Пандемия COVID-19 в свете законов Ноаха

Пандемия COVID-19 в свете старого и нового…  Существовал ли коронавирус во времена Ковчега?

Мир продолжает борьбу с aпандемией COVID-19, а средства массовой информации и новостные агентства распространяют противоречивые отчёты и мнения, пытаясь прояснить все возможные вопросы или опровергнуть ту или иную информацию – Как началась пандемия? Кто виноват? Существует ли эффективное лечение? Следует ли нам оставаться дома и не ходить на работу? Список вопросов можно продолжать бесконечно, а мнения продолжают разниться по мере появления новой информации об этой болезни. Важно понять, какой урок мы можем вынести из создавшейся ситуации. Все мы находимся, так сказать, в одной лодке, которая уносит нас в сторону неизвестного будущего. Что можно сделать, чтобы развернуть эту лодку в обратную сторону или, хотя бы, обеспечить спасательными шлюпкам себя, своих близких и всех своих попутчиков?

Возможно, вы удивитесь, но эту проблему можно решить, если люди возьмут на себя исполнение Семи Заповедей, данных Всевышним всему человечеству через Ноаха, когда тот сошел на Землю с Ковчега после потопа. Его спасение ознаменовала радуга из семи цветов и речение Б-га о том, что Он больше никогда не нашлет на человечество потопа.

Вот слова этого Завета, содержащиеся в главе Берешит 9:8-17: «И сказал Б-г Ноаху и сынам его с ним так: А Я, Вот Я устанавливаю Завет Мой [1] с вами и с потомством вашим после вас.….И установлю Я завет [2] Мой с вами, и не будет истреблена вновь всякая плоть водами потопа, и не будет вновь потопа, чтобы погубить землю…» И сказал Б-г: «Вот знак Завета [3], который Я даю между Мною и между вами, и между всяким живым существом, которое с вами, для поколений вовеки.… Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком Завета [4] между Мною и между землей … И вспомню Я Мой Завет [5], который между Мною и между вами, и между всяким живым существом от всякой плоти … И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы помнить вечный Завет [6] между Б-гом и между всяким живым существом от всякой плоти, которая на земле. И сказал Б-г Ноаху: Это есть знак Завета [7], который Я установил между Мною и между всякой плотью, которая на земле».

Почему Б-г упомянул слово «Завет» семь раз? Потому что Его Завет был дан в контексте Семи Заповедей, исполнение которых защищает от всеобщей пандемии злодеяний, которая царила до потопа. Всё очень просто…

Семь заповедей ноахидов – Б-жественный моральный кодекс всего человечества

1. Не создавай идолов: Обрати свою веру Б-гу и доверься Ему.
2. Не богохульствуй: Почитай Б-га и восхваляй Его.
3. Не убивай и не причиняй ущерб: Уважай святость человеческой жизни.
4. Не прелюбодействуй: Институт брака и семьи устанавливается Творцом.
5. Не укради: Уважай собственность ближнего.
6. Не употребляй в пищу плоти, отрезанной от живого животного: Пресекай жестокость.
7. Создай справедливую судебную систему: Справедливость – это основа подлинного мира.

Рассмотрим некоторые аспекты и логические выводы, которые можно сделать на примере сегодняшней пандемии.

Не создавай идолов

Как сказано в главе Берешит 2:16: «И повелел Господь Б-г человеку так…». Это означает, что Б-г наделил людей свободой выбора исполнять Его волю и почитать Его, и, таким образом, устанавливать с Ним личную связь. Величайшая заслуга любого человека в том, чтобы отвернуться от мнимых божеств в пользу служения и почитания Единого Б-га.

Большую роль в пандемии сыграл атеизм, который представляет собой наихудшую форму идолопоклонства, так как в результате обрывается связь между человеком и Б-гом. Атеисты не допускают и мысли о выполнении заветов Б-га, а только лишь руководствуются собственными желаниями и амбициями, не опасаясь Б-жьего суда или провозглашения святости человеческой жизни. Поэтому атеисты допускают наличие любых политических партий, они уверены в собственной правоте, как и в своих альтернативных божках. Болезнь COVID-19 пришла из страны, официально исповедующей атеизм, в то время как остальной мир был не осведомлён и не подготовлен.

