От сотворения мира.

сотворениеСначала не было ничего кроме Творца. Вечный Г-сподь был один, у Него не было имени, народа, созданий, миров и так далее. Был только Он один без места и времени. Что было потом? Чтобы понять правильно, давайте разберёмся, что такое «потом». Мы окончательно не осознаём, но мы лишь догадываемся и приблизительно предполагаем, что такое бесконечность Творца, которая не ограничена временем. Поскольку в этой бесконечности не существует изменений формы, места, времени и замысла, нам трудно говорить о порядке духовных процессов, которые были запущены в Источнике всех миров. Говоря «потом», мы подразумеваем не время, а скорее остановку, начало или конец одного из таких процессов, которые происходили и происходят вне времени и вне нашего понимания и измерения.

Поскольку Творец одинаково наблюдает прошлое, настоящее и будущее, находясь одновременно в них (как и вне их) в одном и том же состоянии, для Него «потом» вообще не существует. Сначала не было ничего кроме Него, сейчас нет ничего кроме Него и далее вовеки не будет ничего кроме Него.

Человек привык измерять время и события цифрами, часами, днями, годами. Истинный Творец неизмерим, так как иллюзия времени – Его создание. Между измеримым и неизмеримым есть один проводник – это каббала. В учении каббалы чётко определено, что Творец не постижим и не измерим, однако, такие слова как «потом», «до», «после» используются в каббале для удобства самого человека, который в своей беспомощности просто бы не справился без привычных ему понятий.

Представим себе, что мы переносимся назад во времени. Перед нами проносится вся наша жизнь в обратном порядке: чтение этой книги, вчерашний день, прошлый год… Доберёмся до самого «начала» – шесть дней творения. Земля ещё не приобрела нынешний вид, растения и животные пока только формируются и расселяются по планете. В первый день были созданы земля и небо, свет и тьма, а до них – неизвестность. Мы не можем задавать вопросы вроде «чем занимался Г-сподь до создания мира?» или «Почему именно в тот момент и в той точке галактики Он решил нас создать?» Эти вопросы имеют ответы, но мы их сейчас вряд ли получим. Мы знаем только, что была Бесконечность, излучающая бесконечный духовный свет. Этот Свет и его Источник были одним целым, а не раздельными, как это бывает в нашем мире. Ещё эта Бесконечность обладала бесконечным разумом, бесконечной палитрой эмоций, бесконечностью качеств и так далее. Эту бесконечность мы и называем «Б-гом». Почему именно в мужском роде? Потому что Он властвует над нами и даёт нам жизнь, а не наоборот. Весь этот мир – Его невеста, а Он – хозяин дома. До сотворения мира Он не имел ни созданий, ни миров, ни невесты, потому Он был ещё более неопределим – без названий, имён, пола, качеств и так далее. Это был просто Свет, Разум, Любовь в одном, не имевший начала и конца.

Поскольку времени для Него не существует, создание мира произошло в неопределённый и неизмеримый момент, а поскольку измерить и установить момент невозможно, этот момент так же не существует. А если он не существует, он бесконечен. Иными словами, сотворение мира произошло, происходит и произойдёт. Одно мы можем смело предположить: сотворение мира находится в планах и действиях Творца постоянно, как Сам Он постоянен.

