.

Маймонид полагал: «[…нееврей считается благочестивым] только если он принимает на себя и соблюдает [Законы Ноаха] (не из рациональных соображений, но), а потому что так повелел Вс-вышний в Торе и сообщил нам [т.е., евреям] через Моше-Рабейну [что потомки Ноаха прежде получили эти заповеди]». [Мишне Тора, Законы о царях, 8:11]

Аналогично утверждение наших Мудрецов: «Если скажут, что неевреи обладают мудростью, поверь. Если скажут, что неевреи владеют Торой [т.е. их собственной, полученной не от евреев], не верь». [Эйха Раба, 2:13] Мудрость сама по себе (без связи с поступками) не обязательно относится к Дарованию Торы, поэтому народы мира могут спокойно владеть ей. Однако Тору отличает то, что она представляет собой инструкцию [от Б-га], которую воплощают в жизнь [изначально] только среди евреев, благодаря Дарованию Торы. Евреи должны влиять на неевреев в том [воплощение абстрактной теории в жизнь], что касается Кодекса ноахидов.

Да будет на то Воля Творца, чтобы все преуспели в вышеуказанном, в распространении Торы среди евреев и распространению Семи законов Ноаха среди народов мира.

Слова, исходящие от сердца, несомненно, проникнут в сердца внемлющих и возымеют эффект. Также это относится к нашему поведению, как живому примеру добра и святости.

Таким образом, каждый человек удостоится увидеть замечательные плоды своего труда. В том и заключается великая награда учителя – увидеть, как ученик идёт дорогой, которой его учили идти, приближаясь всё ближе и ближе к Создателю и Правителю мира, выполняя Его Волю, до тех пор, пока ученик сам не станет «горящей свечой», «настолько обильным источником, чтобы поделиться со всеми» [т.е., передать свои знания и увлечённость Торой и Законы Ноаха остальным людям].

Давайте исполним эту задачу с чувством новизны, с такой же увлечённостью, с которой мы соблюдаем заповедь, как будто она была только что дана нам на горе Синай, со словами наших мудрецов «Тот, кто учит Тору, Б-г отдаляет от него ситра ахра (обратная сторона святости)».

Так мы приближаем пророчество “Земля будет наполнена ведением Господа» [Исаия, 11:9], насколько это возможно в изгнании, и ускоряем приход праведного Машиаха, да придёт он и спасет нас и вернет нас в нашу землю – чтобы мы гордо вошли в неё с прямой спиной (но не высокомерно, не дай Б-г), и с величайшей привилегией быть представителем Всевышнего в мире, чтобы сделать его «местом обитания [Б-га] в низших мирах [этот физический мир]», и с радостью в сердце.

Источник: Итваадут 5744 года, Том. 4, стр. 2169-2170