Обезвреживание «атомной бомбы» миссионеров: Исайя 53

Предисловие переводчика.

Прежде чем начать говорить о пророке Исайе, большую часть лекции Раввин Скобак рассказывает о некоторых базовых принципах и понятиях Еврейской Библии без которых дальнейший (сравнительный) анализ был бы невозможен.

Например, кого Евреи считали пророками, кого не считали, какова их роль и миссия?

Библейский термин “мессия” — кто он?

Как его распознать?

Как распознать лже-мессий, каковых в истории было немало?

Искупление/прощение грехов.

И как мне кажется главное, что подчёркивает Раввин Скобак, это принципиальная разница в мотивации изучения Библии у Христиан по сравнению с Евреями.

ЧАСТЬ 1

Попробуем начать с того, что вы все знаете, что существуют сотни и сотни христианских миссионерских организаций, нацеленных на еврейские общины, с целью обратить Евреев в Христианство.

И одно из их основных утверждений, одно из их ОСНОВНЫХ утверждений в том, что наша Еврейская Библия, наш Танах, полон сотен пророчеств, сотен отрывков ясно указывающих на Иисуса как на мессию Евреев.

Но на самом деле, подавляющее большинство этих пророчеств похожи на сахарную вату, как только её начинаешь жевать, она исчезает, там пустота. И большинство таких отрывков которые Христиане цитируют с целью обращения Евреев, легко опровергаются.

Однако, миссионеры настаивают, что отрывок который мы сегодня начнем изучать, 53-я глава пророка Исайи, они утверждают, что это их наиболее сильный довод в поддержку их тезиса.

И действительно, многие Евреи, и я лично слышал от многих из них, эти Евреи утверждают, что именно этот отрывок из Библии окончательно убедил их, что Иисус — мессия Евреев.

Прежде чем мы начнем сегодняшнюю лекцию, я хотел бы кое-что объяснить. Я вовлечен в эту деятельность примерно 30 лет. И все эти годы, и мои коллеги также это подтверждают, мы практически не встречали ни одного, ни одного, кто обратился в Христианство из-за того, что написано в Библии. И очень важно это понять. В действительности, Евреи, которые хорошо знают Библию, которые хорошо образованы, которые хорошо знают Танах, ЖИВУТ им, серьезно относятся к нему до такой степени, что это их жизнь, ТАКИЕ Евреи НИКОГДА не обращаются в Христианство и не рассматривают доводы миссионеров серьёзно.

Верно как раз обратное. Те кто обращаются, это Евреи которые никогда внимательно не изучали Еврейскую Библию до обращения, не были с ней знакомы и не ЖИЛИ по Библии.

И именно потому, что они не воспринимали свою собственную Библию серьёзно, они скорее всего не изменили бы свои жизни только из-за того, что там написано.

Например, Еврей который не соблюдает законы Кашрута, и Шаббат, если вы ему скажете «извините, разве вы не знаете, что сегодня Шаббат и в Шаббат нельзя работать, разве вы не знаете, что в Торе написано, что нам нельзя есть мясное и молочное вместе?» Я предполагаю, что большинство Евреев которые не относились к Торе серьёзно, не бросили бы всё и не стали бы вдруг соблюдать Кашрут и Шаббат только из-за того, что вы им указали на пару отрывков их Книги Исхода или Второзакония.

И следовательно, это абсолютная ложь, что Евреи которые не жили по Торе, вдруг отвергли Иудаизм и приняли другую религию, обратились в Христианство только потому, что христианские миссионеры показали им отрывок Пророка Исайи.

Происходит следующее. Евреи обращаются в Христианство, потому, что их привлекает, притягивает то, что они видят как духовность христиан и духовность христианства. Им это нравится, они получают приятное ощущение, ощущение духовности, и их это притягивает. И после того как они обращаются в Христианство, после этого, тогда библия становится важной. Библия становится важной только из-за их обращения в Христианство. И что происходит, такие Евреи не «идут» от Библии к Иисусу, они идут от Иисуса к Библии. Принятие Иисуса приводит их к Еврейской Библии.

И прежде чем мы начнем сегодняшнюю лекцию, попытаемся понять, проанализировать и обсудить эту знаменитую главу из Еврейской Библии, в этой первой лекции я хотел бы установить некоторые базисные понятия. Крайне важно понять, почему мы это делаем в первой лекции.

Вы знаете, говорят...и я кстати сам это проверил и, похоже, что это так, что когда правительства готовят специальных агентов распознавать поддельные деньги...мы знаем, что те, кто занимаются подделкой денег, делают это не ради покупки подарков в магазине и получении скидки. Часто, этим занимаются агенты, которые хотят разрушить экономику страны. То есть  люди, которые хотят заполонить, например США потоком поддельных стодолларовых купюр, делают это с целью ослабления экономики. Правительства США и Канады готовят агентов, которые способны опознать поддельные деньги. И один из элементов их подготовки это то, что они не учатся определять поддельные деньги изучением поддельных денег. Им не показывают, как выглядят поддельные купюры. Их не учат, как выглядят поддельные деньги. Они изучают, как выглядят настоящие деньги. Они учатся распознавать и определять, как выглядят настоящие деньги. И они настолько хорошо знакомы с тем как выглядят НЕПОДДЕЛЬНЫЕ деньги, что могут моментально определить подделку.

И в этой первой лекции мы попытаемся установить некоторые базисные понятия Иудаизма, чтобы понять данную тему с точки зрения Иудаизма. Мы увидим, что в Иудаизме ничего нельзя изучать в изоляции. Иудаизм это органичное целое. Многие элементы соединены друг с другом. Нельзя просто взять главу из Библии и игнорировать всё остальное в Библии и Иудаизме. И я хотел определить три базовых понятия на которых будут основаны последующие лекции о этой главе Пророка Исайи.

Первое, что нужно понять это что это за концепция Иудаизма, Торы, концепция Мессии. Что в Библии написано о Мессии? И мы увидим интересную вещь. На самом деле, в Еврейской Библии множество Мессий. Слово Мессия по-английски происходит от слова Машиах на Иврите. Машиах означает «помазанник», и в библии упоминается множество людей и предметов которые были помазаны маслом. Существовала церемония, где масло наливалось на голову человеку и так человек посвящался на особую роль в служении Б-гу, например все первосвященники в Еврейской Библии, Аарон и его сыновья посвящались помазанием маслом. Так что в Еврейской Библии, первосвященник мог называться мессией, помазанником. Еврейские цари — Шауль, Давид, были помазаны маслом. Каждый Еврейский царь был мессией, помазанником, кого мы называли Машиах. Пророки были помазанниками, и их называли мессия, hаМашиях.

И это важно понять с самого начала, и это сильно отличается от христианства, потому, что в христианстве слово мессия стало титулом одного конкретного человека. Религия христианства основана на термине, которым именуют Иисуса — Христос, от греческого христос, что означает мессия. То есть они должны говорить Иисус Христос, имея в виду Иисус мессия. Но они преобразовали это слово — христос, как бы в фамилию Иисуса, и получилось нечто похожее на Иисус Фельдман или Иисус Шварц или Иисус Голдберг. И становится смешно, когда Христиане спрашивают нас, Евреев почему мы не верим в христа как в мессию, почему вы не верите в христа-мессию, на самом деле говоря почему вы не верите, что мессия был мессией?

В христианстве настолько фокусируются на одном человеке, что ассоциируют этот термин — Мессия, только с этим человеком и им трудно поверить, что в Еврейской Библии множество Мессий, множество людей которые были помазанниками. Соломона Библия называет помазанником Б-жьим, Давида Библия называет помазанником Б-жьим, Аарона Библия называет помазанником Б-жьим. Библия называет помазанником Б-жьим даже не Еврейского царя, например персидский царь Кир Великий, в 45-й главе Пророка Исайи. И нужно понять, если так много мессий упоминается в Библии, если столько людей в нашей Библии — помазанники, мессии, что же Библия говорит об одном особенном мессии, помазаннике, который придет в будущем.

Библия писалась на протяжении сотен лет многими пророками. Что они писали не о мессиях их времени, а о особом мессии, помазаннике который придёт в определённый момент в истории. И именно это мы попытаемся выяснить в этой лекции. Что Библия говорит не о одном из многих мессий, а об определённом Мессии. И что интересно, это слово ни разу не встречается в Еврейской Библии. Интуитивно вы бы подумали, что Библия упомянет этого особого Мессию, и это упростило бы нашу задачу изучения этого особого Мессии.