Представим себе плёнку, на которую записан фильм. Мы можем переходить от одного кадра к другому в любом из двух направлений: вперёд или назад. Творец наблюдает все кадры фильма одновременно, как если бы они были одним коротким кадром. Этот кадр – одно мгновение, которое равно бесконечности. В этом бесконечном «мгновении» существует всё, созданное Творцом. В это «мгновение» Творец погрузил Себя посредством «разворачиванием миров»[1] подобно человеку, который сначала строит дом, а потом в него входит. Представим, что мы разворачиваем конверт, внутри которого находим ещё один конверт. А внутри второго конверта – ещё один, и так до бесконечности. Каждый из миров и сфер («сфирот», ספירות) бесконечен по отношению к последующему. Но Сам Творец до начала этого «разворачивания» даже не может быть определён как «бесконечный», так как любое определение вообще – попытка ограничить Творца, а это – невозможно. До создания миров Творец был всем абсолютно. Мы не можем сказать, что Он был только благим, так как у зла нет иного источника кроме Творца. Если мы предположим, что есть второй автономный источник, который питает негативные силы, мы уподобимся дуалистам. Мы же верим и знаем, что есть только Один. В каббале есть определение той силе, которая питает всё негативное – «Обратная сторона»[2]. Само название говорит за себя: нет второго источника, есть только другая сторона Того же Творца. Поэтому, говоря, что Г-сподь только благ, мы имеем ввиду не Самого Г-спода во всей Его полноте, а именно ту сторону Бесконечного, которая отвечает за созидание, жизнь, существование. Другая сторона отвечает за погибель. Если мы хотим обрести вечную жизнь, мы должны избрать именно светлую сторону. Вторая сторона играет роль нашего оппонента, но до создания мира она в своём источнике – так же светла и свята, так как светлая сторона. Иными словами, источник совершенно всей энергии и всех явлений – только Творец.

Итак, в какой-то неопределённый и бесконечный момент Творец решает создать наш мир. Близость Самого Творца как Источника может просто стереть наш мир бесконечным светом и сиянием Творца. Таким образом была необходимость сотворить наш мир потоком света, направленного через множественные ограничения. Это похоже на стеклодува, который через тонкую трубочку потихоньку выдувает воздух в стеклянный шарик. Если воздуха будет слишком много или его напор будет резким, шарик будет разрушен. Кроме того, нужно выбрать «место» для создания мира, которое будет прикрыто или удалено от слишком сильного света Творца. Такого «места» не было, так как Сам Творец является местом всех миров. Поэтому Г-сподь создал такое «место» внутри Себя Самого. Он начал скрывать собственный свет самим же светом, подобно человеку, который закрывает своё лицо своей же ладонью. Свет сокращался, чтобы прикрыть собой другой более сильный свет. Всё это сокращение в каббале называется «цимцум»[3].

После цимцума образовалось пустое место, которое не лишено пребывания Творца, но в нём ощущение Творца очень скрыто. Так образовалось то место, которое в каббале называется «игул»[4], что означает «шар, круг». В этом игуле и происходили все этапы сотворения миров – от более духовных\энергетических к более грубым\физическим, пока не появился наш физический мир. Сначала в игул был помещён канал, источник которого находится вне игуля, то есть в бесконечности, а конец которого – а центре игуля. Этот канал в каббале называется «яшар»[5], что означает «прямая линия».

Затем через этот яшар Творец начал пускать свет, из которого были сотканы все миры внутри игуля. Это похоже на мастера, который строит кораблик внутри стеклянной бутылки. Сначала Творец Сам выдувает из света такую «бутылку». Потом внутри неё с помощью ниточки (яшар) помещаются детали, из который строится каркас корабля. Этот каркас – духовные миры, которые стоят выше нашего физического мира. От состояния этих миров зависит состояние физического мира. После этого каркас постепенно обрастает деталями до тех пор, пока произведение не будет готово. Палуба готового корабля – это наш физический мир, в котором был помещен первый человек.

Если говорить без примеров и сравнений, Творец просто сотворил «ничто» внутри Себя, а потом запустил в него свет. Появление этого света в пустоте физического мира можно сравнить с Большим Взрывом, из которого якобы получилась Вселенная. Главная ошибка современной научной теории в том, что в ней нет места Тому, Кто первым поднёс спичку. С точки зрения каббалы был только Создатель, а взрывы, вселенные и даже спичка – это Его инструменты, сотканные из Его света.

