Принципы веры и молитвы.

Принципы веры

Как неоднократно подчеркивается в традиционных еврейских источниках, в основе всех религиозных практик и любых подходов к служению Всевышнему лежит вера. Каббала объясняет, что вера есть высшее проявление человеческой души, выходящее за пределы рационального разума, и превосходящее его возможности постижения.

Несмотря на то, что запрет язычества, запрет поклоняться иным богам, является одной из важнейших заповедей для всех потомков Ноаха, остается неочевидным, обязаны ли они верить в Б-га. Подобная постановка вопроса может показаться странной – кто, в самом деле, согласится принять на себя обязательство следовать Б-жественному закону, если при этом он не верит в Б-га? Нам станет понятнее, о чем идет речь, если мы вспомним, что в жизни возникает достаточно много ситуаций, когда, даже утративший веру человек, тем не менее, продолжает исполнять заповеди Торы, отложив мировоззренческие вопросы до лучших времен.

Не секрет, что немало людей исполняют религиозные предписания в силу самых разных причин, не имеющих прямого отношения к вере в Творца. Одни поступают так в силу привычки (поскольку их с детства воспитывали исполнять соответствующие ритуалы), другие – придерживаясь общественных норм (если они предписываются социумом), а третьи – просто для того, чтобы избежать давления (родители не поймут, и т.д.). Во всех этих случаях человек, продолжая придерживаться определенных моделей поведения, может совершенно не задумываться о Б-ге, или даже отрицать Его существование.

В наше время в мире совсем немного людей, которые могли бы называть себя «ноахидами» с полным на то правом. Поэтому трудно поверить, что внешние факторы, подобные вышеперечисленным, могут существенно повлиять на их готовность соблюдать законы потомков Ноаха. Однако, как предрекают наши пророки, со временем их численность будет расти, придет второе, третье поколение ноахидов, которые будут принадлежать к крупным общинам или даже целым культурам, в которых следование этим законам будет общепринятой нормой. И тогда вопрос о необходимости веры в Б-га неизбежно обретет актуальность.

Тринадцать принципов веры

Разумеется, говорить о вере в Б-га достаточно сложно. В самом деле, что подразумевает предписанная Торой вера в Б-га? Где в ней можно найти изложение основных постулатов веры? И, наконец, должны ли евреи и неевреи верить в одно и то же?

Хотя вера относится к области надсознания, а потому трудно передается переводу в стройную систему логичных принципов, уже примерно 850 лет назад Рамбам, рабейну Моше бен Маймон (1135-1204 гг.), величайший знаток Торы, еврейского закона и философии – составил перечень тринадцати основных постулатов иудаизма[1].

Вот эти принципы:

  • Верую полной верой, что Творец – создатель и правитель всех творений, что Он Один вершил, вершит и будет  вершить все деяния.
  • Верую полной верой, что Творец един, что нет единства, подобного Его единству  – ни в каком отношении, и что Он Один наш Б-г – был, есть и будет.
  • Верую полной верой, что Творец бестелесен, что Его не определяют телесные свойства, и что Ему нет вообще никакого подобия.
  • Верую полной верой, что Творец  –Он первый, и Он последний.
  • Верую полной верой, что только Творцу следует молиться и что никому, кроме Него, молиться не следует.
  • Верую полной верой, что все слова пророков истинны.
  • Верую полной верой, что пророчество нашего учителя Моше было истинно, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и последовавших за ним.
  • Верую полной верой, что вся Тора, находящаяся ныне в руках наших, –это [Тора], данная нашему учителю Моше.
  • Верую полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца.
  • Верую полной верой, что Творец знает все людские деяния и все их помыслы, как сказано: «Тот, который создал все их сердца, постигающий все их деяния».[2]
  • Верую полной верой, что Творец воздает добром соблюдающим Его заповеди и карает преступающих Его заповеди.
  • Верую полной верой в пришествие Машиаха и, несмотря на то, что он медлит, каждый день надеюсь, что он придет [сегодня].
  • Верую полной верой, что произойдет воскрешение из мертвых в то время, когда будет на то воля Творца.

По мнению некоторых, более поздних авторитетов[3], 13 принципов Рамбама можно свести к трем более общим принципам.

  • Вера в существование единого и единственного Б-га, из которой вытекают принципы 1-5.
  • Вера в истинность и вечность Торы как проявления Б-жественной воли, из которой вытекают принципы 6-9.
  • Вера в воздаяние (награду и наказание) за совершенные поступки, из которой вытекают принципы 10-13.

Разумеется, эти три принципа сами являются разработкой и развитием приведенной в Торе декларации единства Творца: «Слушай, Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один»[4].