Откройте индекс-каталог библейских слов, который перечисляет каждое слово в библии, и просто найдите это слово! hаМашиях. Это на Иврите — hаМашиях, что означает тот особый Мессия. И вы не найдёте ни одного упоминания о этом особом Мессии который придёт в будущем!

В начале Книги Вайкра (Левит), Библия называет Аарона первосвященника, 4 раза называет его hаКоэн hаМашиях — помазанный священник. Но помимо этих четырех раз, слово hаМашиях, особый помазанник мессия который придёт в будущем, это слово более не встречается в нашей библии. И это создает небольшую проблему. Если нельзя найти это слово в Библии, как узнать что Библия говорит об этом слове? Откуда вообще взялась эта идея, эта вера в такого человека? И давайте попытаемся понять происхождение этой идеи и откуда мы, Евреи, ясно знаем...я хочу, чтобы вы поняли, что цель этой лекции, дать ясность об этих вещах.

Мы знаем, что при чтении Библии существует 4 типа материала. В Библии много истории и рассказов описывающих события которые уже произошли. Библия рассказывает о Исходе из Египта, Библия рассказывает как Евреи вошли и завоевали Израиль — все эти истории о прошлом, они не о ком-то кто придет в будущем. Помимо рассказов и историй о прошлом, в Библии множество законов, законодательства — как есть кашерную пищу, законы праздников, законы развода, законы кашрута. В Библии множество законов, но законы не говорят о мессии. Помимо этого в Библии есть философия, поэзия, как например книга Екклесиаста это философия, а книга Псалмов — поэзия. То есть в Библии много философии и поэзии, но они не говорят о будущем! И где же можно найти информацию о будущем — в Пророках.

Пророки в Библии появлялись в основном только для одного. В основном, чтобы предупредить Евреев когда они вели себя неправильно.

И когда вы изучите всех пророков Библии — Иеремию, Йехезкеля, Исайю, Амоса, всех Еврейских пророков, вы увидите, что их основная цель — предупредить Евреев, что они не живут на уровне ожидаемом от них Всевышним. В основном, пророки не приходили, чтобы предсказывать будущее. Создалась неправильная ассоциация с самим словом пророк. Определение пророка это не некто, кто предсказывает будущее...Кстати, второй раз, когда это слово появляется в Библии это когда Б-г говорит Моисею — «Аарон, брат твой, будет твоим пророком». Моисей отказывался от миссии и говорил «Всевышний, я не могу говорить с фараоном, у меня дефект речи» и в ответ на это Б-г успокаивает Моисея и говорит, что «Аарон будет твоим пророком». Это не значит, что Аарон, твой брат будет твоим предсказателем будущего, это значит, что Аарон будет твоим оратором, глашатаем. Итак пророчество означает, что человек пришел передать сообщение от Б-га, и в основном сообщение от Б-га имело целью упрекнуть Евреев, объяснить им, что они грешат, что они сошли с пути, в этом был упрёк.

Одна причина почему люди думают, что задача пророка предсказать будущее, это то, что их предупреждения часто сопровождались последствиями, что произойдет если они не изменятся. И поэтому, когда то, что говорил пророк часто включало жесткое предупреждение, люди стали это понимать как задача пророка — предсказать будущее.

Важно понять следующее. Были времена, когда пророки высказывали так называемые «немедленные пророчества». Были времена, когда пророки что-то предсказывали в непосредственном историческом контексте. Например, когда Иеремия говорит о 70 лет в Вавилоне, мы знаем о чём он говорит, эти 70 лет. Когда пророк Йона пришел к царю города Нинве и сказал ему, что через 40 дней город будет разрушен, мы знаем, что он говорил о непосредственном историческом контексте. Однако, большинство пророчеств в Библии не о том, что произойдёт в ближайшем будущем. Потому, что второстепенная роль пророка...я уже сказал о том, что первостепенная роль пророка — предупредить Евреев, что они «сошли с пути». Но у пророков так же была ещё одна роль. Мы все знаем, что быть Евреем не всегда легко. Мы все знаем, что история Евреев — нелёгкая. И Б-г знал это и сообщил эту информацию пророкам. И Б-г посылал пророков сообщить Евреям следующее «Знаете что, Народ Мой, однажды мир станет лучше. В будущем, мир будет иной, лучше». Так что помимо упреков и порицаний, пророки приходили, чтобы дать Еврейскому Народу надежду, утешение, убеждение, что в будущем всё станет лучше, но они не говорили это в конкретном историческом контексте, они не сообщали, когда это произойдет. Эти пророчества о будущем спасении, о будущем утопическом мире, были неопределенны, было неясно, когда это произойдет. Может быть раньше а может быть и позже.

И если мы изучим все эти пророчества в Библии о будущем, если мы соберём их в одну большую коллекцию, и изучим все эти пророчества о будущем, не о непосредственном будущем, а о дальнем будущем, мы увидим одну доминирующую тему присутствующую во всех этих пророчествах, одну доминирующую тему. Пророки рисуют картину спасенного, утопического мира. И давайте рассмотрим в ваших книгах, на 2-й странице, обобщенное описание каким будет этот мир. Одно описание, и опять же, это не единственный отрывок и я хочу подчеркнуть это, чтобы это стало совершенно ясно, речь не идет о каком-то одном отрывке. Речь идет о штрихах повторяющихся во множестве отрывков, во множестве отрывков.

Одно из главных описаний это возвращение Евреев из изгнания

Мы знаем, что во первых после царствования царя Соломона Еврейский народ разделился на два царства. Еврейский Народ разделился. Образовалось два южных колена — Иегуда и Беньямин составляющие царство Иегуды, но мы знаем, что 10 северных колен были потеряны. Они были изгнаны Ассириянами в 700 Д.Н.Э и мы их называем 10 потерянных колен. Библия говорит нам, что эти 10 потерянных колен вернутся и воссоединятся со своими братьями.

Итак, одно такое описание повторяющееся много, много раз, это то, что все Евреи вернутся, все колена опять соберутся вместе, и не где-нибудь в Гавайи или в городе Манси, штат Нью-Йорк,

и даже не в городе Торнхил (где проходит эта лекция — прим. переводчика). В Библии написано, что мы вернемся в землю наших предков. Итак, один из лейтмотивов Библии это то, что весь Еврейский народ воссоединится и соберется в земле наших предков — в Израиле.

Еще один лейтмотив в Библии, опять же не какой-то один отрывок, а лейтмотив повторяющийся много раз, это то, что когда мы вернёмся в нашу землю, мы восстановим Святой Храм в Иерусалиме.

У нас будет Третий Святой Храм в Иерусалиме, и возобновятся система жертвоприношений и Храмовая служба которые были в Храме раньше.

И каждый день, Евреи молятся о восстановлении Храма и возобновлении Храмовой службы вот уже сотни и сотни и сотни лет, и в Библии написано, что это произойдет.

И еще один лейтмотив из Библии. Не только наше физическое возвращение в нашу землю, в Землю Израиля, так же произойдёт духовное возвращение.

Библия учит нас, что когда в будущем мы вернёмся в нашу землю, мы так же вернемся и к Б-гу и к Его Торе. Итак, Библия говорит нам, что несмотря на то, что в сегодняшнем мире, только лишь малая доля, МАЛАЯ ДОЛЯ Евреев соблюдают Тору, Библия говорит нам, что в будущем КАЖДЫЙ Еврей будет соблюдать Тору, каждый Еврей познает Б-га и будет жить согласно Б-жьему учению.

Это лейтмотив Библии

И далее в Библии написано, что последствие того, что Еврейский народ вернётся к своему духовному наследию, именно тогда мы выполним ту роль, которую Всевышний выделил нам в этом мире! Для чего Б-гу Евреи? Б-г многократно объясняет в Библии, что роль Евреев — быть светом для других народов. В Библии написано, что весь мир благословится через Еврейский народ, и это не означает экспорт высоких технологий из Израиля. В Библии написано «Ки мицион тейце Тора» — Из Сиона выйдет Тора, то есть самый великий экспорт Еврейского Народа это учение Торы от Б-га. Итак, в Библии много, много раз повторяется, что роль Еврейского народа — распространить в  мире знание о Б-ге.