Сам взрыв – это проникновение колоссальной энергии в наш мир. Если этот взрыв был простым физическим явлением, не имеющим Инициатора, то возникает ряд нерешаемых вопросов:

  1. В какой именно точке бесконечной и пустой Вселенной этот взрыв произошёл?
  2. В какой именно временной момент относительно хроник Вселенной произошёл этот взрыв? Полагаю, что до взрыва тоже что-то происходило, что можно измерить временем. Если же время так же создано взрывом, то как из бесконечности могло появиться время без живого вмешательства Разума?
  3. Почему этот взрыв избрал именно эту точку? Если это не Разумный Создатель, а спонтанное физическое явление, то него не могло быть живого выбора. Так как же этот взрыв сам по себе выбрал, где ему произойти?
  4. Если взрыв был спонтанным физическим явлением, то как объяснить саму природу спонтанности, породившей множество разумных живых организмов?
  5. Если взрыв был не спонтанным, то какие факторы его спровоцировали?
  6. В какое именно время бесконечности произошёл этот взрыв?
  7. Почему этот взрыв выбрал именно этот момент времени? Если взрыв произошёл не по инициативе Разума, то как же он мог сам выбрать, в какое время ему произойти?
  8. Если взрыв был спонтанным, то как объяснить природу спонтанности, породившей наш мир именно в то время, а не какое-либо другое?
  9. Если взрыв не был спонтанным, то какие обстоятельства и физические факторы заставили взрыв произойти именно в то время, а не в какое-либо другое?
  10. Почему гармоничная Вселенная со всеми её светилами, галактиками и живыми организмами должна была возникнуть именно из взрыва? Ведь хорошо известно, что взрыв может только разрушать, а не создавать.

Интересно заметить, что верующие люди (в том числе и иудеи) не принимают теорию Большого Взрыва, но всё же наиболее терпимо к ней относятся именно иудеи. В особенности каббалисты крайне воздерживаются от многословных комментариев на этот счёт, а на вопросы о Большом Взрыве отвечают молчанием и загадочной улыбкой.

Б-жественная энергия, опускаясь в физический мир через все этажи (миры АБИ”А) и трансформаторы (сфирот), становится более грубой, пока не превращается в знакомую нам радиоволну. Взрыв, как правило, сопровождается двумя явлениями: теплом и возбуждением. Оба этих явления, согласно физике, порождают электромагнитное излучение. Диапазон от 400nm до 700nm (приблизительно) мы можем воспринимать органами зрения. Ниже этого диапазона идут ультрафиолетовые волны, рентгеновские волны и опасные радиоактивные волны. Выше этого диапазона – ультракрасные волны, радиоволны. Природа этих волн меняется в зависимости от их частоты, но в физике все невидимые области диапазона радиоволн по праву называются «невидимым светом».

Видимый свет не может проникать через непрозрачную материю, но радиоволны это могут. Поэтому наша планета и какой-то определённый радиус удаления от неё пропитаны радиоволнами. Это обстоятельство и даёт нам возможность пользоваться услугами сотовых сетей, слушать радио и улавливать телеканалы через антенну. Белый шум, который мы можем обнаружить на незанятой волне, – это последствие того самого Большого Взрыва, его эхо.

Самый низший уровень колебаний энергии – это физический материальный уровень. Физические предметы предстают перед нами в видимом покое, а возбуждение заметно только на атомном уровне.

В первой главе книги Берешит нам даётся полное описание всего процесса творения от начала и до конца. В самом начале были созданы небо и земля. Здесь мы видим, как посреди пустоты появилась материя – земля, а остальная часть пустоты стала называться небом. Кроме того, слово «шамаим»[6] («небо») делится на два слова: «эш»[7] и «маим»[8], «огонь» и «вода». То есть, вода уже была создана вместе с небом и землей. И действительно, в первой главе нет упоминания о создании воды. Только во втором стихе вода упоминается впервые, но там о ней говорится так, словно она уже существует. Таким образом мы узнаём о создании первоэлементов: Воды, Огня, Земли и Воздуха (пустоты). Пятый элемент – это Дух. Во втором стихе так и говорится: «И Дух Б-жий летает над водой». Почему именно над водой? Потому что вода порождает жизнь и удовольствия. Слово «летает\носится» («мерахефет»)[9] образовано от корня Р.Х.П., который в каббале связан с «РаПаХ ницоцот» (288 искр святости), которые погрузились в наш мир, чтобы его оживить. Если мы обратим внимание на этот корень, он находится внутри слова «мерахефет» зажатым между буквами Мем и Тав:

מרחפת

Буквы Мем и Тав образуют слово «мет»[10] – «мертвый». То есть, 288 искр как бы умерли, оторвавшись от своего высокого духовного корня, но это произошло для того, чтобы оживить наш мир. Можно сравнить это с семенем, которое гниёт в земле, чтобы дать жизнь новому растению со множеством семян. Вода – это Тора. В традиции Хазал Тора уподобляется воде. В оригинале написано «ал пнэй hамаим»[11], что означает буквально «над ликами воды». Это – намёк на 70 ликов Торы. Вода очищает, поэтому земля появляется из воды (9 стих), а не наоборот. Точно так же ребёнок в утробе матери формируется в воде. По этой же причине мы окунаемся в микве – специальный водоём, подключённый к источнику живой воды. Такое окунание очищает не только физически, но и духовно.

О виде земли говорится, что она была «безвидна и пуста». В оригинале употреблено выражение «тоhу ва-воhу»[12]. В русском языке нет точного определения этому понятию, но можно сравнить это с первозданным Хаосом и запустением. Иными словами, физический мир ещё был слишком далёк от завершения формирования, потому не был пригоден для жизни. Тогда все элементы были перемешаны между собой. Согласно теории Большого Взрыва вся материя Вселенной когда-то якобы была сжата в одном «шарике», который сжимался до тех пор, пока не взорвался. После взрыва появились планеты, светила и воды в виде комет.

После этого сразу с 3 стиха начинается подробное описание создания с перечислением дней. В первый день был сотворён свет. Сотворён – это в нашем понятии. Разумеется, для Творца всегда существовал свет, так как Он Сам – есть свет. Но здесь уже говорится о свете физическом, который является грубым отражением духовного света, поэтому говорится о нём, как о новом творении. После этого свет был отделён от тьмы. То есть, радиоизлучения были отделены от тишины и наделены своими свойствами. Первое, что могло последовать за Большим Взрывом – это большая вспышка света, звука, вибраций и жара. После этого Творец «успокоил» последствия этой вспышки, определив как нейтральное состояние тишину, покой, тьму, холод (нулевую температуру). Поэтому невозможно посветить «анти-фонариком» на освещенный участок, чтобы направить в него луч темноты. Так же невозможно тишиной перебить шум. Невозможно так же найти в природе предмет, который передвигал бы сам по себе, если это не живой или не испытывающий влияния извне предмет. Температура везде имеет свою нейтральную отметку. На Земле эта отметка условно равна 0oС. То есть, если предмет находится в среде, где температура равна нулю, то любые воздействия извне смогут лишь временно разогреть или охладить предмет, но с прекращением воздействия температура предмета постепенно вернётся к изначальной отметке. В открытом космосе на достаточно удалённом расстоянии от планет и светил такая начальная отметка будет гораздо ниже земной, но температуры ниже такой отметки существовать не может. Такая отметка была найдена английским физиком – лордом Кельвином. На шкале Кельвина вообще нет отрицательных чисел, а нулевая температура равна -273.16 o по Цельсию. Возможно, это – не самая точная цифра, но она говорит о том, что даже у холода существует предел.

Однако, у таких явлений (назовём их «положительными») как свет, тепло, движение и звук пределов нет. Свет можно увеличивать бесконечно. Представить это трудно, так как мы не привыкли сталкиваться с очень сильным светом. На определённой отметке сильный свет повредит сетчатку глаза. Звук определённой мощности может оглушить, движение может быть потеряно из виду, а жар может просто уничтожить. Мы слишком ограничены для того, чтобы пытаться найти наивысшую отметку положительных явлений, даже если бы она и была.

Таким образом у нас получается график, у которого есть начало в отметке x,y=0, но нет конца. Этот график уходит бесконечно вверх – к непостижимому Творцу, но ниже него опуститься невозможно из-за правил, которые Творец определил для физического мира. Отметка «ноль» – это дно всех миров, который в каббале называется Малкут деАсия. Возможно, в более высших духовных мирах пределы совсем иные. Мы привыкли верить, что в аду и огонь горячее, и зима холоднее, – это не спроста. В нашем же мире всё устроено так, чтобы человек не уничтожил самого себя.

