Нужно ли ноахиду делать обрезание?
Вопрос: Можно ли и нужно ли делать обрезание Бней Ноах?
Ответ: Для ответа на этот вопрос давайте попробуем сначала поискать, сказано ли что-нибудь об этом в Танахе. Нам нужно выяснить является ли обрезание чисто еврейской заповедью. В обращении Бога к Аврааму сказано[1]: “Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола. И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет (это) знаком завета между Мною и между вами. И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме и приобретенный за серебро из всех чужеземцев, кто не из потомства твоего. Обрезан, обрезан должен быть рожденный в доме твоем и приобретенный за твое серебро, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным”.
Мы видим, что эта заповедь обращена к потомству Авраама и их нееврейским рабам, купленным или рожденным от рабыни. Кого считать потомством Авраама? На этот вопрос отвечает Рамбам в законах о царях[2]: “Обрезание заповедано лишь Аврааму и его потомкам… Однако потомство Ишмаэля было исключено… И к потомкам Эсава это не относится…
Соответственно, только потомки Яакова обязаны делать обрезание. Сказали наши мудрецы, что сыновья Ктуры – потомки Авраама, появившиеся после Ишмаэля и Ицхака, – обязаны делать обрезание. А так как сегодня потомки Ишмаэля смешались с потомками Ктуры, то все они обязаны делать обрезание на восьмой день от рождения”. То есть согласно мнению Рамбама обрезание должны делать евреи и потомки Ишмаэля, так к ним примешались потомки Ктуры.
Раши же в комментарии к Талмуду высказывает иное мнение: только сами сыновья Авраама от Ктуры должны были обрезаться, но их потомки нет. Таким образом остальные народы не должны делать обрезание по всем мнениям. Тогда вызывает удивление попытка Йосефа, сына Яакова, сделать обрезание всем египтянам[3], обращавшимся к нему с просьбой о пропитании.
Для чего ему делать обрезание тем, кто не обязан в этом? Наиболее простое объяснение предлагает раби Менахем Мендл Шнеерсон: поскольку на тот момент все египтяне были подчинены Йосефу, то у них был статус рабов еврея, которые должны быть обрезаны. (История с обрезанием жителей Шхема такого удивления не вызывает, так как там это было частью хитрого плана, придуманного братьями Дины)
Итого, нигде в Танахе мы не нашли, что для потомка Ноаха есть заповедь обрезаться. Но разрешено ли ему это в качестве дополнительной не обязательной заповеди, чтобы получить за нее награду?
Сказано в Талмуде[4]: “Учили мудрецы в барайте, что еврей может обрезать ноахида, проходящего гиюр, но для лечения это запрещено”. Также этот закон зафиксирован в Шульхан Арух в законах о гиюре[5]: “Нееврею, пришедшему сделать обрезание из-за травмы или кожной болезни, запрещено еврею ему его делать, потому что тот не намерен исполнить заповедь. Поэтому если он намерен исполнить заповедь, то заповедь еврею обрезать его”.
О какой заповеди идет речь? О заповеди пройти гиюр, но не о заповеди обрезания. Более ясно это видно из комментария Йосеф Каро “Кесеф мишне” на “Мишне Тора” Рамбама. В законах обрезания[6] пишет Рамбам: “Не еврей, которому нужно сделать обрезание из-за травмы или кожной болезни, нельзя еврею делать ему его … хотя при этом и совершается заповедь, но ведь не еврей не намерен ее исполнить. Поэтому если не еврей намерен исполнить заповедь обрезания, то можно еврею обрезать его”. Пишет на это “Кесеф мишне”, что “учитель (Рамбам) понял из Талмуда, что еврею можно обрезать нееврея, проходящего гиюр, хотя тот тем самым вылечится”. То есть согласно Йосеф Каро Рамбам говорит в этом законе, что хотя обычно сделать обрезание нееврею в медицинских целях запрещено, но если он хочет принять иудаизм, то можно обрезать его даже если он заодно при этом излечится. А слова Рамбама “намерен исполнить заповедь обрезания” нужно понимать по Йосеф Каро так: намерен обрезаться для прохождения гиюра. Поэтому у себя в Шульхан Арух Йосеф Каро пишет “заповедь еврею его обрезать”, так как речь идет о гиюре. Но если Бней Ноах просто сделать обрезание в качестве дополнительной и не обязательной для него заповеди, то по Йосеф Каро, видимо, это будет запрещено.
С таким подходом согласен Турей заав, один из главных комментаторов Шульхан Арух, а также Атерет заав. Оба они считают, что обрезание является знаком священного союза, заключенного только с еврейским народом. Поэтому это запрещено делать даже за плату (см. Питхей тшува). Иначе считают Рама и Меиль цдака, разрешая делать обрезание за плату, но только если это необходимо в медицинских целях. В ином случае Меиль цдака это запрещает по той же причине, но добавляет еще одну: обрезание является отличительным признаком еврея, поэтому не делают его ноахидам, чтобы не спутать их с евреями. Сифтей коэн (сокращенно Шах), один из основных комментаторов Шульхан Арух, считает, что если обрезание проводится в медицинских целях, то его можно сделать за плату, но в ином случае это запрещено (хотя есть и те, кто из слов Шаха понял, что просто так можно обрезать не еврея даже бесплатно).
Однако на самом Йосеф Каро не правильно понял слова Рамбама. На самом деле Рамбам имел ввиду совсем не это. В этом законе Рамбам говорит о не еврее, который хочет исполнить заповедь обрезания, не становясь евреем, а ради дополнительной награды. Более явно мнение Рамбама в этом вопросе видно из его респонса[7]. В ответ на вопрос можно ли евреям делать обрезание мусульманам или христианам Рамбам пишет, что это разрешено, ведь “за всякую заповедь, которую исполняет не еврей, он получает награду … главное, чтобы он верил в пророчество Моше, который передал эту заповедь от Всевышнего, и совершал обрезание ради заповеди, а не по другой причине”. Это соответствует мнению Рамбама[8], что не еврею можно исполнять “еврейские” заповеди ради дополнительной награды, осознавая, что для него это не обязательно. Рамбам нигде не упоминает, что такое обрезание должно проводиться за плату.
Таким образом мы имеем три общих подхода. Есть те, кто считает, что можно обрезать ноахида бесплатно, если он намерен исполнить заповедь обрезания (Рамбам, возможно также Шах). Есть те, кто разрешают это только в медицинских целях за плату (Рама, Шах, Меиль цдака). А есть и такие, кто запрещают это всегда, кроме гиюра (Таз, Атерет заав).
Среди современных раввинов мнения также расходятся. Соответственно есть моэли, отказывающие ноахидам в обрезание. Они поступают так, чтобы учесть более строгие мнения, о которых речь была выше. А есть и такие моэли, которые согласятся сделать обрезание Бней Ноах, полагаясь на более облегчающее мнение. Автору этой статьи более логичным кажется мнение Рамбама.
[1] Берешит 17:10-13
[2] Законы о царях 10:7-8
[3] см. Раши на Берешит 41:55
[4] Авода зара 26б
[5] 268:9
[6] 3:7
[7] Респонсы Рамбама 148
[8] Законы о царях 10:10
Автор: Арье Мирецкий