И это именно то, что написано в Библии, что после того как Еврейский народ соберется в Израиле, физически и духовно, это приведет не только Евреев, а всё человечество, каждого человека на земле к личному познанию Б-га, к всеобщему познанию Б-га, к всеобщему монотеизму, каждого человека на планете. Это один из лейтмотивов Библии и он многократно повторяется.

И, наконец, в Библии написано, что когда каждый человек на земле станет «сыном Б-жьим», то есть мы все осознаем, что мы все братья и сёстры, и как последствие того, что познание Б-га распространиться и заполнит землю как полно море водами, это приведёт к всеобщему миру, к всеобщему разоружению, к разрешению всех конфликтов, завершению войн и на земле воцарится всеобщий мир.

И эти слова пророки повторяют снова и снова и снова и снова. Если вы были внимательны, вы должны были заметить, что я ни слова не сказал об особом человеке. Я вам описал мир после трансформации, до этого момента я описывал утопический мир, предсказанный в библии. И многие подумали, что возможно в библии ничего не написано о этом особом человеке — мессии. Возможно, библия только описывает то, что мы называем «мессианская эра», трансформируемый, утопический мир. Но я убеждён, что это ошибка, потому, что если вы откроете страницу 3, вы увидите, что существует множество отрывков из Библии описывающих это особое утопическое время в будущем, это отрывки, которые описывают этот трансформированный мир, но в контексте описания этого трансформированного мира, упоминается особый человек. Еврей, потомок Царя Давида, который будет лидером, царем Еврейского народа. Он будет мудрец и праведник, и он будет царствовать в эту утопическую эпоху. Давайте изучим некоторые из этих отрывков.

В книге Исайи, глава 11, очень известный отрывок — «И выйдет отросток из ствола Джесси”, а именно — Йишай, Йишай был отцом Давида. То есть будет потомок Давида. „...и даст плоды побег, (что) от корней его. И снизойдет на него дух Г-сподень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Г-спода“. Кстати, я думаю вы все знаете, что Христианство утверждает, что Мессия не просто человек. Христианство утверждает, что мессия — сам Б-г, Б-г во плоти. Но Библия описывает Мессию как человека у которого будет боязнь Б-га. Не написано, что этот царь, потомок Давида будет сам Б-г, написано, что это будет некто у которого будет боязнь Б-га. „И исполнит Он его духом боязни Г-спода: и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела. Но будет по правде судить он бедных и решать справедливо дела кротких людей страны. И бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит нечестивого. И справедливость будет препоясанием чресл его, и честность – поясом на бедрах его. И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут. вместе; и лев будет есть солому, как вол. И будет играть грудной младенец над норою кобры, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову гадюки. Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами.“

Исайя здесь говорит — почему будет всеобщий мир? Как последствие всеобщего знания Б-га!» И будет в тот день: (к) корню Джесси, что станет знаменем для народов, – к нему обратятся народы; и мир будет славою его. Мы читаем отрывок из Библии описывающий эпоху в будущем, когда все будут ладить друг с другом. Многие понимают эти описания мирно сосуществующих животных как символ того, что конфликтующий мир превратиться в мир где все народы будут сосуществовать в мире.

И Библия совершенно недвусмысленно говорит нам, что потому, что знание Б-га будет так же распространено как полно море водами, будет всеобщий мир.

Книга Иеремии, глава 23, отрывки 5 и 6. “Вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда взращу Я Давиду праведный росток; и будет царствовать царь, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Йегуда будет спасен и Йсраэйль будет жить в безопасности" — Будет мир в земле Израиля! «...и вот имя его, которым назовут его: „Г-сподь – справедливость наша“.

И опять мы видим в этом отрывке особого потомка царя Давида, царя Еврейского народа. Он будет мудрый, праведный и в течении его царствования будет мир.»

Книга Иезекииль глава 37. «И слуга Мой Давид – царь над ними, и пастырь один будет у всех них. И установлениям Моим будут следовать они, и законы Мои соблюдать и выполнять их.» То есть Еврейский народ будет соблюдать Тору. «И будут обитать на земле, которую дал Я слуге Моему Йаакову, в которой обитали отцы ваши, и будут обитать на ней – они и дети их, и дети детей их вовеки» То есть мы вернемся на нашу землю, и будем там жить вечно. И Давид, слуга Мой, – будет князь их вовеки. И заключу с ними завет мира" Будет мир. «...завет вечный пребудет с ними» Не просто временное перемирие, а вечный мир. «И благословлю их, и размножу их, и помещу Я святилище Мое среди них навеки» Храм будет восстановлен и будет стоять вечно. «И будет обитель Моя над ними, и буду им Б-гом, а они будут Мне народом. И тогда узнают народы, что Я – Г-сподь, освящающий Йсраиля, когда пребудет святилище Мое среди них (Йсраиля) вовеки».

И эти отрывки не просто 3 которые вы видите на этой странице. В Библии около дюжины отрывков описывающих тоже самое. Что будет мудрый и праведный потомок Давида, он будет царем Еврейского народа, и именно потому, что он будет царем, мы имеем право назвать его мессией. Вспомните, что цари назывались мессия, помазанники. Но этот, не просто царь, это особый царь в будущем, который будет царствовать в трансформированном, утопическом мире и поэтому мы рассматриваем эти отрывки как отрывки описывающие именно ТОГО, особого мессию. Библия ни разу не называет этого человека особый мессия. Библия НИКОГО не называет особый мессия! Но очевидно, что этот человек — особый помазанник который придёт в конце дней, и обычно мы называем этого царя этим термином — особый мессия.

А сейчас я хотел бы рассказать вам о трех фактах,которые необходимы для понимания того, что я только что сказал и также для понимания остальной лекции. Это на странице 4 , и это показано вот здесь позади меня на стенде. Что вы видите позади меня это именно то, что я только что объяснил в визуальной форме. В школе мы проходили теорию множеств. Множество А, множество Б, диаграммы Венна. И вот сзади меня диаграмма Венна двух множеств. Множества А, и это более крупное множество обозначенное большим кругом, потому, что в библии буквально сотни стихов, сотни, которые описывают трансформированный мир. И очень важно понять, библия не фокусируется на персоне самого мессии, во всей библии примерно 10-12 отрывков описывающих самого мессию. Библия фокусируется на том, каким будет мир ПРИ мессии. И это фокус библии, рисующей картину мира, как он будет выглядеть, когда мессия придет. И это большой круг обозначенный буквой А, потому, что в библии сотни отрывков описывающих это.

Далее, есть подмножество Б, и оно включает в себя именно те 10-12 отрывков из библии описывающих потомка царя Давида который будет царем Евреев в будущем, когда наш мир трансформируется.

И вам нужно понять 3 вещи об этой диаграмме. Первое. Подмножество Б, эти 10-12 отрывков, это подмножество — исчерпывающее. Имеется ввиду, что вы не устанете после прочтения этого списка (особенности двойственного смысла слова Exhaustive, примечание переводчика). Это исчерпывающий список из всей библии, описывающий потомка Давида который придёт в будущем. Это означает, что во всей библии не существует других отрывков описывающих потомка царя Давида с какой-то другой перспективы. Не существует альтернативного так сказать «списка обязанностей». Единственное, Единственное, что нам известно о потомке царя Давида который придет в будущем, включено в эту подгруппу Б, а именно, то, что он будет мудрым и праведным царем который будет царствовать во время трансформированного утопического мира.

Второе, и наиболее важное. Структура аргументации, которую я для вас представил — ясная и последовательная, и эти два слова я сегодня буду часто повторять. Она основана на ясной и последовательной интерпретации библии. Что я имею ввиду. Когда я говорю ЯСНАЯ, это означает, что когда мы читаем эти отрывки, они не двусмысленные. После прочтения этих отрывков не нужно чесать затылок, думая «о чём здесь речь?» Эти отрывки настолько ясны, что в реальности, ВСЕ соглашаются о их смысле, и это является критерием ясности. Критерий ясности это когда все соглашаются. Когда много споров о значении отрывка, тут нет ясности.

