Почему люди завидуют?

Вопрос: Почему люди завидуют? Почему люди хотят чужой зависти? Чему учит Тора по данному вопросу? Спасибо

Ответ: Как любое качество не может быть плохим самим по себе, а приобретает оценку (хорошо/плохо) в зависимости от контекста, так и зависть. Зависть может быть плохой и может быть хорошей. Если человек завидует богатству соседа и ворует у него, то это зависть плохая. А если человек завидует богатству соседа и открывает собственный бизнес, чтобы разбогатеть самому, то результатом зависти становятся новые рабочие места, увеличивается приток налоговых сборов в казну государства, и всем от этого только лучше.

Или вот заголовок статьи «Названы самые безопасные для жизни города Израиля» и к нему комментарий в Фейсбуке: «А зато Бней-Брак на первом месте по возвращенным кошелькам». А я бы хотел, чтобы на первом месте был город, в котором живу я, может оно так и есть.

Примеров можно привести много, но в целом идея сформулирована в Талмуде [1] так: «Зависть мудрецов умножает мудрость». Наподобие известной идеи, что именно лень является двигателем технического прогресса.

Почему люди завидуют? Наверное, этому может быть много причин. Одна из них в том, что тот, кто более материальный, завидует тому, кто более духовный. Как Каин завидовал Авелю, а Эйсав Яакову. Это такой закон природы [2].

Еще причина: люди не любят трудиться. Примеров каждый может привести множество, мы же ограничимся двумя. Когда Авраам вынужден был уйти в Египет, он боялся, что египтяне будут завидовать ему в том, что у него красивая жена, и убьют его. Поэтому он выдал ее за свою сестру, чтобы каждый, кто захочет Сару, вел бы с ним переговоры о ее продаже, и так он будет в курсе всех нежелательных затей [3].

Другой пример. Ицхак, – кстати с ним произошла аналогичная история, но мы хотим рассказать другую, – жил в земле Плиштим, которой правил царь Авимелех. Ицхак был очень активный, он копал колодцы, у него было много скота и всего остального, урожаи у него были обильные, и люди к нему тянулись, чтобы получить работу. Про него говорили, что лучше навоз у Ицхака, чем золото у Авимелеха. Плиштимские аристократы добились того, чтобы Ицхака изгнали из страны [4].

Здесь стоит спросить, зачем вообще Б-г создал дурные качества? Один из ответов заключается в том, что без зла добро не может раскрыться полностью. Это подобно тому, как струя воды, будучи придавлена пальцем на выходе из отверстия крана, выбрасывается с большей силой и на большее расстояние. Поэтому мидраш, комментируя слова Писания «хорошо очень», – когда Б-г закончил творение мира, Он увидел, что все, что Он сделал, хорошо очень, [5] – говорит, что просто хорошо это хорошие качества человека, а хорошо очень это дурные качества [6]. Ведь именно преодолевая их, человек из животного становится человеком. Как говорил один классик: «Труд создал человека», – а мы добавим: «Труд преодоления себя» [7].

Примечания

[1]  Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, 21а.
[2]  Cифри, Бемидбар, 69.
[3]  Гл. Лех леха.
[4]  Гл. Толдот.
[5]  Берешит, 1:31.
[6]  Берешит раба, 9:9.
[7]  Авот, 4:1.

Автор: р. Хаим Фильцер