Числа Завета

Таким образом, наиболее фундаментальное положение – вера в Единого Бога – выражается тремя постулатами, которые, в свою очередь, представлены тринадцатью принципами, перечисленными Рамбамом. Эта числовая прогрессия 1-3-13 является частью мистического ряда чисел, принятого в Устном предании в отношении понятия «завет», как он понимается в Письменной Торе. По этой причине числа, входящие в эту прогрессию, называются «Числами Завета».

Самым древним источником, упоминающим числа завета, является Мишна: «Велико обрезание, ибо с ним связано тринадцать заветов»[5]. Комментаторы Талмуда[6] объясняют, что речь идет о тринадцати упоминаниях слова «завет» (в различных грамматических формах) в главе, рассказывающей о даровании Б-гом Аврааму заповеди обрезания.[7]

Величие обрезания, о котором говорит Мишна – это не только «количественная», но и качественная характеристика. Здесь Мишна обращает наше внимание на то, что слово «завет» в соответствующем фрагменте упоминается гораздо чаше, чем в других местах Писания, где идет речь о заключении различных заветов. Уже в Талмуде[8] рассказывается, что в главе об обрезании (и связанном с ней союзе, заключенном между Всевышним и Авраамом) слово «завет» упоминается тринадцать раз, в то время как при описании заключения союзов между Всевышним и евреями[9] – всего лишь трижды. А при заключении союза с Авраамом, в рамках которого Б-г обещает даровать ему и его потомкам страну Кнаан, слово «завет» упоминается лишь единожды.[10] Таким образом, налицо все составляющие ряда – 1,3, 13, и теперь понятно, почему эти числа называются «числами завета».

Однако прежде, чем заключить два союза с Авраамом (относительно страны Кнаан и обрезания) и с еврейским народом (во время дарования Торы), Всевышний заключает завет с Ноахом. И, в частности, обещает, что больше не станет наводить на землю Потоп, чтобы уничтожить согрешившее человечество. В соответствующем фрагменте Писания семь раз используется слово «завет», в различных грамматических формах. Таким образом, прогрессия «чисел завета» в полном виде выглядит так: 1, 3, 7, 13.[11]

Нельзя не отметить, что семь упоминаний «завета» в отрывке, описывающем завет Всевышнего с Ноахом, соответствуют семи заповедям потомков Ноаха, а так же семи цветам радуги, которая служит символом союза между Всевышним и Ноахом. Ниже мы поговорим об этом подробнее.

Итак, «числа завета» – это 1, 3, 7 и 13. [Где число семь соответствует завету с Ноахом и его потомками]. Логично предположить, что и число принципов веры потомков Ноаха будет равно семи. И действительно, анализируя тринадцать постулатов Рамбама, мы обнаруживаем, что их можно разделить не только на три, но и на семь основных категорий:

  • Вера в Б-га-Творца.
  • Вера в единственность и единство Б-га.
  • Вера в то, что мы обязаны служить Всевышнему.
  • Вера в пророчество.
  • Вера в вечность Торы.
  • Вера в награду и наказание.
  • Вера в грядущее счастье всего человечества.

Эти семь постулатов, охватывающих все основные принципы веры ноахидов, идеально соответствуют семи заповедям потомков Ноаха и могут рассматриваться как их внутреннее духовное содержание. При этом, если шесть из семи этих заповедей сформулированы как запреты, то все семь принципов веры носят позитивный характер. Поэтому изучение законов каждой из этих заповедей, параллельно соответствующим принципам веры, позволит составить более полное представление о вере и служении, заповедованных потомкам Ноаха. Например, вера в единого Б-га является обратной стороной запрета поклоняться идолам.

В то время как второй постулат запрещает язычество, то есть наделение Б-жественными качествами любого объекта или явления, третий – человек был сотворен, чтобы поклоняться лишь одному Всевышнему – говорит о заповеди служить Творцу. Согласно Талмуду[12], слова Писания[13] «Кто обирает отца своего и мать свою и говорит: «Это не грех», – сродни грабителю» относятся и к человеку, который не отдает должное Всевышнему, как единственному источнику всех благ. Если мы признаем, что Он – единственный источник всякого блага, то обращаться с молитвой мы будем к Нему, и только к Нему. И ни в коем случае не «украдем» у Всевышнего то, что принадлежит Ему по праву – облаченное в подобающее благословение или молитву наше признание в том, что мы обязаны Ему всем, что имеем, в том числе, и самим своим существованием. Таким образом, этот принцип содержит позитивный аспект запрета воровства. Из этого, кстати, вытекает, что есть насущная необходимость в составлении сборников молитв, благословений, произносимых до и после еды[14], и подобных этому литургических текстов для ноахидов. Подробнее мы поговорим об этом в пятой главе.

