Можно ли говорить плохие вещи о плохих людях?

Вопрос: Можно ли говорить правду о поступках людей, не верующих в Б-га, и не опасаться, что это лашон ара (злословие)?

Ответ: Что касается людей в целом, ответ – нет. Но есть некоторые исключения.

Баал Шем Тов говорил: «Злословие убивает троих – зачинщика сплетни, пересказчика и слушателя. Однако это на духовном уровне, что гораздо суровее физического».

Однако, практически невозможно отыскать человека, у которого бы совсем отсутствовал страх перед Б-гом. Даже общепризнанные атеисты и марксисты в душе сохраняли частичку Б-гобоязненности, особенно когда попадали в отчаянное положение. Известны случаи, когда атеисты в какой-то момент меняли свои взгляды и приходили к раскаянию, становились
Б-гобоязненными и не скрывали этого. Такое возможно только потому, что изначально такой трепет был спрятан глубоко в душе человека. Причина, по которой все люди способны на раскаяние, заключается в том, что их душа, которая поддерживает в них жизнь, знает о существовании Б-га.

Существует перевод беседы Любавичского Ребе, опубликованный в нашей книге «Совершенный мир: Призыв Любавичского Ребе распространять знания о Кодексе Ноахидов по всему миру», стр. 52-53:

Запись беседы опубликована в «Итваадут 5742», Собрание 4, стр. 2170—2172

Цивилизации вместе с народами мира «воюют между собой» [1], и достаётся евреям, поскольку, когда есть международный конфликт, гнев правителей направлен на евреев в том числе.

Опыт показывает, что войны приносят смерть народам мира (страшный феномен, который евреи должны всеми силами предотвращать, поскольку сказано «следует давать приют и пропитание, оказывать посильную поддержку бедных иноверцев наравне с бедными сынами Израиля»;[2] ). Война имеет последствия для евреев, и не только финансовые, но и телесные, не дай Б-г.

Помимо того, что следует говорить хорошее о евреях, мы также должны стараться удерживать свои уста от плохих высказываний о представителях других народов мира, поскольку, таким образом, можно навлечь проклятие в мир, не дай Б-г. Напротив, сегодняшние обстоятельства требуют, чтобы мы утопили весь мир в благословении, и чтобы такое благословение было очевидно всем. Тогда все нежелательные события в еврейской жизни исчезнут сами собой.

Некоторые ставят эту мысль под сомнение. […] Однако, она не только соответствует Торе, но в этом заключается повеление Торы. Так Всевышний повелел Моше передать евреям во всех поколениях заповедь влиять на неевреев в целях соблюдения ими Законов Ноаха. [3] […] Тема Законов Ноаха подразумевает оказание благоприятного воздействия на мир, включая облагораживающее влияние на области, где живут евреи. Иными словами, евреи должны стремиться содействовать благосостоянию народов мира так, чтобы оказать облагораживающее влияние на весь мир. Из этого следует, что они должны притягивать благословение в этот мир (и не говорить в недоброжелательной манере, что наоборот, притягивает проклятие).

Однозначный смысл имеют строки из Торы: «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир …» [4] Очевидно, что несовместимо молиться за благосостояние города и при этом говорить слова обвинения в адрес его жителей. […] Даже если мы подразумеваем «врага и мстителя»[5] мы обязаны выполнять предписание [этой строки], «дабы остановить врага и мстителя – аннулировать их поступки как «врагов и мстителей». Наши мудрецы говорили «пусть исчезнут с земли грехи, но не грешники».[6] Поскольку в итоге мы должны сделать так, чтобы они превратились в друзей и покровителей еврейского народа.

Примечения

[1] Мидраш Берешит Раба 42:4.
[2] Трактат Гитин 61a.
[3] Мишне Тора, Законы о царях 8:10-11.
[4] Иеремия 29:7.
[5] Теилим. Псалмы 8:3.
[6] Трактат Брахот 10a на псалом 104:35.

Ребе подразумевал введение высоких моральных стандартов речи, поскольку речь оказывает влияние на других людей к добру или (не дай Б-г) не к добру.

До конца не ясно, в какой степени народы мира обязаны выполнять еврейские предписания о запрете лашон а-ра. Из базового уровня законов Торы, однако, мы учим, что есть несколько исключений, когда лашон ара не запрещен даже для евреев. Один из таких случаев заключается в том, что необходимо передать (минимальную) информацию (через конкретного человека или группу людей), для того, чтобы предотвратить ситуацию ущерба для остальных – физического или финансового.

Лашон ара допустим в ситуации, когда нелицеприятная информация передаётся только в сдержанной форме. См. главу на эту тему в нашей книге «Божественный кодекс», Часть V (Запрет убийства и нанесения телесного вреда).

Ответ на вопрос, который вы задавали, содержится в книге «Божественный кодекс», Часть V, тема 8:14 —

14. Многие средства массовой информации (газеты, журналы, ТВ, радио, интернет и т.д.) публикуют сплетни и клевету [особенно, это касается политиков, государственных деятелей, и других публичных персон]. Допустимо читать или смотреть такую информацию, даже если она неправдива, потому что такая информация уже опубликована и стала общедоступна (как сказано в теме 4). Однако, такие сплетни не должны быть основным интересом человека. Только если человек услышал эту информацию случайно и не собирается вникать в детали дела, то нарушения закона в этом нет.

Не запрещено пересказывать остальным сплетни, опубликованные с СМИ, но считается дурным тоном получать удовольствие от этого или извлекать выгоду из неудач или недостатков других людей.

Тем не менее, праведному человеку следует посвятить свое драгоценное время, которое очень ограничено в этом мире – в той степени, в которой позволяют его личные моральные обязательства – изучению допустимых отрывков Торы, самосовершенствованию, добрым делам, и действовать по возможности так, чтобы его поступки (даже незначительно) могли бы улучшить общество, в котором он живёт. Злословить о людях, которые не являются Б-гобоязненными, значит заниматься неконструктивной деятельностью и тратить своё драгоценное время, вместо того чтобы заниматься добрыми делами.

Кроме того, если некто говорит плохо о том, о ком можно злословить, разговор может легко перейти на человека, о котором сплетничать запрещено. И если человек завёл такой разговор, уже сложно сдержаться и не перейти грань дозволенного.

Источник