Как мы можем помочь: В мире полном идолопоклонства, Авраам «возгласил Имя Господа, Б-га вселенной» (глава Берешит 21:33). Он учил, что Б-г и мир неотделимы друг от друга. Если мы позволим этой правде проникнуть в наши деяния и будем учить ей наших детей, у нас откроются глаза, и мы сможем вникнуть в адресованное нам послание Б-га. Б-г ждёт от нас, что Его слово будет не какими-то джунглями или игрой без правил, но Его дворцом, в котором вскоре раскроется Его Сущность. Поэтому, прежде чем принять решение о каком-либо действии, спросите себя, что бы подумал Б-г об этом? Вы найдёте ответ в аспектах Семи Заповедей.

Не богохульствуй

Как сказано в главе Ваикра 24:15: «иш иш [ивр. всякий] кто будет хулить Б-га своего, понесет свой грех». Выражение «иш иш», буквально означающее «каждый человек», указывает на всё человечество. Поэтому хулить Б-га запрещено и евреям и Бней Ноах. Логично, что эта заповедь распространяется на запрет идолопоклонства, поскольку богохульство не что иное как наивысшая степень отрицания Царства Б-га. Как отдельная заповедь она учит нас следить за своей речью. Люди отличаются от других земных творений не только наличием интеллекта и свободы выбора, но и дара речи.

Человек, который ложно клянётся Именем Б-га, оскверняет Его Имя, как сказано в главе Ваикра 19:12, «И не клянитесь Именем Моим во лжи; ты бесчестишь Имя твоего Б-га …» При ложной клятве, человек отрицает истину Б-га, именем которого он клянётся. Согласно логике, также запрещено лгать или участвовать в обмане. В нашей ситуации, на базе пропаганды, фальсифицированной или сокрытой информации и противоречивых отчётов сформировались неверные мнения относительно пандемии COVID-19. К счастью, благодаря критическому взгляду общественности некоторые из них были обличены.

Как мы можем помочь: Каждый человек должен установить для себя более высокие моральные стандарты речи, и понимать, что его речь, имеющая как положительную, так и отрицательную окраску, имеет реальное воздействие не только на отдельных людей, но и на весь мир в целом. Ношение масок напоминает нам о том, что нам необходимо замкнуть свои уста и не произносить слова злобы или сплетни. На глубоком уровне понимания, злословя, человек притягивает к себе противоположность благословения, а когда мы произносим добрые слова, открываются каналы для получения Б-жественного Света Всевышнего. Пророк Ирмияу советовал (29:7): «И заботьтесь о благосостоянии города,… и молитесь за него Господу, ибо при благословении города, и вам будет мир». Даже те, кто повел нас не той дорогой в прошлом, должны изменить курс на противоположный и постараться выстроить своё поведение в соответствии с Семью Законами.

Не убивай

Как сказано в главе Берешит 9:5-6: «Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу; со всякого животного взыщу за это. И от руки человека, от руки того, кто брат ему, взыщу за душу человека. Кто прольет кровь человеческую, человеком кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека».

Если проанализировать эти изречения, можно понять, что сюда входит самоубийство, убийство человека при помощи животного, заказное убийство и искусственное прерывание беременности. В более широком смысле выполнение этой заповеди включает заботу о здоровье, а для врачей – назначение правильного лечения, даже если оно не дорогостоящее.

В результате пандемии увеличилось число случаев эвтаназии и суицида среди медицинского персонала. Однако снизилось количество искусственных прерываний беременности в случаях, когда эта процедура была оценена как не первостепенная. В случае назначения лечения, врачам не стоит делать выбор, основанный на принуждении пациента к использованию дорогостоящих препаратов. Следует понимать, что пандемия не должна использоваться фармацевтическими компаниями как предлог для производства и продажи дорогих лекарств.