О подгруппе Б, не только Евреи соглашаются, что эти отрывки о мессии, наши христианские братья и сёстры соглашаются с нами, они говорят да, Рав Скобак, вы правы, эти отрывки описывают мессию, и Иисус всё это исполнит когда он вернётся в будущем. И это христианская концепция о втором пришествии. Потому, что после смерти Иисуса, когда он не исполнил ничего из этого, он умер с последними словами разочарования «Б-г мой, Б-г мой, почему ты оставил меня?». Он понял перед смертью, что он не осуществил того, что мессия должен осуществить. И Христиане были настолько шокированы его смертью, что начали говорить, да, он умер, но он вернется, он скоро вернётся.

И конечно же сам только факт, что Христиане утверждают, что он вернётся в будущем не означает, что он был мессией 2000 лет назад! О любом лже-мессии можно сказать, что он вернётся в будущем и так сказать «закончит работу». Это не придаёт нам уверенность в том, что он был мессией в первый раз.

Но Христиане соглашаются с нами в том, что все эти отрывки описывают мессию, и теория второго пришествия является фактическим признанием того, что во время его жизни критерии мессии не были выполнены.

Я пытаюсь вам объяснить, что эти отрывки настолько ясны, что даже наши христианские братья и сёстры вынуждены согласиться с нами, и они говорят да, Рав Скобак, вы правы, эти отрывки описывают мессию.

Что я имею ввиду когда говорю последовательная? Запомните следующее — описывается картина которая не базируется на каком-то одном изолированном отрывке из библии. Эта картина вырисовывается после «органического» чтения всей библии. И эта картина подтверждается много много раз. В книге Йехезкеля, Исайи, Ирмиягу, она вырисовывается в книгах разных пророках, в разных местах библии, эта картина не «зацеплена» за какой-то один изолированный отрывок. Всё крайне важное в библии, Б-г находит способы повторения, чтобы мы поняли насколько это важно.

И наконец, эта концепция о которой я вам рассказал, она эмпирически (т.е. экспериментально) проверяется, и это означает, что вы можете её проверить вашими собственными глазами и ушами, и посмотреть является ли кто-либо мессией или нет. В Библии НИКОГДА речь не идёт о ВЕРЕ в мессию, а это именно то, о чём говорят Христиане! «Ты веришь в Иисуса?» В Библии нет упоминания, что вера в мессию важна. Это было бы похоже на утверждение типа: « Знаете, я лично верю, что Барак Обама — президент Соединенных Штатов Америки». Вы бы подумали, что этот человек странноватый. Что значит вы лично верите, этот факт не нуждается в вере! Он выиграл выборы, он в Белом Доме, следовательно, он президент! То есть Еврейский имидж мессии не основан на вере. Когда Христиане спрашивают нас Евреев как вы распознаете мессию, мы отвечаем — очень просто! Откройте окно, почитайте новости из газеты, произошло то, что было предсказано? Мы видим трансформированный мир? Эти перемены невозможно пропустить. Как, все Евреи уже вернулись в свою землю? Храм восстановлен? Всё оружие в мире уничтожено? Все люди на земле внемлют учению Евреев? Эти события будут настолько потрясающими, что они будут на обложках газет всего мира много, много лет, и чтобы увидеть это не потребуется вера, все УВИДЯТ это, это можно будет экспериментально подтвердить.

У христиан возникла проблема. Первоначальная реакция на смерть Иисуса оказалась ожиданием его скорого возврата. Последователи Иисуса ожидали его возврата в первом столетии. В христианской библии Иисус говорит своим ученикам, что «...многие из вас ещё будут в живых когда я вернусь царствовать». То есть он говорит, что его поколение еще будет свидетелями осуществления пророчеств. И это была его надежда — возврат во время жизни его поколения.

И апостол Павел пишет первое христианское евангелие в 50-х годах, примерно через 25 лет после смерти Иисуса. И Павел пишет это во эпоху, когда еще ожидали возвращения Иисуса но он еще не вернулся, и люди как бы смотрели на свои часы, переглядывались, удивлялись, как бы спрашивали друг друга — «Ну, где же он?»

И у Христианства возник его второй кризис. Первый кризис возник после распятия Иисуса. Психологи называют это «когнитивный диссонанс». Это когда вы во что-то верите, но реальность опровергает вашу веру. Люди верили, что Иисус — мессия, но он умер на кресте! И тогда они придумали эту идею дающую им хоть какой-то выход после разрушенных надежд, идею о его скором возвращении.

Но он не вернулся. И это побудило ранних последователей Иисуса полностью переопределить концепцию мессии так, чтобы «мертвый мессия» не выглядел полным абсурдом. И это был именно тот момент, когда Христианство полностью откололось от Иудаизма и стало самостоятельной Не Еврейской религией. Это произошло когда они изменили определение основной концепции Иудаизма. До этого, ранние Христиане, последователи Иисуса были частью Еврейской общины, частью Еврейского народа, но как только они начали изменять определения основных концепций Иудаизма, движение разошлось с Иудаизмом и стало отдельной, самостоятельной религией.

Например, мы видим в Христианской библии, в первом Послании к Коринфянам 15-3, Павел пишет: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос или мессия, умер за грехи наши, по Писанию…» Первое послание к Коринфянам 15:3. Это и есть пример того как ранние Христиане дали новое определение мессии, а именно то, что мессия ДОЛЖЕН БЫЛ УМЕРЕТЬ! Что это часть Б-жьего замысла. И почему он умер? Он умер в качестве жертвы, и если мы верим в него, все наши грехи простятся. Это ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ концепция о мессии.

И кстати эта новая концепция недоказуема эмпирически (т.е. опытным путём). Еврейскую концепцию о мессии можно увидеть своими глазами — это изменённый мир. Но никто не может увидеть, что Иисус умер за их грехи. Что видно? То, что Иисус умер, что он висит на кресте, но то, что его смерть искупает ваши грехи, это духовная концепция которую невозможно эмпирически доказать. Это исключительно вопрос веры.

В одном из наиболее известном стихе Христианской библии, по крайней мере для Христиан, Павел говорит нечто невероятное в послании к Римлянам, глава 11: «и так весь Израиль спасется», и далее он пишет — «как написано». Везде, где есть фраза «как написано» в Новом Завете, имеется в виду Еврейская библия. Итак Павел пишет — «как написано», и кстати мы увидим этот стих из пророка Исайи, где сказано: «придет от Сиона Избавитель, и отвратит безбожие от Иакова».

И Павел объясняет цель этого избавителя, спасителя, мессии это устранение безбожия среди Евреев, устранение греховности Израиля. Это цель мессии по версии Павла. То есть цель мессии — устранение греха, победа над грехом. И Павел говорит, что это не его собственная идея, а что он цитирует эту идею из Еврейской библии. Мы вернемся к этой цитате через несколько минут.

«Очень важно понять следующее, проследите мою мысль. Когда Павел говорит, что вся цель Мессии это устранение греховности из Еврейского народа, основано на допущении, что мы сами самостоятельно не сможем это сделать, сами не сможем справиться с этой проблемой устранения греха. И так как мы сами не способны, Б-г посылает мессию сделать это за нас. Посмотрите, что Павел пишет в Послании к Галатам, глава 21.

„Не отвергаю благодати Божией; но если благодетель достигается соблюдением Закона (Торы) то Христос напрасно умер.“ Послание к Галатам 2:21

То есть Павел говорит, что если Евреи тщательно соблюдают Тору, то Иисусу не нужно было умирать. И мы все знаем, что одна из заповедей Торы, это заповедь покаяния. То есть если Еврей согрешил, обязанность Торы исправить ситуацию, и это называется покаяние. Но Павел говорит, что мы сами не справимся. Мы ни Тору не соблюдаем правильно, ни даже покаяться не можем правильно. И так как „система нарушена“, и мы сами не можем справиться, Б-г делает это за нас смертью собственного сына, в качестве жертвы и если мы в него верим, все наши грехи будут прощены. Это христианская концепция о Мессии.»

Это понимание основано на концепции первородного греха, то есть когда Адам и Ева согрешили, это испортило человеческую природу до такой степени, что Христианство объявляет человека полностью развратным. Христианство это называет полной развращённостью. И это основано на Христианской идее, что дьявол правит этим миром; Новый Завет называет сатану — Б-гом, правителем этого мира. И Христианская идея в том, что мы находимся под контролем дьявола, и поэтому у нас нет свободы выбора, поэтому мы не можем быть хорошими, поэтому мы не можем выполнять заповеди Торы, поэтому мы не можем исправлять наши ошибки. И поэтому, так как мы сами не способны, Мессия всё это за нас сделает.