Четвертый принцип веры –  истинность пророчества – исходит из признания того факта, что человек создан по образу и подобию Б-жьему[15], и потому наделен способностью общаться со своим Творцом. Таким образом, этот постулат напоминает о святости человеческой жизни, то есть является позитивным аспектом запрета убийства.

Согласно Талмуду, похоть является наиболее опасной силой, отвлекающей людей от изучения Торы. Мудрецы называли ее «духом глупости»[15], который заставляет нарушать запреты Торы, соблазняя иллюзией, что нарушение этих запретов никак не повлияет на сущностную связь с Творцом. Таким образом, пятый принцип, провозглашающий вечную истинность Торы, – чьи предписания охватывают все стороны жизни и служат основой связи с Всевышним – является внутренним обоснованием запрета прелюбодеяния. Не случайно в книге Мишлей (Притч), согласно одному из толкований, Тора уподобляется добродетельной женщине, верность мужа которой – неизменна.[17]

В основе шестого принципа, о награде и наказании, лежит вера в Б-жественное Провидение, в то, что Б-г знает о каждом нашем шаге. Поэтому этот принцип соответствует предписанию создать судебную систему, которая призвана служить своего рода инструментом воплощения Б-жественного Провидения и правосудия.

Образ голубя, которого Ноах выпустил из ковчега, а так же радуга, знак завета между Ноахом и Всевышним, служат универсальными символами мира и всеобщего братства, о которых мечтает все человечество. По мнению Рамбама[18], в дополнение к шести предписаниям, полученным ещё Адамом, Ноаху была дана дополнительная заповедь – запрет есть плоть еще живого животного. Последний из семи принципов, вера в грядущее счастье всего человечества, служит духовным обоснованием этого запрета. Хотя это предписание не подразумевает полного отказа от животной пищи, оно накладывает запрет на проявления жестокости и причинение бессмысленных страданий живым существам. А также предвосхищает общество будущего, когда люди по собственному желанию станут жить в гармонии с природой. В пророческих предсказаниях, приведенных в Писании, Избавление людей неоднократно увязывается с Избавлением всего живого. Как, например, сказано: «Правда Твоя, как мощные горы, правосудие Твое – великая бездна! Человека и животное Ты спасаешь, о Б-г!»[19]. Запрет расчленения плоти ещё не убитого животного лишь укрепляет веру в то, что всем сотворенным Всевышним уготован лучший мир.

Вера и молитва

Согласно еврейскому закону, каждый мужчина старше тринадцати лет обязан молиться три раза в день. Есть ли подобная обязанность у потомков Ноаха?

Как мы увидим в шестой главе, Иерусалимский Храм назван в Писании «домом молитвы для всех народов»[20]. Из этого следует, что Всевышний желает, хоть и не предписывает, чтобы Ему молились все народы. Согласно еврейскому закону, человек получает награду и за исполнение заповедей по собственной воле, не будучи формально обязанным к этому Торой. Такого человека называют «тот, кто исполняет то, что не обязан».[21] К их числу, несомненно, принадлежат и молящиеся Творцу неевреи.[22]

С целью рассмотреть эту проблему с ѓалахической точки зрения раввин Моше Файнштейн, один из ведущих религиозных авторитетов нашего поколения, написал респонс[23], в котором глубоко и всесторонне проанализировал вопрос о молитве нееврея. Как объясняет р. Файнштейн, первыми людьми, установившими обязательные молитвы, были Авраам, Ицхак и Яаков. Они установили для своих потомков, соответственно утреннюю, дневную и вечернюю молитвы. Нееврей, который, естественно, не является потомком праотцев еврейского народа, не обязан молиться регулярно и ежедневно. Разумеется,  это вовсе не означает, что он не имеет на это права. Напротив, он может обратиться к Б-гу с молитвой в любое время (разумеется, это справедливо и для неформальной молитвы евреев). Другое дело, что это не будет считаться исполнением заповеди Торы, поскольку ему не вменено в обязанность молиться регулярно.

Однако, поясняет р. Файнштейн, если нееврей обращается с молитвой к Всевышнему в час беды, то такая молитва имеет статус заповедованной (пусть и не ему) Торой. Поэтому она заслуживает награды, ведь подобное обращение ко Всевышнему служит свидетельством понимания того, что именно Он является Владыкой мира, что к Нему и только к Нему следует обращаться. А поскольку это является основополагающим постулатом веры, обязывающим и неевреев, то такая молитва является для них обязательной и вознаграждается, как предписанная им.