Как можно помочь: Спасение одной человеческой жизни рассматривается Б-гом как спасение целого мира, и способствовать отмене политики, направленной против человеческой жизни, будет рассматриваться как спасение тысяч жизней. Не у каждого есть такая возможность, но в более широком смысле эту заповедь может соблюдать каждый, если будет осторожен в своей речи относительно других людей. Концепция «кровопролития» включает недопущение смущения человека, вызванного его позором. Злословие, которое привело к «убийству личности» может расцениваться как прекращение жизни человека. Мы, напротив, должны «оживлять» других, поднимая их дух при помощи добрых дел и милосердия.

Не прелюбодействуй

Пять видов прелюбодеяния запрещены народам мира, как сказано в главе Берешит 2:24: «Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой». Этой фразой покрыто сразу несколько аспектов отношений человека: с матерью, то есть с женщиной, которая является женой его отца, с женой другого человека, с другим мужчиной, или с животным. Также запрещены отношения с сестрой по материнской линии, как сказал Авраам о Саре в главе Берешит 20:12: «И также подлинно ….она не дочь моей матери; и стала она мне женой».

Кроме того, люди нуждаются в стабильности и порядке, как сказано в книге пророка Йешаягу 45:18, « ….Г-сподь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить». Эта фраза предостерегает правительства стран от потворства сексуальному насилию и эксплуатации, торговле людьми или разобщённости общества и поощрению материалистического гедонизма. Это крайне важно для защиты женщин и детей, а также для сохранения традиционных институтов брака. Социальная дистанция во время пандемии препятствует эксплуатации детей и проституции. Около ста тысяч проституток Германии сейчас находятся в кризисе, подобная ситуация наблюдается и в странах Азии.

Как можно помочь: рабби Исраэль Бааль Шем Тов, основатель хасидского движения, говорил о том, что, видимое и слышимое человеком есть результат Божественного Провидения, и всякое полученное известие необходимо человеку для того, чтобы понимать о его службе Всевышнему. Если так происходит с каждым отдельно взятым человеком, тем более это верно по отношению к обществу, народу, всему человечеству, наконец, ко всему миру. В результате изоляции происходит единение семей, а зацикленность на материальных вещах и незаконных связях сводится на нет. Б-г не взваливает на человека предписаний, которые ему не по силам. Многие во время пандемии обнаружили, что могут обходиться без того, без чего ранее, как им казалось, они не могли бы прожить и дня. При введении большего числа ограничений, люди должны становиться всё лучше и тем самым приближаться к решению проблемы, а не отдаляться от такого решения.

Не укради

Сказано в главе Берешит 21:25: «И упрекал Авраам Авимелеха, что до колодца воды, который отняли слуги Авимелеха». Воровство стало главным обвинением перед Потопом (глава Берешит 6:11) и в Ниневии (книга пророка Ионы 3:8); воровство включало в себя грабёж и прочие незаконно полученные виды прибыли. Есть действия, которые, на первый взгляд не являются воровством, но, в результате таких действий жертва испытывает чувство, как будто её ограбили. Существуют незаконно полученные виды прибыли, например, в случае возникновения недопоставки товаров высокого спроса. Пандемия подогревает соблазн поднять цену на товары первой необходимости, снять с продажи недорогие эффективные препараты и выставить дорогостоящие или продать некачественное медицинское оборудование.

Как можно помочь: Кражи приводят к разложению и нравственному падению человечества. Люди, которые не избегают или не питают отвращения к краже, могут быть замешаны в нечестности на более высоком уровне. Запрет кражи учит нас уважать право собственности и потребности других людей. Несмотря на то, что природа человека такова, что он жаждет того, что имеет другой, нужно быть очень осторожным в том, чтобы не овладеть чем-либо путём обмана или силой. Б-г хочет, чтобы человек улучшал свою ситуацию честным путём, потому что так мир становится лучше.

