Потеря близкого и скорбь.

Рекомендации для потомков Ноаха в случае траурных событий (упаси Всевышний).

Всевышний сотворил человека по образу и подобию Своему. Во многих других местах объясняются различные простые и глубинные смыслы этих слов, которые, конечно, ничего общего не имеют с языческими взглядами, что образ Б-га можно как-то представить. То, что важно для целей нашего обсуждения – что тело любого человека особенно выделяется из всех прочих творений, и даже после того, как душа покидает его, нужно с ним обходиться с максимальным уважением.

Это и является центральным принципом, из которого должно исходить все относящееся к похоронам потомков Ноаха. Специальные заповеди с этим не связаны, поэтому все, что говорится в этой статье, имеет рекомендательный, а не обязательный характер.

По этой причине следует позаботиться – насколько это возможно – о сохранении целостности тела: если позволяет ситуация, избежать вскрытия; похоронить как можно скорее – разве что, отсрочка похорон продиктована желанием воздать покойному наибольший почет (чтоб успели приехать близкие, чтоб собрать больше людей). В случае если похороны откладываются, принять меры для замедления процессов, происходящих с телом после ухода души (бальзамировать, охлаждать).

Если встает вопрос о донорстве органов, непременными условиями должны быть зафиксированный, в соответствии с медицинскими критериями, факт смерти и волеизъявление покойного (явное или предполагаемое, с точки зрения близких).

Из уважения к ушедшему, его тело не выставляют на всеобщее обозрение, а покрывают. Что касается одежды, мы не находили каких-либо указаний об этом. Руководствоваться следует запретом изобретать религию помимо учения Творца. Поэтому не нужно облачать тело в соответствии с какими бы то ни было религиозными ритуалами.

Исходя из этого запрета и исходя из запрета идолопоклонства – одной из базовых семи заповедей потомков Ноаха, – очень важно проследить, чтоб ни на похоронах, ни на поминальных мероприятиях не прибегали к каким-то ритуальным или религиозным обычаям. Поэтому не приглашают для отправления культов служителей других религий, ничего не кладут ни в гроб, ни в могилу, не складывают руки покойного на груди, а кладут вдоль тела, не устанавливают на могиле религиозных символов, не устраивают угощения на кладбище и т.п.

При организации похорон следует учитывать сказанное Всевышним Адаму: «… прах ты, и в прах возвратишься». Хоть для народов мира и не запрещена кремация, хоронить все же лучше в земле и, насколько возможно, устранить препятствия контакту тела с землей. Погребение в земле позволяет очиститься от тех грехов, в которых ушедший не успел раскаяться при жизни. Поэтому, если хоронят в гробу, днище не делают сплошным, а оставляют без одной доски, обтягивая материей.

Произносится молитва за душу ушедшего:

Эта молитва была написана для «Ask Noah International» раввином Якобом Иммануилом Шохетом, и вот инструкции, которые он написал для нее:

Вся или часть следующей молитвы может быть прочитана (не более одного раза в день) во время похорон, поминального собрания, траурной недели, годовщины кончины или других особых случаев, которые считаются уместными:

  • Пусть Б-г вспомнит душу моего/моей [называют родственную связь] [называют имя] сына/дочери [называют имя отца, можно назвать фамилию], ушедшего/ушедшей в иной мир. В заслугу моей молитвы за него/нее, и благодаря моему намерению, не связывая себя обетом, дать должную благотворительность за него/нее, да будет его/ее душа пребывать в обители вечной жизни вместе с душами праведников, и скажем: Амен!

Во время похорон, поминальных встреч читают 49 и 139 главы Теѓилим (Псалмов царя Давида), способствующие размышлениям о земном уделе:

