Парадокс свободы выбора

Каждый из нас стремиться быть счастливым и старается избавиться от страданий. Факторы, причиняющие человеку неприятности и страдания, разделяются на три вида: обусловленные естественными причинами, связанные с другими людьми, наконец, результаты ошибок и просчетов самого человека.

Если беды обусловлены   естественными причинами, например, болезнью, то, хотя и это непростое испытание для веры, не столь сложно понять, что болезнь дается свыше, и нужно обратиться к благословенному Господу за помощью. И даже если возлагать надежды на медицину, в конце концов, когда она окажется бессильной, человек обязательно обратится к вере — вряд ли он станет разговаривать с микробами, умолять их о пощаде или угрожать им.

Напротив, если человек страдает от других людей, он может полагать, что его участь находится не исключительно в руках Творца, поскольку в его деле участвуют люди, наделенные свободой выбора. Казалось бы, можно обратиться к ним напрямую, чтобы изменить их поведение. Поэтому человеку просто не приходит в голову вознести молитву к Господу. Разум подсказывает ему: «Перед тобой человек, обладающий свободой выбора, поговори с ним, разберись, вступи с ним в борьбу…».

Однако это неправильно, ибо нет ничего, помимо Всевышнего, благословен Он. Именно   Он ожесточает или смягчает сердца людей в соответствии   с тем, чего заслуживает их собеседник. Поэтому и здесь основным средством должна к быть молитва, и когда человек умилостивит Творца Вселенной и Всевышний сжалится над ним, то и сердца людей, до сей поры враждебных,  смягчит Господь, и они станут делать ему лишь добро.

Лишь твой собственный выбор  — в твоих руках

Знай! У человека, стоящего перед тобой, и в самом деле есть свобода выбора — делать добро или зло, и, разумеется,   если он выберет зло, ему придется ответить пред Господом. Если Небеса хотят, чтобы ты испытал страдание, то Святой, благословен Он, может сделать так, что грешники, избрав зло, станут палкой в руках Господа, которой Он побьет тебя. У тебя нет возможности  воздействовать  на выбор другого человека, единственное, что тебе доступно, — это исправить самого себя, молиться и беседовать с Творцом, умоляя, чтобы Он простил и спас тебя. Когда же Создатель смилостивится, Он изменит выбор человека, с которым ты имеешь дело, и тот перестанет вредить, а возможно, даже сделает тебе добро.

В Пиркей Авот рассказывается: когда Гилель увидел плывущий по воде череп, то обратился к  ему со словами: «За то, что ты утопил, — тебя утопили, а тот, кто утопил тебя, в конце концов будет утоплен». Тот, кто был убит, без сомнения, заслужил приговор Небес и мог спастись от убийцы только искренним раскаянием. Но и тот, кто убил, будет наказан, потому что выбрал зло.

Виноватых нет

Нет большей ошибки, чем обвинять других людей в своих бедах. Если человек обвиняет кого бы то ни было в обрушившихся на него несчастьях, это свидетельствует о серьезном недостатке веры. Тогда благословенный Господь может отвернуться от него и передать его судьбу в руки того, кого он обвиняет.

Что же происходит в голове и сердце этого несчастного?

Если нельзя бороться с притеснителями, например, с банком, властями, судом или полицейскими, человек впадает в полное отчаяние и может, Боже упаси, даже прийти к мысли о самоубийстве, полагая, что Господь благословенный уже ничем не может ему помочь.

Если его притесняет такой же человек, как и он сам, например, жена, сосед или деловой партнер, то человека днем и ночью будут мучить мысли: «Надо бы прислать к нему такого-то, чтобы повлиял на него... я ему отомщу... я должен поступить с ним так-то и так-то… я нашлю на него бандитов». Человек не спит по ночам, его душа неспокойна, сегодня он думает одно, а завтра — другое. Он может испытывать самые низменные чувства — унижение, гнев, жестокость, ненависть и мстительность. Возможно, он даже станет причинять   страдания и вред тому, кого считает причиной всех своих бед, и превратится из обиженного, в обидчика. Тогда горе душе его, ибо таким образом он гневит Господа, и Всевышний предъявляет ему уже новый счет сверх того, из-за которого свалились предыдущие несчастья.

Получается, что муки и огорчения человека, обвиняющего других, становятся невыносимыми, и он чувствует, что нет выхода из круга страданий. Ведь если ему кажется, будто беды исходят от других людей, на которых он никак не может повлиять, что ему остается делать?

Человек должен знать, что у него есть выход. Его жизнь — в его собственных руках, а не в руках других людей. В его власти обратиться с просьбой к Творцу Вселенной, ибо Он один определяет, что станет с жизнью  человека, и лишь от Него, благословенного, человек может получить блага и спасение.

Ибо, когда человек обратится   к Творцу и попросит   извинить тот грех, из-за которого приключились все беды, то притеснитель не только перестанет изводить его, но и станет ему верным другом, о чем написано в книге Ховот ѓа-левавот («Обязанности сердец») [1]: «Пусть знает (человек) в душе своей, что польза и вред — в руках Творца превознесенного. Если вред ему причинили  другие люди, все равно пусть думает о них хорошо, считая причиной (своих невзгод) лишь себя самого и свои дурные дела, и взывает к Богу с мольбой об искуплении грехов своих. Тогда враги станут любить его, ибо написано: “Если Господь благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним” [2]».

Нельзя ли помочь?

Человеку, который не готов учиться вере, помочь невозможно. Он хочет, чтобы ему помогли в соответствии с его ошибочными представлениями, например, повлияв на нужных людей, отсрочив долги, применив силу, угрозы, лесть и так далее. Но если эти способы совершенно не помогли, когда он сам пытался к ним прибегнуть, и ситуация лишь усугубилась, отчего же они будут эффективны в руках того, кто хочет его поддержать? В результате сам помощник попадет в беду, и они оба пострадают.

Единственное   средство от всех проблем — это научиться вере и следовать ее путями, о чем повествует эта книга. Тот, кто хочет прислушаться к этим словам и пойти по пути веры, легко разрешит все свои проблемы — ему можно помочь правильным, наставлением  и руководством. Но человек, который просит о помощи и спрашивает совета, руководствуясь при этом своим разумом, подобен больному, который пришел к врачу и объясняет, как его лечить. В конце концов, врач ему скажет:

«Если ты знаешь, как исцелить себя, зачем ты пришел ко мне? Если ты хочешь моей помощи, то помолчи и выслушай мои указания и, с Божьей помощью, будешь здоров».

Примечания

[1]  Раздел «Об уповании».
[2]  Мишлей 16:7.

По книге  "Сад веры"