В нашем мире постоянно происходит влияние положительных явлений. Земля находится в постоянном движении. На поверхности Земли перепады атмосферного давления провоцируют ветра. Ветер движется сам и приводит в движение другие предметы. Солнце и ядро (если оно существует) нагревают Землю. Человека разогревает постоянное кровообращение. Кроме того, днём поверхность Земли освещается Солнцем, а ночью – отражением солнечного света, исходящим от Луны, и звёздами. Совершенной темноты (не искусственной) на поверхности Земли быть не может. Г-сподь создал тьму, но только о свете Он сказал «хорош».

В каббале и трудах Хазал говорится о том, что изначально в творении присутствовал б-жественный свет, но Творец решил «спрятать» его для праведников для Грядущего Мира. Именно так РАШИ[13] комментирует 4 стих первой главы Берешит. Согласно этому учению, первый человек Адам мог с помощью этого света видеть «от одного конца мира в другой». Раньше человеку было трудно понять смысл такого определения, но сегодня для нас эта загадка куда прощё. Мы используем радиоволны для передачи информации на самые дальние расстояния. Сотовая связь, спутниковое телевидение, интернет и радиостанции – это только физическое отражение той духовной энергии и её использования.

В современном мире есть один мало изученный феномен, который так же связан с наблюдением издалека. Это – феномен ясновидения. В эзотерике его называют по-разному. Сам орган ясновидения называют «астральным глазом», а инфополе, с которого считывается информация, называют «хрониками Акаши». Если говорить по-научному, то всё гораздо проще. В нашей голове есть особый мозжечок, называемый «гипофиз». Этот мозжечок по какой-то причине уже с рождения неактивен. Когда-то очень давно, возможно, у него было применение, но сегодня он остался в виде рудимента – как воспоминание о чём-то очень древнем. На Востоке место этого мозжечка помечают красной точкой и линиями («талак»). Индийские йоги называют его «третьим глазом» или «Аджна-чакрой». История не сохранила ни одного свидетельства о том, что когда-то этот «третий глаз» использовался людьми. Все исторические документы и находки, связанные с самым ранним разумным человеком, ничего не говорят о феномене ясновидения у целой группы людей. Как правило, для самого слабого пробуждения этого мозжечка требуются годы усиленной практики. Для этой цели люди духовные углубляются в йогу, а люди научного склада ума прибегают к разным около научным методам – вроде карт Зенера. Но интересно, что не смотря на свою многовековую незадействованность, этот орган не исчез, а очень даже хорошо сохранился. Это – ещё один камень в огород теории эволюции. Нет никаких сомнений в том, что однажды эта область мозга ещё пробудится и будет активно использоваться праведниками в Грядущем Мире вместо хотя бы той же сотовой связи.

В дни Ноаха диапазон зрения человека был немного расширен. Появление радуги на небе – это или изменение в законах природы, или изменение в самом человеке. Согласно одной версии, радуги в мире не было вообще, так как мир был затянут густыми тучами. Но можно выдвинуть и другую версию: радуга была всегда, но глазам допотопных людей она не была видна. Возможности Адама после грехопадения были ограничены. Ноах, успокоивший гнев Создателя, обрёл возможность видения всего спектра радуги – от 400 до 700 нанометров. Возможно, до этого люди видели только один свет – например, зелёный. Именно зелёный является центральным цветом в спектре радуги. Растения тоже имеют зелёный цвет. В психологии известно, что именно зелёный свет (500-565nm) наиболее восприимчив человеческим глазом. Этот свет успокаивает и помогаем задуматься. Зелёные игральные столы, зелёные школьные доски, зелёный светофор – это не просто так. В Талмуде и Мидрашах[14] говорится, что тоhу – это зелёный луч, который окружает мир и из которого появилась тьма. В оптике зелёный луч – это очень короткая вспышка зеленого света, исходящая от солнечного диска перед его полным погружением за горизонт или в самом начале его появления. Таким образом мы видим, что зеленый луч даже в оптике связан с наступлением или прекращением темноты. В Писании тоже каждый этап творения начинается с вечера, а кончается утром – интересный намёк, не правда ли? Возможно, Творец оставил человеку возможность видеть только этот световой спектр, так как с него начиналось создание мира. Ноах обрёл милость в очах Создателя, поэтому к нему (и его потомству) была возвращена возможность видеть весь спектр лучей от фиолетового до красного. В трактате Авот[15] говорится, что радуга была создана на шестой день перед наступлением субботы. То есть, в поколении Ноаха и ранее радуга могла быть в небе, но её просто не замечали. Чтобы даровать человеку вечное напоминание о Завете, Г-сподь мог просто прикрепить его внимание к чему-то постоянному, что являются частью природы. Тогда Г-сподь всего навсего улучшил видение человека до такой степени, что тот мог разглядеть разугу во всех её цветах. В книге Зоар[16] говорится, что до Потопа люди не могли видеть некоторые цвета. А сегодня, когда мы смотрим на радугу и видим богатую палитру её цветов, мы невольно начинаем думать о чём-то духовном.