Это именно то, что Павел говорит: «...и избавитель придет, чтобы устранить грех из Израиля»

Как христиане говорят — «человек рождён жалким грешником, и ничего нельзя с этим поделать». Ну что ж, это их мнение. Я недавно прочел историю о 12-летнем мальчике в Иерусалиме. В его дом пришли миссионеры, он улыбнулся им и ответил им. «Хорошо, вы верьте, во что вы хотите, а мы будем верить в путь Б-га». И вопрос в том, что же это за путь Б-га, путь Торы, и что этот путь говорит об этих вопросах.

Сразу же после истории о изгнании из райского сада, сразу после этой истории, где христиане говорят о полной и необратимой коррупции человеческого духа, Б-г говорит следующее Каину в Бытие 4:6-7, который разозлился на своего брата Авеля. И сказал Господь Каину: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то разве Я отвергну тебя? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» то есть грех всегда будет искушать тебя, говорит Господь «И хотя он (грех) хочет овладеть тобой, ты можешь господствовать над ним», ты можешь победить его.

Здесь Б-г явно говорит Каину, что он способен победить грех, что он может победить искушение греха, тебе решать, говорить Б-г Каину.

И в книге Второзаконие, хотя опять же, Христиане утверждают, что мы не способны выполнять требования Торы...Кстати, Мартин Лютер, основатель реформаторского протестантства, известное высказывание Мартина Лютера, что вся цель того, что Б-г дал Тору Еврейскому народу, и это невероятно, он сказал, что единственная причина почему Б-г дал Тору Еврейскому народу, чтобы показать, что они неспособны её соблюдать, чтобы показать какие мы слабые и жалкие. Вот абсолютно безупречная «система» называемая Тора, вот, пожалуйста, берите её, и вы увидите какие вы несостоятельные лузеры. Мартин Лютер сравнивает Тору с зеркалом, и говорит, что смотря в это зеркало, вы увидите какие вы жалкие, отвратительные, мерзкие грешники и ничего нельзя изменить. И это вся цель дарования Торы согласно Мартину Лютеру.

Христианство построено на этой предпосылке, что сами мы не можем справиться, мы сами не можем соблюдать Тору. Теперь посмотрим мнение Б-га. «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.» Второзаконие 30:11-14

Б-г говорит, что мы можем соблюдать!

Кстати интересно, что когда Павел цитирует этот отрывок в Новом Завете, он не упоминает эти последние слова «...чтобы исполнять его», он стирает эти слова!

Притчи, глава 24, стих 16, написанный одним из мудрейших людей за всю историю — Соломоном. «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет». Праведник это не человек, который совершенен и никогда не совершает ошибки. Только Б-г совершенен и не делает ошибок. Люди несовершенны и делают ошибки. И Б-г говорит, что праведник это не тот, кто никогда не ошибается, это невозможно. Книга Екклесиаст, глава 7 стих 20, Соломон говорит, что «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы…» Даже праведники грешат. Тогда какие же они праведники? Они исправляют свои ошибки, они делают тшуву, они каются, они падают и встают. Праведник семь раз упадет, но встанет.

Итак, мы МОЖЕМ быть праведными.

Посмотрите, откуда Павел взял этот отрывок — невероятно! Отрывок сверху, который мы сейчас прочитали, он в Послании к Римлянам, Павел взял его из пророка Исайи. Мы увидим, как свободно Павел цитирует Исайю. "И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь.” Исаия 59:20. Исайя не говорит, что Мессия придёт и устранит греховность среди Евреев. Мессия придёт к Евреям, которые САМИ отвернулись от греха. И что видно из этого стиха Исайи, это то, что мы МОЖЕМ победить грех, мы способны это сделать сами.

Но Павел искажает слова Исайи — это невероятно! То, что говорит Исайя ясно и недвусмысленно, но Павла это не устраивает и он меняет слова на «...и придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.». Т.е избавитель это сделает, это ОН сделает. Но Исайя говорит: ЕВРЕИ это сделают, ЕВРЕИ могут самостоятельно отказаться от греха.

Старница 6. Но как происходит прощение грехов согласно Торе? Как нас Тора этому учит?

В первой книге Царей, глава 8, когда Соломон построил первый Храм, он говорит о ужасной потенциальной возможности того, что в один день Храма больше не будет, Израиль будет завоёван, Евреев уведут в плен, и что тогда делать без Храма?

И царь Соломон пишет, что «когда они будут в земле, в которой они будут находиться в плену», стих 47, «одумаются и обратятся к Тебе и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: «мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны» то есть признались в грехах, „и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим“, они совершили раскаяние, тшуву. Сначала отдалились от Тебя, затем вернулись к Тебе исправив свои ошибки...И затем написано, „и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их“ стих 48, „и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к Храму, который я построил имени Твоему, тогда Б-г, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою“.

Здесь нигде не сказано, что если у нас не будет Храма, мы сможем рассчитывать только на жертву Мессии! Но написано, что если мы не сможем совершать жертвоприношения, мы просто будем молиться. И на самом деле, именно в этом заключается вся Еврейская библия. Четко и последовательно, раз за разом, библия говорит о том, что если мы согрешили, есть только один путь к прощению — путь покаяния, путь внутренней перемены, путь тшувы.»

Йехезкиль, глава 18, Кстати, не только эти несколько стихов, а ВСЯ 18-я глава говорит об этом! «И нечестивый, если отвратится от всех грехов его, которые совершил, и будет соблюдать все заповеди Мои и поступать по закону и справедливости»— то есть возможно отвернуться от греха и начать снова жить согласно Б-жьим законам «жив будет, он не умрет. Все преступления его, что совершил он, не будут упомянуты ему, справедливостью своей, которую творил, жив будет. Разве Я хочу смерти нечестивого, – слово Г-спода Б-га! – а не того, чтобы обратился он oт путей своих и жив был?”

Почему же Б-г не сказал здесь: „Ребята, даже и не пытайтесь, сами не сможете“. Почему Б-г посвящает этому всю 18-ю главу, объясняя, что нужно делать. Если согрешили, сошли с пути, удалились от Меня, вернитесь, поменяйтесь! Почему он не сказал то, чему учит Павел? Мол, ребята, я знаю, что вы хотите стать лучше, но не получится у вас. В библии так не написано.

Йехезкиль глава 33. Невероятно важный стих потому, что в самом начале стиха, он прямо объявляет, что его цель, объяснить проблему греха. Этот стих прямо так и представляется нам!

“И ты, сын человеческий, скажи дому Йсраэйля: так говорили вы, сказав: Воистину преступления наши и грехи наши на нас, и в них гнием мы.» Как нам жить, что нам делать, ведь греховны мы. «Как же мы сможем жить? Скажи им: жив Я, – слово Г-спода Б-га! Разве Я хочу смерти нечестивого? Только лишь возвращения нечестивого с пути его. И будет жить!

Вернитесь, вернитесь с путей своих дурных, – и зачем умирать вам, дом Йсраэйля?!». И это тоже самое, что Б-г говорит в Йехезкиль глава 18. Что Б-г просит нас делать когда мы грешим?.. Слово грех на Иврите — Хейт, означает «мимо цели», и Б-г говорит нам, в следующий раз постарайтесь сильнее и вернитесь на путь. Если вы не давали деньги на благотворительность, начните! Если не уважали родителей — начните! Не соблюдали Б-жьи законы — начните!

Страница 7, Иеремия глава 36, стих 3. «Может быть услышит дом Йегудин обо всем том зле, которое Я замышляю сделать им, и обратятся они, каждый от злого пути своего, и прощу Я вину их и грех их.» И это еще один пример, как и предыдущие, где библия ясно и последовательно, раз за разом говорит нам, что мы МОЖЕМ справиться с нашими грехами путём отказа от них!

Исайя 55, стих 6 и 7. «Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. Оставит нечестивый путь свой, и человек несправедливый – помыслы свои, и возвратится к Г-споду, и Он помилует его, и к Б-гу нашему, ибо Он много прощает.» Что здесь непонятно? И библия повторяет это еще раз и еще раз!

Даниэль, глава 4, обращается к не еврейскому царю Нэвухаднэцару «Поэтому, царь, да угоден тебе будет совет мой: искупи грехи свои милосердием, а прегрешения – благодеяниями для бедных – так вот продлится процветание твоё.»

