Не сотвори себе Шабата

Вопрос: Насколько я понимаю, любой запрет для ноахида вытекает из одного из семи Законов. В вашем ответе, Надо ли ноахидам работать 7 дней в неделю? это не совсем раскрыто и напоминает 8-й закон.

Ответ: Здравствуйте. Тронут тем, что меня читают, спасибо, что задаете вопросы. Дело в том, что заповеди ноахидов не изолированы от заповедей остальных людей, т.е. евреев, они связаны и составляют одно. У ноахидов заповедей меньше, у евреев больше. Но и у внутри евреев есть подобное: у левитов заповедей больше, чем у простых евреев, у коѓенов еще больше и спрос с них еще строже. У первосвященника больше, чем у всех остальных, и у царя также. У мужчин больше, чем у женщин, и так далее.

Многие заповеди для одних оборачиваются запретами для других, и если бы не было этой заповеди у тех, не было бы вытекающего из нее запрета у этих. Другими словами, такие запреты не являются самостоятельными заповедями, а следствием заповеданного другим людям.

Так многие заповеди коѓенов (священников) оборачиваются запретами для простых евреев, например, простой еврей не может участвовать в жертвоприношениях и даже заходить на ту территорию Храма, где они происходили, или кушать многое из того, что едят коѓены. Когда Храм будет отстроен заново (да произойдет это немедленно!), все эти законы вернутся, да будет на то воля Всевышнего!

А бывает наоборот (хотя это и не совсем то же самое или совсем не то же самое, но, тем не менее, в тему), – разрешенное простым евреям запрещено коѓенам из-за их повышенной святости, например, женится на разведенной. Или, скажем, заходить на кладбище; представьте похоронную процессию: все идут провожать усопшего, а коѓен остается за воротами. Коѓену запрещено даже заходить в помещение, где есть покойник. Один раввин, будучи коѓеном, я случайно слышал его беседу по телефону, не мог сделать некую лечебную процедуру по страховке, потому что ее проводят в больнице, а там, подумайте только! – может (всего лишь может!) оказаться покойник. Он лечился в другом месте за свои деньги, поверьте, немалые.

Итак, иногда запреты для одних вытекают из повелений для других и не являются самостоятельными. Это не всегда, но такое бывает.

А что страшного, если другие сделают то, что им не заповедано? По большей части это можно, но есть исключения. Ведь понятно же, что можно дружить семьями, но нельзя влезать в чужую постель. Так и с Шабатом. Я уже писал, что запрет Шабата для ноахидов вытекает из того, что в этом состоит интимная связь между народом Израиля и Б-гом.

Есть еще причина. Запрещено создавать собственные религиозные культы и отдельные церемонии (7 мицвот Ѓашем, ч. 1, гл. 3) и в этом нет разницы между ноахидами и евреями (Тания, гл. 20). Точно так же и еврей не может взять, к примеру, понедельник и сделать из него шабат, да и соблюдают евреи шабат не по своей воле, и не по их воле этим днем назначена суббота. Этот запрет проистекает из заповеди верить в Б-га и Синайское откровение и запрета язычества (7 мицвот Ѓашем, там же, в начале). Запрет язычества надо понимать широко: не придумывай ничего своего, как других богов, так и вообще. Монотеизм это не просто один бог, а это идея того, что Б-г объемлет всю реальность и нет ничего вне его, поэтому любая отсебятина подобно язычеству. Это не метафора и не простое подобие, а одно вытекает из другого: запрет многобожия – это правило, а остальные запреты – вытекающие из него частные случаи (Тания, там же). Более того, общее проявляется именно в частном: запрет многобожия проявляется в том, что запрещено выдумывать дета
ли служения.

Надо сказать, что Г-сподь, он Б-г всех людей. Цель Синайского откровения в том, чтобы материальное соединилось с духовным (не метафора! буквально!), и произойти это единение должно трудом человека. Весь мир и все люди должны соединиться с Б-гом той или иной степенью единства, поэтому все люди связаны друг с другом уже сейчас. И происхождением от одного человека Адама, и общностью цели служения. Вот и служение каждого отдельного человека связано с служением всех остальных людей, и служение каждой группы связано со служением всех остальных групп.

P.S. Уже после этого попалось, что служение дается в соответствии с сущностью человека, а также его духовным уровнем. Не будем вдаваться в подробности, но если, к примеру, человек умеет обрабатывать жемчуг и драгоценные камни, а занимается выпечкой хлеба, то, хотя это занятие более насущно и востребовано, грехом ему засчитано будет (Ѓайом йом, 25 нисана). Поэтому каждый должен искать, что Б-г хочет именно от него.

С уважением, Хаим Фильцер