Ещё стоит обратить внимание на тот факт, что в Писании от сотворения мира и до эпизода, где Творец заключает с Ноахом Завет, ни разу не говорится о цвете. В русском переводе книги Берешит говорится, что Г-сподь создал “всякую зелень”, но это всего лишь перевод, а оригинальное слово “йерек”[17] дословно означает “овощ”, а слово “зелёный” – “ярок”[18] образовано от слова “овощ”. Далее говорится, что Ева захотела отведать плодов запретного Древа лишь потому что оно “приятно для глаз” – но ни намёка на цвет. Сегодня спелость плодов мы определяем по цвету: если плод красный или оранжевый, то скорее всего он поспел. Ева не смотрела на плод, она заметила, что само дерево – “приятно для глаз”. Видимо, общий вид дерева, видимый в отдном цвете, говорит о том, съедобны ли его плоды и насколько они спелые.

Здесь мы можем сделать одно общее заключение: расширения диапазона нашего видения (физического, духовного или того, что между ними) зависит от духовного исправления и совершенствования. Теперь давайте пойдём дальше.

Во второй день Г-сподь отделил твердь от воды. Это ещё не говорит о создании земли, потому что земля появится ещё дальше – в 10 стихе, где она названа «сушею». В оригинале вместо слова «твердь» написано «ракиа»[19], что означает «небо» или «небосвод». Выше мы говорили, что «небо» на иврите – это «шамаим». Но здесь используется другое слово. Видимо, есть какая-то разница. Если «шамаим» – это огонь и вода, то ракиа – это то что остаётся помимо воды. Возможно, речь идёт о сферической оболочке Земли. В науке существуют пять таких оболочек: Тропосфера, Стратосфера, Мезосфера, Термосфера, Экзосфера. Если предположить, что выше Экзосферы – ещё одна бесконечная оболочка, а ниже Тропосферы – сфера обитания живых существ (которая в науке иногда называют Биосферой), то получится семь оболочек. Именно семь рекиим (мн. от «ракиа») существуют в учении каббалы. Эвен Эзра в комментарии к 6 стиху так же говорит: «И этот ракиа – это воздух…»

Итак, ракиа отделяет воды от вод. Что это может означать? Все авторитетные комментаторы, полагаясь на другие более древние источники, утверждают, что вся сотворённая вода поделилась на нижние воды и высшие воды. Нижние воды – это та вода, которая существует на нашей планете. Высшие воды – это вся космическая вода. При этом Мидраш[20] сообщает, что высшие воды были гораздо больше нижних. Сегодня с помощью сложных телескопов и спутников мы сами можем в этом убедиться. В одной научной книге[21] приводятся точные данные о феномене, который сегодня хорошо известен нам как Тунгузский Метеорит. Масса этого метеорита составляла 30,000 тонн. Оказалось, что этот метеорит – лишь маленький осколок, отколовшийся от кометы Энке (официальное название 2P/Encke). В 57 седьмом году прошлого века от этого осколка содругнулась вся Сибирь, и по сей день разговоры о том далёком событии не прекращаются. Учеными Гарвардского Университета было сделано следующее заявление: масса комет варьируется от миллиарда до тысячи миллиардов тонн. На краю нашей солнечной системы было обнаружено скопление таких комет, которое получило название «облако Оорта». Это скопление состоит приблизительно из тысячи миллиардов комет.