В книге Йона, он приходит в город Нинве и предупреждает жителей, что Б-г гневается на них из-за их прегрешений, и если они не исправятся, то город будет разрушен через 40 дней. И что же происходит в Нинве?

И царь провозгласил следующее: «от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели" Мы все будем держать пост. «...не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу» Мы должны молить Б-га! «...и чтобы каждый обратился от злого пути своего» Мы должны исправиться, провозгласил царь! «и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.»

Существует много и много других отрывков, я не все перечислил. Библия повторяет раз за разом, что мы исправляем наши грехи путем возвращения к Б-гу, путем раскаяния.

Как же искупление НЕ РАБОТАЕТ? Удивительно то, что фундаментальная ошибка Христианства, это идея, что основной способ искупления греха это жертвоприношения. В Христианской библии в Послании к Евреям, глава 9, написано, что «не может быть прощения без крови». Это одна из аксиом Христианства! Хочешь прощения? Нужна жертва, жертва, они только на этом и фокусируются!

В Торе (Еврейской библии) сами по себе жертвоприношения НИКОГДА не могли принести прощение! В книге Притч, глава 15, стих 8 написано: «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом», Что это значит — Жертва нечестивых — мерзость пред Господом? Я попытаюсь объяснить так.

Представьте женатую пару, которые женаты уже много лет. И допустим, муж очень невнимателен к своей жене. Он приходит домой очень поздно, работает допоздна, ходит вечерами с друзьями по барам, возвращается домой в 4-5 утра, жена ужасно беспокоится, что происходит, и говорит ему, что если планируешь прийти поздно, хотя бы позвони, дай знать! И муж продолжает ее игнорировать пока жена не взрывается и говорит мужу, «в следующий раз если не позвонишь, можешь вообще не приходить домой». И вот опять, он гуляет с друзьями поздно ночью, вдруг смотрит на часы и видит 3:30 ночи, О Б-же, что же мне делать, я не позвонил жене! Придумал, отличная идея — я знаю она любит шоколад, по дороге домой я куплю коробку шоколадных конфет в круглосуточном магазине, предстану перед ней с широкой улыбкой и этой коробкой, скажу ей — вот дорогая, я знаю как ты любишь конфеты, и всё будет радужно. И как вы думаете если он заявится в 3:45 утра с широкой улыбкой и коробкой конфет, она примет это? Простит ему? Скажет всё в порядке, дорогой?

Думаю, она скажет — какая наглость, ну и наглость! Ты думаешь, этими идиотскими конфетами ты всё можешь исправить???

Вместо этого, что ему надо было сделать — войти в дом с разбитым сердцем, сказать как ужасно виноватым он себя чувствует, что он не уважал ее, игнорировал, и как он чувствует себя разбитым, и если выразит своё раскаяние и признает, что его поведение было ужасным, и будет искренне молить её о прощении, и пообещает так больше никогда не делать, постарается убедить её, что изменится, покажет, что берёт на себя ответственность за свой поступок, попросит прощения и пообещает измениться, и если он это сделает искренне, она, скорее всего, простит его ДАЖЕ БЕЗ КОРОБКИ КОНФЕТ!

И Б-г говорит нам тоже самое. Ты думаешь, после греха ты принесешь Мне жертвоприношение в Мой Храм, и всё будет прощено? НЕТ! Жертва нечестивых — мерзость пред Господом! Подобно мужу появляющемся на пороге дома в 3 утра с улыбкой и букетом цветов. Вот, дорогая! Это омерзительно.

Исайя, глава 1, пророк говорит: «К чему Мне множество жертв ваших?» Да кому они нужны, жертвоприношения ваши, говорит пророк. «...говорит Г-сподь. – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я.» Не это мне нужно. Не конфеты, не цветы. Что есть конфеты? Что есть цветы? Что есть жертвоприношение? Это всего лишь символы внутренней перемены человека. Когда человек изменился, трансформировался изнутри, только тогда конфеты, цветы, жертвоприношения могут быть внешним символом внутренней перемены!

И пророк говорит Евреям: вы слишком сфокусированы на символе, не думайте, что всё, что от вас требуется это прийти в Храм с жертвоприношением! Пророк говорит: «Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетенного, (верно) судите сироту; вступайтесь за вдову.» ВОТ ЧЕГО библия требует от нас — перемены!

Пророк Амос , страница 8, пятая глава: «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» То есть, Я не хочу этих ВНЕШНИХ символов. Но: «Пусть, как вода, течет суд, и праведность — как сильный поток!» Этого я хочу, говорит Б-г.

Книга пророка Михи, 6 глава: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно ходить пред Богом твоим." То есть, исправьтесь, вот что библия говорит!

Псалом 51. «Г-споди, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе, Ибо не хочешь Ты жертвы; я принес (бы ее) – всесожжения не желаешь Ты. Жертвы Б-гу – дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Б-же, презирать не будешь.»

Йеремия глава 7, потрясающий стих. «Так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йсраэйлев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам жить в этом месте. Не надейтесь на лживые слова говорящих: это храм Г-сподень, храм Г-сподень, храм Г-сподень», То есть не зацикливайтесь на жертвоприношениях, говорит Йеремия. «...Но если вы действительно исправите пути ваши и деяния ваши, если (справедливо) судить будете человека с ближним его, Не будете притеснять чужеземца, сироту и вдову, не будете проливать кровь невинную на месте этом и не пойдете за чужими Б-гами во зло себе, То тогда Я буду с вами на месте этом, на земле, которую дал Я отцам вашим на веки веков.» Не зацикливайтесь на жертвоприношениях, суть в изменении жизни!

Шмуэль, книга 1, глава 15: «И сказал Шмуэль: неужели всесожжения и жертвы столь же желанны Г-споду, как и послушание гласу Г-спода? Ведь послушание лучше жертвы; повиновение лучше тука овнов.»

Ошеа глава 6: «Ибо благочестия хочу Я, а не жертвоприношений, и познания Б-га (больше), чем всесожжений»

Притчи глава 21: «Творить справедливость и правосудие более угодно Г-споду, нежели жертва.»

У вас может создаться впечатление, что в Торе жертвоприношения вообще не важны. Нет, они важны! Если, ЕСЛИ, ваш грех был непреднамеренный, то библия допускает, что после непреднамеренного греха вы смогли бы принести грехо-искупительную жертву. И только в Храме, тогда это нужно сделать, но только при этих условиях. И это не суть! Библия считает жертвоприношения без перемены жизни — мерзостью пред Б-гом.

Но если вы изменили свою жизнь, но по какой-то причине не можете принести жертву, например — нет Храма, или не можете прийти в Храм, вы будете прощены и без жертвы!

Третья часть сегодняшней презентации. Как НЕ читать библию. Великая ошибка христианских миссионеров — они «ставят телегу перед лошадью» и читают нашу Еврейскую библию со скрытыми намерениями, с предвзятостью. Что это означает? Очень просто. Христианский миссионер рассматривает Еврейскую библию с точки зрения своей уже существующей веры. Вы это должны понять, это наиважнейший момент сегодняшнего семинара. Христианский миссионер читает Еврейскую библию ЗАРАНЕЕ веря в то, что Иисус – мессия, который умер, взяв на себя его грехи. С этого они начинают «шоу». Этот постулат — с этого для них всё начинается, это их начальная точка, с этого постулата. То, что Иисус-мессия умер за наши грехи. Ну а теперь, с ЭТОЙ точки зрения, давайте, мол, вернемся и почитаем Еврейскую библию и поищем места, доказывающие наш изначальный постулат.

«Это очень похоже на притчу, которую рассказал Магид из Дубно, в ней речь идёт о некоем невероятном стрелке из лука, который всегда с лёгкостью попадал в центр мишени. И вот некий человек бродил по лесу и увидел дерево, на котором была нарисована мишень и стрела торчала в самом центре мишени, невероятно. И не было следов других попаданий, торчала одна стрела, выпущенная один раз, и в самом центре! И вдруг он увидел ещё одно дерево с мишенью и стрелой в самом центре, и ещё 10 таких же деревьев увидел, невероятно! И вот этот человек встречается в лесу с этим стрелком и спрашивает, получается следующий диалог:

— Это ты стрелял стрелами по мишеням на деревьях?

— Да, я

— Можно я пожму твою руку? Потрясающе!

— Да это не так сложно. Я сначала выпускаю стрелу в дерево, а потом рисую мишень вокруг стрелы.