Из этого следует, что, хотя вера во Всевышнего и не упоминается среди семи заповедей потомкам Ноаха прямым текстом, она, безусловно, требуется от них[24] и должна стать основой исполнения ими заповедей. Иными словами, без достаточно глубокой и осознанной веры в Творца, способной в час беды подвигнуть человека на молитву, обращенную к Творцу, полноценное исполнение заповедей потомкам Ноаха невозможно.

Примечания

[1]  Не исключено, что сам Рамбам этого не знал, но уже в Зоѓаре сказано, что в основе веры лежат тринадцать принципов (Зоѓар III, 62b), соответствующих тринадцати тикуней дикна  – тринадцати способам распространения Б-жественного влияния, идущего от сфиры Кетер (сил надсознания) к сфирот, соответствующих осознанной деятельности. Соответствие между тринадцатью принципами веры и тринадцатью тикуней дикна учит нас, что принципы веры, подобно сфире Кетер, обладают парадоксальной природой. Будучи с одной стороны надсознательными, они, вместе с тем, хорошо определены и упорядочены в систему.
Парадоксальную природу тринадцати принципов веры можно продемонстрировать нумерологически. Гематрия слова вера (אֱמוּנָה) – 1326, что соответствует гематрии третьей фразы благословения священников: «Да обратит Г-сподь лицо Свое к тебе и доставит тебе мир!» (Бемидбар, 6:26). Первое слово этого стиха, יִשָּׂא (да обратит) происходит от того же корня, что и слово «парадокс» ( נְשִׂיאַת הַפָכִים).
[2]  Теѓилим, 33:15
[3]  См. напр. Йосеф Альбо, Книга Основ 1:4
[4]  Дварим, 6:4
[5]  Недарим, 3: 11.
[6]  См., например, комментарий Рана (Рабейну Нисима).
[7]  Берешит, глава 17.
[8]  Брахот, 48б и комментарии там.
[9]  Речь идет о троекратном даровании Торы: на горе Синай, в скинии Завета и на горе Гризим (см. Раши, там). В описании каждого из этих событий слово «завет» упоминается единожды.
[10]  «В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат». Берешит, 15:18.
[11]  Хронологически заветы заключались в следующем порядке (в скобках указано число, связанное с каждым из заветов):

  1. Завет с Ноахом (7)
  2. Завет с Авраамом касательно страны Кнаан (1)
  3. Завет с Авраамом касательно обрезания (13)
  4. Завет с еврейским народом во время дарования Торы (3).

Однако математически правильный порядок, естественно, 1, 3, 7, 13.
[12]  Брахот, 35б
[13]  Мишлей, 28:24.
[14]  Связь между запретом воровства и обязанностью богослужения впервые была сформулирована р. Барух Леви Эпштейном, автором «Арух ѓа-Шулхан» и «Тора тмима». Он приходит к выводу, что неевреи обязаны произносить специальные благословения как перед едой, так и перед тем, как насладиться любым из жизненных благ, чтобы не нарушить запрет «не укради».
[15]  Как сказано, «И сказал Бoг: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Берешит, 1:26).
[16]  Сота, 3а.
[17]  Мишлей, 31:10-11.
[18]  Мишне Тора, Законы царей 9:1
[19]  Теѓилим, 36:7.
[20]   Иешаяѓу, 56:7
[21]  Авода Зара, 3а. Сам термин используется Талмудом гораздо шире, но именно в указанном месте он применяется к соблюдающим заповеди неевреям.
[22]  См, например, Мишне Тора, Законы царей, 10:10.
[23]  Игрот Моше, Орах хаим, 2:24.
[24]  Что касается евреев, то существует две точки зрения, касательно того, является ли вера в Б-га одной из 613 заповедей. Маймонид и его единомышленники и последователи считали веру заповедью, тогда как другие авторитеты (в частности, р.Шимон Кайра, автор кодекса «Ѓалахот Гдолот») полагали ее необходимым условием исполнения всех остальных законов, и, соответственно, не включали ее в число 613 частных заповедей.

Представляется очевидным, что и для неевреев, вера в Б-га, даже если не является частью одной из семи заповедей, безусловно, служит необходимым условием их исполнения.

Что касается разницы между двумя вышеприведенными мнениями о статусе веры, этот вопрос подробно рассматривается третьим Любавичским Ребе в книге «Дерех Мицвотеха» (44д и т.д..), где объясняется, что вера в Б-га как самостоятельная заповедь требует проникновенности и прочувствованности молитвы. А как необходимое условие исполнения заповедей, побуждает к молитве.

И если первое не является необходимым элементом служения нееврея, то второе является.

Автор: р. Ицхак Гинзбург
Отрывки из книги «Каббала для народов мира». Глава 1.
Перевод и редакция А. и Ш. Кочубиевские