В том же Мидраше чуть ранее[22] говорится:

Если бы было сказано «и отделил воды, которые на ракиа», я бы сказал, что на самом ракиа помещены эти воды. Но когда Он говорит «воды, которые над ракиа» – тут ясно, что эти воды подвешены в пустоте по слову Б-жьему.

А ещё немного ранее[23] говорится, что эти воды в космосе превращены в лёд. Получается, что во второй день Г-сподь отделил все воды на две части. Большую часть Он убрал в открытый космос, а меньшую часть оставил на Земле в таких количествах, которые бы не помешали существованию земной жизни. И только в 8 стихе Г-сподь снова называет этот ракиа небом (шамаим).

В 9 стихе Г-сподь велит всей воде, что на Земле, собраться в одно место. Видимо, до этого вся поверхность Земли была покрыта водой. Г-сподь собрал всю воду в океаны и сделал ей углубления, чтобы воды снова не покрыли показавшуюся сушу. До этого вода собрала с поверхности Земли большую часть растворимых минералов, пока не стала солёной. Если бы океаны были созданы в уже готовом виде, возможно их воды не были бы такими солёными. В 10 стихе Г-сподь называет всё собрание воды «морем».

Далее идёт сотворение растительности: день третий. А на четвёртый день Г-сподь создаёт светила. В 14 стихе говорится, что Г-сподь постановил светила «на тверди небесной». В русском синодальном переводе это звучит дико, но если мы вспомним, что светила были помещены на ракиа, всё станет на свои места. Получается, что ракиа – это не только нижние слои атмосферы, но и тот бесконечный «слой», который следует за Экзосферой, – как мы и говорили выше.

Интересно, что растения появились до создания светил, в то время как животные, птицы и рыбы появились после создания светил. Поскольку светил ещё не было, не было того измерения дня и ночи, к которому мы привыкли. Третий день мог длиться гораздо больше, чем 24 часа. А сколько бы времени понадобилось, чтобы растения выработали достаточно кислорода? Возможно, кислород уже был создан Творцом, но возможно и другое: раз Творец создал растения до появления светил, значит Он хотел запустить процесс фотосинтеза и предоставить природе возможность сделать свои первые младенческие шаги. Процесс фотосинтеза был бы очень долгим, если бы тогда мы могли измерить его временем. Дело в том, что без света этот процесс очень уж долог. Даже сегодня, спустя 5771 год от сотворения мира, в природе ещё остались растения, которые вырабатывают кислород в полной темноте, – это напоминание нам о том, что такое в природе возможно, – но всё же хлорофиллы растений наиболее активны при получении порции света. Разумеется, кислород выделяется растениями в тёмное время суток, но до этого фотосинтетические пигменты должны как следует зарядиться светом. Согласно Писанию получается, что растения давали кислород, но ничего, кроме минеральных веществ, не потребляли. А что было бы, если бы светила уже существовали к тому времени? Растения выдавали бы больше кислорода, но в светлое время суток они бы больше отдыхали – и это в лучшем случае, а в худшем случае они бы просто выгорели, потому что вода только что начала испаряться, на небе – ни облачка, а лучи солнца свободно жарят растения, не защищенные кислородом от радиации.

Растениям было просто необходимо пережить целую «ночную эпоху», чтобы сохранить себя и обеспечить жизнь новым существам. Кислород, создаваемый долгое время, мог кончится очень быстро с появлением новых форм жизни. Поэтому светила были созданы после растений и именно до появления животных и птиц. К моменту появления солнечного света  растения были достаточно защищены, чтобы продолжать работу в новом режиме. Видно, что Тору писал не человек и не просто учёный, а Тот, Кто всё это создавал и наблюдал самолично!