Не употребляй в пищу плоти, отрезанной от живого животного

После Потопа Б-г позволил людям есть мясо и добавил ещё одну заповедь – не есть мясо от плоти живого животного. Как сказано в главе Берешит 9:3-4: «Все ползающее, что живо, вам будет в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти при ее душе, ее крови не ешьте».

Далее по тексту Завета содержится запрет убийства или нанесения телесного ущерба (глава Берешит 9:5-6), чтобы прояснить, что вредоносную пищу (например, мясо животных с паразитами или заражённых вирусом) есть нельзя. Другой запрет, который является следствием первого, относится к жестокости по отношению к животным. Запрещено подвергать животных физическим страданиям, даже если они будут использоваться для употребления в пищу. В результате изучения пандемии были выявлены места, где животных подвергают мучению во время их умерщвления для употребления в пищу или когда из них добывают средства народной медицины с недоказанной эффективностью, такие как афродизиаки, добываемые из рогов носорогов или желчь, извлекаемую из живых медведей.

Как можно помочь: Исходный смысл этой заповеди в том, чтобы не причинять боль животному. Если мы будем испытывать стресс, видя, как страдает животное, значит ещё больший стресс мы испытаем, видя, как страдает человек и будем действовать так, чтобы он не страдал! Каждый человек должен жертвовать средства на благотворительность и развивать идею справедливости, как сказано в книге пророка Захарии 1:14-15: «Так говорит Господь Воинств… и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое …» Великое множество людей в мире страдает от лишений, особенно во время пандемии, и лишь немногие из ни получают помощь. Однако, чем больше людей в мире будут сострадать другим, тем больше людей задумается об истинном, глубинном смысле этой заповеди, а не только о её внешнем значении.

Создай справедливую судебную систему

Б-г повелел установить суды для осуществления правосудия над убийцами, как сказано в главе Берешит 9:6, «Кто прольет кровь человеческую, человеком кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека». Необходимо отметить, что, если большинство членов общества допускает нарушение, по меньшей мере, одного из Семи Законов, судам такого общества не позволено выносить смертные приговоры по какому-либо преступлению при обычных обстоятельствах. Но, если обществу нужна такая мера наказания только для того, чтобы наказать убийцу, при необходимости для обеспечения более высокого уровня безопасности допустимо (но не обязательно) выносить смертные приговоры лишь в том случае, если такие приговоры не выносятся с пристрастием.

Обязательным требованием для судов и правоохранительных органов является следование высоким стандартам правосудия. Правительство должно издавать справедливые законы, согласованные населением страны. Правительство, которое навязывает себя народу, без согласия граждан страны вне рамок конституции, не является законной формой правления. Поэтому правительства, такие как правительство СССР, нарушавшие и нарушающие собственную конституцию, не могут долго существовать. Демократические страны так же не должны использовать кризис пандемии и не издавать необоснованные законы, которые не имеют практической пользы, а суды не должны оказывать влияние или использовать дискриминацию.

Как можно помочь: Справедливость и благотворительность идут рука об руку, беря начало со дней Авраама, как сказал Б-г в главе Берешит 18:19: «Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и правосудие…» Благотворительность приближает избавление и олицетворяет заботу о ближних. Также это касается тех, кто нуждается в духовной помощи, которую можно получать через распространение информации о Семи Законах человечества и о благе, которое эти Семь Законов привносят в наш мир.

Мы рассмотрели Законы Ноахидов или Универсальные Законы, исполнение которых важно для любого общества, так же как и производные законы, которые логично очевидны и важны для улучшения стабильности, мира и благосостояния любого народа. Постараемся же соблюдать эти Законы, с тем чтобы победить пандемию и пережить ее наиболее мирно и безопасно.

Автор: Доктор М. Шульман. Исполнительный директор Ask Noah International
Источник: © 20’20 Ask Noah International

Для полного выздоровления рабби Хаима Яакова бен Сара (Рогальски).