7 законов Ноя и христианская вера.

Вопрос:  Если нееврей является православным христианином, а именно: верит в божественную сущность Иисуса Христа (осознавая, что данная вера не обозначает веру в нескольких богов, но в единого Бога), крещен в младенчестве, посещает общественные богослужения, участвуя в таинстве причастия, но не признает поклонения иконам, мощам, святым (так как осознает, что поклонение идолам и кому/чему бы то ни было кроме Господа запрещено, так же как и создание изображений для поклонения) – совершает ли он тем самым грех? противоречит ли такое поведение 7 заповедям?

Ответ:  Доброго времени суток, и спасибо за вопрос!

Очень хорошо, что Вам известны рамки запрета идолопоклонства, и что Вы понимаете проблематичность придания какому-либо предмету или изображению реальной силы, и поклонения им, как обладателям реальной возможности влиять на этот мир.

Таким образом, Ваш вопрос заключается в том, существуют ли у «бней Ноах» мировоззренческие запреты, подобно тому, как они существуют у евреев.

И здесь важно заметить, что у народов мира мы не встречаем запретов на образ мыслей. Запрет идолопоклонства предполагает поклонение на деле, выражающееся в поклонах, объятиях и лобызаниях объекта поклонения, а также жертвоприношениях или возлияниях во имя его. Пока нееврей не служит реальными действиями чему-либо, кроме Б-га, он не нарушает запрет идолопоклонства.

Однако, кроме классических (перечисленных выше) форм поклонения, у различных культов могут существовать свои специфические формы, и они также запрещены. В этом плане, мне видится, причастие является как раз такой вот специфической формой поклонения, когда причащающийся через съедение хлеба и т. д. на деле служит не единому Б-гу, а чему-то кому-то другому.

Действительно, есть мнения, хоть и меньшей части авторитетов, считающие, что народам мира дозволено служение Творцу, а также неким Его «слугам», но это разрешение актуально только в том случае, если служение направлено, прежде всего, к Творцу, а любые дополнительные объекты поклонения воспринимаются неевреем именно как «проводники» божественной воли, как «слуги», а не как равноценные «компаньоны» единого Б-га.

Таким образом, это уже вопрос к Вам, каково Ваше восприятие Иисуса. И, если Вы воспринимаете его, увы, как вполне сравнимую с Творцом неба и земли силу, то причастие является актом идолопоклонства, насколько я могу судить.

Должен также заметить, что, даже если причастие всё же не является актом служения, а, скорее, актом демонстрации верности и т. п., всё же есть в подобном восприятии «божественной иерархии» другая проблема. Каждый из нас, как бы мы не стремились всей душой любить Б-га и служить Ему безвозмездно, всё же хотел бы «в конце пути» получить райское блаженство, а за ним и то, что в иудаизме называется, как «доля в Мире Грядущем».

Так вот, получение «места» в Мире Грядущем обусловлено тем, что человек соблюдает заповеди во имя Повелевшего о них Адаму, Ною, а затем оповестившего на Синае Моисея о том, что заповеди эти остаются в силе.

И, если нееврей воздерживается от воровства, запрещенных ему половых связей и пр. не потому, что так повелел Б-г, а потому, что, по его мнению, такова воля Иисуса, пусть даже и как представителя Б-га, такому нееврею не уготована доля в Мире Грядущем, так как его воздержание от запретов не является служением Б-гу, а служением иным, кроме Б-га единого, силам.

Трудно не считаться с этим, не правда ли?

И, под конец, пару слов о факте крещения в детстве или даже в зрелом возрасте. Безусловно, крещение, как акт причастности к некоему мировоззрению, не ставит на представителе народов мира «клеймо», которое делает его иным с точки зрения небес. Если крещение произошло в детском возрасте, это очевидно, но даже если оно явилось результатом свободного зрелого выбора взрослого человека, даже и тогда это не меняет статус человека, и тот всегда волен встать на путь истинного служения без того, чтобы ему требовалось бы каким-то образом «очищаться».

В завершение позвольте пожелать Вам быть пытливым служителем божьим, который служит не только достойным поведением и воздержанием от греха, но и умом своим служит, каждодневно стараясь постичь, чего же от него ожидает Б-г. Не следует слепо догмам, а исследует, спрашивает, взвешивает ответы на весах своего разума. И хоть человеческий разум несовершенен, я желаю, чтобы Ваш разум всё же привел Вас к Истине. Дорогу к истине может осилить тот, кто ищет эту дорогу.

Успеха Вам!

Отвечал: р. Ури Суперфин