После этого на пятый день Творец создал сначала рыб, а потом птиц. Почему первыми подвижными существами были именно рыбы? Во-первых, рыбы и птицы употребляют гораздо меньше кислорода. Во-вторых, рыбой питаются все существующие ныне формы жизни: животные, птицы и сами рыбы. Если бы первыми были созданы птицы, они бы питались одними семенами. В итоге некоторые птицы были бы ослаблены таким «постом», а другие – более хищные птицы, умерли бы от голода или истребили бы всех своих сородичей. Я уже не говорю о том, что без рыбы в рационе птиц остались бы только семена растений, что привело бы к неминуемой гибели популяции самих растений. То же самое было бы и с крупными животными. Именно рыбы являются общим продуктом питания у всех живых существ. В-третьих, их среда была наиболее готова для заселения живыми существами. После появления кислорода большая его часть уходила на окисление аммиака, углеводородов и закисной формы железа, находившихся в воде. Когда этот долгий химический процесс был завершён, вода стала достаточно пригодной для жизни рыб, но крупным сухопутным животным ещё было слишком рано появляться в нашем мире, так как кислорода могло всем не хватить. Только в течении пятого дня, который тоже непонятно сколько длился, кислородный слой Земли начал восстанавливаться: химические процессы океанов потребляют меньше кислорода, солнечный свет повышает качество фотосинтеза, а растения плодятся и умножаются, чтобы увеличить объём работы. Появление крупных сухопутных животных после пятого дня – идеальный вариант. Только птицы могли выживать в тот период. Птицы, как мы говорили, потребляют меньше кислорода, да и к тому же имеют возможность быстро и без препятствий перелетать в места с густой растительностью. Ну и кроме того, птицы должны были регулировать популяцию рыб, которые очень быстро плодятся.

На шестой день были созданы сухопутные животные. В воде было полно рыбы, в небе – птицы, растения самых разных видов было множество, воздух – отличный. Иными словами – всё готово для того, чтобы «подселить» с этот мир крупных животных. А если они будут себя комфортно чувствовать в этом мире, то и человек тоже.

Читая Тору под таким углом мы не можем сдержаться от того, чтобы не воскликнуть: «Б-же! Да это же – высоко научный труд! Эту книгу писал учёный и даже гений!». Но какая там наука – более 3300 лет назад? Астрономия, биология, океанология, экология, биохимия, физика, оптика – чего ещё нет в одной только первой главе этой книги? И как всё точно! Как всё укладывается в науку! Г-сподь мог создать этот мир уже готовым, как бы «с середины», – и возможно, Он его таким и создал (есть и такое мнение среди Хазал) – но возможно, Он просто решил преподнести подарок современным любителям научных истин, которые считают любой миф о творении антинаучным. Тора показала всему миру, что она не стоит в одном ряду со всеми остальными языческими мифами и легендами. Весь процесс творения мира по Торе находит отголоски в современных научных теориях, но главное отличие у обоих подходов – вера в Б-га. Теория Большого Взрыва и теория эволюции стали главным убежищем атеистов, но это убежище построено из ворованного материала. Мир создан Б-гом очень мудро и правильно, и познавая и исследуя его, будет непростительным не признать этого.

Примечания

[1] Каббалистический термин – סדר השתלשלויות
[2] סטרא אחרא
[3] צמצום
[4] עגול
[5] ישר
[6] שמים
[7] אש
[8] מים
[9] מרחפת
[10] מת
[11] על פני המים
[12] תהו ובהו
[13] Раби Шломо Ицхаки, самый авторитетный комментатор Танаха и Талмуда, 11 в. Франция
[14] Например, Ялкут Шимони, намёк 4, см. комментарии
[15] Мишна, Авот 5:6
[16]  Зоар, I, Ваэра
[17] ירק
[18] ירוק
[19] רקיע
[20] Мидраш Раба, Берешит 4:5
[21] The Cambridge Atlas of Astronomy
[22] Мидраш Раба, Берешит 4:3
[23] Мидраш Раба Берешит 4:2

Автор: Исраэль Галицкий