49-я глава

  • (1) Руководителю. Псалом сыновей Кораха. (2) Слушайте это, все народы, внимайте, обитатели вселенной – (3) И простолюдины, и знатные, вместе – богатый и бедный. (4) Уста мои изрекут мудрое, и думы сердца моего – разумное. (5) Приклоню ухо свое к притче, на кинноре начну загадку свою. (6) Чего бояться мне в дни бедствия? Нечестие стоп моих (мелкие грехи) окружает меня. (7) Полагающиеся на состояние свое и великим богатством своим похваляющиеся! (8) Человек не выкупит брата своего, не (может) он дать Б-гу выкупа за себя. (9) И дорог выкуп за душу их, и не будет (такого) вовек, (10) (Чтобы) жил он вечно, (чтобы) не увидел могилы. (11) Ибо видит (каждый): мудрецы умирают, глупец и невежда вместе исчезают и оставляют богатство свое другим. (12) (Думают) про себя: дома их вечны, жилища их – из рода в род, называют земли именами своими. (13) Но человек в великолепии не (долго) пребудет, подобен он животным погибающим. (14) Этот путь их – глупость их, а следующие за ними устами своими одобрят их. Сэла! (15) Как мелкий скот, на гибель обречены они, смерть поведет их, и праведники властвовать будут ими к утру, а сила их сгниет в преисподней; нет у них (больше) обители. (16) Но Б-г избавит душу мою от руки преисподней, ибо Он примет меня. Сэла! (17) Не бойся, когда богатеет человек, когда умножается богатство дома его, (18) Ибо умирая, не возьмет он ничего, не сойдет за ним богатство его, (19) Хотя хвастался он при жизни своей; и хвалили тебя, потому что ты угождал себе. (20) Придет она (душа) к роду отцов своих, (которые) вовек не увидят света. (21) Человек, (пребывающий) в великолепии, но неразумный, подобен животным погибающим.

139-я глава

  • (1) Руководителю. Давидов псалом. Г-споди, Ты изучил меня и узнал. (2) Ты знаешь, (когда) сяду я и встану, понимаешь мысли мои издалека. (3) Путь мой и ночлег мой окружаешь Ты, и ко всем стезям моим привык Ты (знаешь их), (4) Ибо нет (еще) слова на языке моем, как знаешь Ты его, Г-споди. (5) Сзади и спереди Ты объемлешь меня и возложил на меня руку Твою. (6) Удивительно знание для меня, высоко – не могу (постичь) его. (7) Куда уйду от духа Твоего и куда от Тебя убегу? (8) Поднимусь ли в небеса – там Ты, постелю ли (себе) в преисподней – вот Ты! (9) Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря, (10) И там рука Твоя поведет меня и держать меня будет десница Твоя. (11) И скажу я: только тьма скроет меня, и ночь – (вместо) света для меня! (12) (Но) и тьма не скроет (меня) от Тебя, и ночь, как день, светит; тьма – как свет, (13) Ибо Ты создал почки мои, соткал меня в чреве матери моей. (14) Славлю Тебя, потому что удивительно устроен я, чудесны деяния Твои, душа моя знает (это) вполне. (15) Не была сокрыта от Тебя сущность моя, когда я созидаем был втайне, образуем в глубине земли. (16) Неоформленным видели меня очи Твои, и в книге Твоей записаны все дни, когда (все) сотворены будут, – и мне (означен) один из них. (17) И как трудны для меня помыслы Твои, Б-же, как велико число их! (18) Стану ли считать их – многочисленней песка они. Пробуждаюсь – и (все) еще с Тобой я. (19) Если бы умертвил Ты, Б-же, нечестивого! А (вы), люди кровожадные, удалитесь от меня, (20) Те, что призывают Тебя с коварством; произносят всуе (имя Твое) враги Твои. (21) Ведь ненавидящих Тебя, Г-споди, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь! (22) Полной ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне. (23) Исследуй меня Б-же, и узнай сердце мое, испытай меня и узнай мысли мои, (24) И посмотри, не на печальном ли я пути, и веди меня по пути вечному.

Скорбящие (или кто-то от их имени) читают 23-ю главу Теѓилим:

  • (1) Псалом Давида. Г-сподь – пастырь мой. Не будет у меня нужды (ни в чем). (2) На пастбищах травянистых Он укладывает меня, на воды тихие приводит меня. (3) Душу мою оживляет, ведет меня путями справедливости ради имени Своего. (4) Даже если иду долиной тьмы – не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя – они успокоят меня. (5) Ты готовишь стол предо мной в виду врагов моих, умащаешь голову мою елеем, чаша моя насыщает (полна). (6) Пусть только благо и милость сопровождают меня все дни жизни моей, (чтобы) пребывать мне в доме Г-споднем долгие годы.