И это именно то, что миссионеры делают с нашей библией! Или как с Алисой в стране Чудес. Сначала у них был вердикт, а потом суд.»

Это называется логика порочного круга. Они начинают с вывода, наоборот, и пытаются «впихнуть» Иисуса в Еврейскую библию.

Крайне важно понять, логика «порочного круга» это суть метода доказательств христианских миссионеров. И иногда миссионеры достаточно честны, чтобы признать, что это их метод.

Я хочу привести цитату Волтера Риггинса, христианского миссионера. Он написал книгу «Ешуа Бен Давид» (Ешуа (т.е. Иисус) сын Давида — прим. переводчика). Он пишет следующее, смотрите внимательно что он пишет:

“Я хочу ещё раз повторить следующее: не существует самоочевидного схемы в Еврейской библии недвусмысленно указывающей на Иисуса. Только после того как человек поверил в то, что Иисус — мессия" То есть, только после того как человек поверил в Иисуса «...и не просто мессия, а тот мессия кем он является» Вспомните, я уже говорил, что в Христианстве концепция мессии принципиально отличается от образа мессии по Иудаизму. В Иудаизме, мессия это мудрый и праведный царь, лидер, правящий Еврейским народом в трансформированном, утопическом мире будущего. А в христианстве мессия пришел, чтобы умереть за грехи мира. И Волтер Риггинс пишет, что не просто Иисус — мессия, но именно тот мессия в которого они, христиане верят, и «...Только после того как человек поверил в то, что Иисус — мессия, только после этого появляется ясность и всё встаёт на свои места». То есть Еврейская библия становится понятной только после того как человек смотрит на неё через призму Иисуса.

И тут мы говорим вам мазаль тов! (т.е. Поздравляем — прим. переводчика). Так зачем же вы показываете мне места библии, которые якобы доказывают мессианству Иисуса когда вы сами признаёте, ПРИЗНАЁТЕ, что библия не доказывает мессианство Иисуса! Библию можно использовать только постфактум, когда вы уже поверили в Иисуса, тогда можно находить места в библии и говорить смотрите — «здесь намек на Иисуса, и здесь похоже на Иисуса». Но мы, Евреи говорим — ну и что, что похоже на Иисуса? Кем он был вообще?

Главное это помнить, что когда миссионеры начинают разговор с нами и говорят, что наша библия ДОКАЗЫВАЕТ мессианство Иисуса, они вам покажут 53 главу Исайи, которая ДОКАЗЫВАЕТ мессианство Иисуса и не просто мессианство, а ИХ концепцию мессианства!

Давайте коротко рассмотрим несколько примеров такого цитирования отрывков вырванных из контекста. Удивительно, что во многих христианских библиях есть такая система, где рядом с отрывком якобы указывающим на мессианство они ставят маленькую черную звездочку. Так, во многих версиях христианской библии вы увидите, что Захарья 13:6 это мессианское пророчество.

И если вы обратите внимание на слова этого отрывка, из нашей библии, пророка Захарья, глава 13, стих 6: «И скажет ему: что это за раны на руках твоих? И скажет он: оттого, что били меня в доме друзей мох». Не забывайте, что христианину наплевать, что написано в библии, ему не важно чему она учит, он не для этого её читает. Он читает нашу библию, чтобы найти подтверждение своей веры. Как сказал один мудрец, миссионер делает тоже самое с нашей библией, что пьяница с фонарным столбом. Не для освещения, а для поддержки. То есть они читают нашу библию только с одним в голове — «Что пахнет Иисусом? Что пахнет Иисусом? Опа, смотрите — здесь пахнет Иисусом».

Однажды я встретился с миссионером у которого этот отрывок был подчеркнут, обведены жёлтым фломастером, со звёздочкой, и ещё стрелочки на него указывали со всех сторон, бип бип бип бип. Он был в таком восторге потому, что речь идёт о ком-то у кого раны на руках, ПАХНЕТ ИИСУСОМ! И я его попросил — прочтите всю главу! Он прочёл с самого начала и так расстроился, и говорит нет, это не о Иисусе. Я говорю почему? Здесь речь идёт о лжепророках. Потому что у христианского миссионера слуховая иллюзия, они превращают то, что пахнет Иисусом в «пророчества» мессианства!

Теперь о мессии. Внимательно послушайте то, что я сейчас скажу. Этот отрывок из Захарьи действительно мессианское пророчество, действительно мессианское пророчество! Но речь здесь идет не о самой персоне мессии. Мы уже видели ранее, что в большинстве мессианских отрывков библия описывают, каким будет мир, когда мессия придет. Они не описывают самого мессию. Большинство мессианских отрывков библии — типа А, они описывают каким будет мир. И произойдет следующее в мессианскую эпоху, произойдет то, что лжепророки и ложные идеологии просто исчезнут, испарятся. И этот человек с ранами на руках, которого проткнули, он был одним из лжепророков! Но христиане настолько не понимают контекста этого отрывка, что они хватаются за слова потому, что «пахнет Иисусом». И они по глупости своей говорят — вот, смотрите, вот мессианское пророчество, которое Иисус исполнил! Повторяю, этот отрывок не описывает самого мессию в этом контексте. Отрывок говорит о том, что в эпоху мессии лжепророков больше не будет, включая этого товарища в стихе 6, о котором христиане по глупости своей говорят — «здесь речь о Иисусе!»

Вот отрывок из псалмов, глава 41, о котором все христианские миссионеры говорят, и также согласно христианской библии, это отрывок о библейском пророчестве, исполненном Иисусом. Почему? Посмотрите на стих 9, псаломист пишет: «Даже человек, миролюбивый со мной, на которого полагался я, евший хлеб мой, поднял на меня пяту.» И христиане говорят, ВОТ, мессианское пророчество! Потому, что Иисуса предал его близкий друг Иуда Искариот, и поэтому этот отрывок для христианина становится мессианским пророчеством, речь идет о мессии.

И если спросить христианина, слушайте внимательно, откуда вы знаете, что эта глава о мессианском пророчестве? Если вы прочтете псалом 41, вы спросите себя, ну кто может подумать, что здесь речь идет о мессии? Но христианин ответит — потому, что ЗДЕСЬ ПАХНЕТ ИИСУСОМ!

Таким образом, христианин знает ответ, потому, что ЗДЕСЬ ПАХНЕТ ИИСУСОМ! Но эта методология абсурдна, и его надо было бы спросить: знаете что, если это действительно мессианское пророчество, наверно оно понималось как мессианское пророчество и до Иисуса. Представьте, что кто-то читает этот псалом за 100 лет до Иисуса и спрашивает себя — интересно, этот псалом о мессии? Ни один человек на планете не подумал бы (до рождения Иисуса — Прим. переводчика), что вне сомнения этот псалом о мессии. Проще всего этот псалом понять, если вы вспомните, что Давида часто предавали близкие ему люди, и речь здесь идёт о нём самом. Давайте на секундочку вспомним — его собственный сын пытался убить его в течении многих лет, его тесть пытался убить его в течении многих лет. Жизнь Давида была очень и очень сложна и полна отвержения, он был предан многими близкими ему людьми. Здесь нет и намека на мессианство. Единственная причина, почему христиане здесь находят мессию, это то, что они «сначала выпустили стрелу». Они верят в то, что Иисус был мессией и рассказывается о том, что он был предан близким другом. И вот, в псалме 41 говорится, что кого-то предал близкий друг, значит это мессианское пророчество!

Но тогда я спрашиваю этого христианина, а как же в 4м стихе, неужели Иисус также сказал: «Сказал я: Г-споди, помилуй меня, излечи душу мою, ибо согрешил я пред Тобой.» Это Иисус тоже говорил? Да иди ты...

Итак, они читают нашу Еврейскую библию со скрытыми намерениями, с предвзятостью, с уже заранее установленной верой в то, что Иисус был мессией, что он умер за искупление наших грехов. И тогда 41й псалом становится «мессианским пророчеством». Но мы можем их спросить. Знаете что, ну допустим это мессианское пророчество. Но откуда вы знаете, что речь здесь о Иисусе? Если вы спросите любого жителя планеты, знает ли он кого-либо, кто предал близкого человека? Думаю, что половина мира скажут ДА. Думаю, что большинство жителей планеты могут про себя сказать, что в течении их жизни их кто-то из близких подвёл или предал. То есть даже если речь в этом псалме о ком-то кто предал мессию, откуда миссионеры знают, что имеется в виду Иисус? Повторяю, из-за их методологии «порочного круга». Всё начинается с постулата, что Иисус — мессия, которого предал близкий друг, и если этот отрывок мессианское пророчество, ОБЯЗАТАЛЬНО имеется в виду Иисус! Поздравляю! Очень легко доказать то, что вы уже назвали истиной с самого начала!