Во время похорон говорят:

Твердыня Он, совершенно деяние Его, ибо все пути Его – праведны; Всесильный верен, и нет несправедливости, праведен и справедлив Он (Дварим 32:4).

Мы знаем, Господь, что суд Твой праведен. Ты праведен во всех Своих речах и чист в Своем суде. Неприемлемо размышлять о путях Его правосудия. Ты праведен, Господь, и суды Твои справедливы.

Господь дал, Господь взял; благословенно Имя Господа.

Проявления траура должны быть ограничены во времени и в интенсивности. Мы видим из Торы, что еще до потопа люди соблюдали семидневный траур: «Ибо еще через семь дней Я наведу дождь на землю…» (Берешит 7:4). Объясняется, что речь идет о семи днях траура по праведному Метушелаху (Мефусаилу).

Логически объяснимые еврейские траурные обычаи могут быть приняты на себя родственниками ушедшего – вновь подчеркнем, что это не является обязанностью и может быть принято полностью или частично по мере возможности скорбящих. К скорбящим относятся родственники первого круга (дети, братья/сестры, родители).

Основной принцип поведения в трауре – переживание скорби, когда не отвлекаются ни на какие посторонние дела, и исключение всего, что связано с радостью и удовольствием. Скорбящие находятся дома, не работают, не ведут дела, не приветствуют других, не стирают и не гладят, не меняют одежду, белье и постель, не моются, не вступают в интимную близость, не пользуются косметикой, не носят кожаную обувь. В течение тридцати дней не стригутся, не бреются, не надевают глаженую одежду. В течение года не участвуют в увеселительных мероприятиях и не отправляются в развлекательные поездки.

Не следует чрезмерно умножать скорбь и часто ходить на могилу. Переживание трагического события должно подтолкнуть человека к анализу своей жизни, своих дел, к раскаянию, нахождению путей исправить совершенные ошибки. В заслугу ушедшего правильно умножать добрые дела, изучать самому и распространять среди окружающих знания о Б-жественном кодексе для всего человечества, выделять больше денег на благотворительность.

Эта статья напрямую связана со скоропостижным уходом из этого мира Дмитрия Юсупова.

Всего за несколько дней до этого он пришел на урок, где мы говорили о приходе Машиаха, о воскрешении из мертвых и о том, что праведники народов тоже имеют долю в Грядущем мире.

Когда это случилось, его взрослый сын и мама – зная, как важно было для Димы следовать путями Творца, указанными для народов, – выясняли, как правильно его похоронить.

Получается, Дима, что и после своего ухода ты добавляешь в копилку добрых дел – и тем, как тебя проводили, и тем, что тема проводов и траура для потомков Ноаха, станет доступной для ознакомления и обсуждения. Дай Б-г, чтоб уже никогда не понадобилось ее практическое применение – с наступлением времен, когда смерть исчезнет из этого мира – пусть это произойдет вскорости в наши дни!

Говорит Ребе в одной из бесед:

«Когда человек сталкивается в жизни с каким-то трагическим событием, которое ставит вопросы к вере в справедливость и правосудие Всевышнего, нужно дать этому понятное и логичное объяснение. К подобным вопросам, возникающим у всех – в том числе, и у потомков Ноаха – относится вопрос о смерти.

Смерть появилась в мире после греха Древа познания, поэтому все люди смертны и будут смертными до конца всех поколений, до Грядущего мира. В том числе это относится и к тем людям, которые умирают только из-за «замысла змея», а не из-за собственных грехов.

Всякий спуск можно считать своего рода «смертью». Но всякий спуск, включая и саму смерть, является частью последующего подъема.

В течение своей жизни на земле потомки Ноаха реализуют свою задачу в этом мире, выполняя 7 заповедей и оказывая положительное влияние на окружающих, побуждая их также выполнять волю Всевышнего. Они работают над этим в течение всего отпущенного им срока.

Существует принцип: «Всевышний не лишает награды ни одно из своих творений». Тем в большей степени это касается человека, сотворенному «по образу Б-жьему». Понятно, отсюда, что потомки Ноаха получат великую награду за свои усилия. И таким образом, спуск, которым является смерть, необходим для последующего подъема».

Перевод и автор статьи: раввин: Шевах Златопольский

Памяти Дмитрия Юсупова