Еще один метод, к которому христиане иногда прибегают это неправильный перевод. Они специально неправильно переводят библию, в целях усиления их «доказательств.» Например, христиане читают псалом 22 стих 16-й, это по версии библии Короля Якова, и они читают 16-й стих так: «Ибо окружили меня псы, толпа злых обступила меня; пронзили руки и ноги мои». Опа, ну вот вам ещё один «пронзительный» стих. И как вы можете представить, христиане будут в восторге от такого стиха, где кому-то протыкают руки и ноги.

Но проблема в том, что перевод этого стиха неправильный. В Еврейской библии нумерация псалмов на единицу отличается от нумерации в христианской библии, В Еврейской библии это 17-й стих: «Ибо окружили меня псы, толпа злых обступила меня; как лев (КЕ-АРИ), терзают руки мои и ноги мои.» Спросите любого Израильтянина, слово КЕ-АРИ, означает — как лев, подобно льву. И христиане нам говорят — нет, это вы, евреи, неправильно перевели. «Пронзили» — правильный перевод. И мы им отвечаем, извиняемся, но Иврит это наш язык, и это вы неправильно перевели, здесь надо перевести КАК ЛЕВ. И как же решить этот спор? Ведь миссионеры говорят нам — вы, Евреи так боитесь Иисуса, что вы специально неправильно переводите библию, чтобы избежать встречи с ним! Это то, что христиане нам говорят, что мы настолько в ужасе от Иисуса, что мы искажаем библию, чтобы так сказать «не иметь с ним дело». А мы им отвечаем — вы настолько одержимы Иисусом, что вы искажаете библию так, чтобы «запахло Иисусом» там, где его нет.

И как же разрешить этот тупик? Очень просто. Откройте алфавитный указатель слов встречающихся в библии, найдите это слово, когда оно встречается в библии, и посмотрите, как оно переводится!

Сверху 11-й страницы, Исайя 38, стих 13: «Усмирял я себя до утра; как лев (КЕ-АРИ), сокрушит Он все кости мои; от дня до ночи Ты покончишь со мной.» Кстати, это перевод по версии библии Короля Якова. То есть все христианские переводы библии, переводят слова КЕ АРИ правильно везде в других местах библии и христиане признают, что КЕ-АРИ переводится как лев, но почему-то в псалме 22, перевод становится «они пронзили».

Числа 24: «Преклонил колена, лег как лев (КЕ-АРИ)...» Есть и несколько других подобных отрывков.

Один из самых знаменитых примеров неправильного перевода — из первой главы Евангелие от Матфея, где как я уже упоминал, он неверно цитирует Исайю, 7ю главу, знаменитый отрывок о непорочном зачатии. Ивритское слово не означает девственница, слово АЛМА переводится как девушка. Слово БЕТУЛА на Иврите означает девственница. Это ещё один пример того как христиане неверно переводят нашу библию, в своих целях.

И мы закончим на следующем, что важно понять. Многие миссионеры говорят, что их, как мы считаем, неверный перевод нашей библии, это их как бы их версия анализа Мидрашей в раввинистическом стиле . Есть разница между чтением библии на уровне пшат, пшуто шел микро (простое понимание текста — прим. переводчика) простым, прямолинейным, поверхностным, предполагаемым пониманием текста. Что текст означает на поверхности, в прямом смысле.

То, что мы называем Мидраш — это более завуалированный смысл, намеки. Например, если в тексте написано о десяти коровах, кто-то может сказать, что имеются в виду десять заповедей, но нет, имелось ввиду именно десять коров, это вы интерпретируете текст, делая вывод, что имеются в виду десять заповедей. Сам текст ясен. Итак, есть разница между пшат — простым поверхностным значением текста, и Мидрашом, с намеками и другими интерпретациями.

Далее, раввины используют следующую аббревиатуру: ПАРДЕС. Что означает ПШАТ, РЕМЕЗ, ДРАШ, СОД.

Повторю, ПШАТ это простое, прямолинейное, поверхностное, предполагаемое понимание текста. РЕМЕЗ это намёки, например, числовые значения букв и слов Иврита. ДРАШ — производная Ивритского слова ДОРЕЙШ, искать, выискивать, вытягивать, указывающие на косвенный, интерпретируемый смысл, который на поверхности текста не виден.

И наконец, есть уровень СОД — мистическое, секретное, эзотерическое, каббалистическое чтение библии. И мы, евреи, хорошо понимаем разные уровни понимания текста.  Для вас важно понять следующее. Единственный уровень понимания текста, на котором что-либо вообще доказуемо, это уровень ПШАТ. Только когда вы читаете текст в прямом смысле, только то, что написано на бумаге и не более того, только тогда вы можете сказать, что ваша интерпретация правильная. Когда речь идет о Мидрашах, так как этот язык текучий и поэтичный, существует множество интерпретаций Мидрашей, и один и тот же текст может означать разные вещи, и ЭТОТ уровень никогда ничего не может доказать.

Я хотел бы показать вам два примера Мидраша, и на этом мы закончим.

Бытие, глава 1, стих второй. Написано: «Земля же была — смятение и пустынность, и тьма над пучиною» Это один из первых стихов библии. Мир был пустынен и заброшен, тьма над пучиною, и Мидраш объясняет: «Смятение — это Вавилонское изгнание, пустынность — это Персидское изгнание, тьма — это Греческое изгнание, пучина — это Римское изгнание». Это интерпретация Мидраша. И никто из живущих на планете не сможет ошибочно сказать, что если вы прочтете Бытиё, глава 1, стих второй, то совершенно ясно, очевидно, что слово ТЬМА означает Греческое изгнание. Из самого текста это не видно. Это ВЫВОДИТСЯ ИЗ текста! То есть нужно различать уровень понимания ПШАТ и уровень понимания Мидрашей.

22-й Псалом. Стих 1-й и 2-й. «Руководителю: на айелэт-ашшахар» Это такой музыкальный инструмент. «...псалом Давида. Б-г мой! Б-г мой! Зачем Ты оставил меня, далек Ты от спасения моего, (от) вопля моего. Б-г мой!» Много раз бывало, что Давид думал, что он далек от спасения. Но в Мидраше комментирующем 22-й псалом речь идёт о Эстер! Когда Эстер оказалась в комнате с царём Ахашвейрошем, и она почувствовала, что святой дух (Руах аКодеш) покинул её и Б-жественная связь утеряна, она почувствовала себя в изоляции и в Мидраше написано, что она сказала «Б-же мой, Б-же мой, все эти годы я была с этим злодеем и ты не делал чудес для меня. Б-же мой, Б-же мой, почему оставил ты меня?» Так Мидраш объясняет 22-й псалом. И очевидно, что 22-й псалом о Давиде, там с самого начала написано, ПСАЛОМ ДАВИДА! И когда Мидраш повествует о царице Эстер, он намекает на нее, хотя в самом тексте ничего о царице Эстер не написано и теоретически любой человек в тяжелой ситуации может сказать Б-же мой, Б-же мой, почему оставил ты меня?

И, кстати, именно потому, что язык Мидрашей такой открытый и текучий, интерпретации Мидрашей очень и очень привлекательны для христианских миссионеров. Это потому, что простое понимание текста, поверхностный уровень ПШАТ не доказывает ничего, во что они верят! И они вынуждены отступать и защищаться аргументом, что мол это интерпретация Мидраша. Что удивительно, я недавно сделал поиск в Гугле слова ПАРДЕС и я очень удивился, хотя наверно не надо было удивляться, что почти все эти веб сайты о концепции ПАРДЕС — христианские веб сайты! И хотя это Еврейский термин, почти все результаты Гугл поиска на эту тематику — христианские. Это потому, что они находят утешение в том, что можно отнестись творчески к интерпретации текста библии.

Перевод Даниил Рапопорт

Оригинал видео-лекции по-английски: https://youtu.be/ioDqH7TAQhM