Мишна Тора. Рамбам. Законы о Царе Машиахе

Глава 11. О царе Машиахе: пророчества о Машиахе и признаки царя Машиаха

11.1. Придет время, когда взойдет на трон царь Машиах [1] и корона вернется к дому Давида, правившему прежде. Этот царь построит Храм и соберет евреев, рассеянных по всему миру. В его дни вернутся в силу все законы, как прежде: будут приносить жертвы, будут соблюдать все законы седьмого и пятидесятого годов [2] – по всем правилам, описанным в Торе.

Тот, кто не верит в его приход или не ждет его, не только пренебрегает пророчествами Танаха, но и отрицает Тору и пророчество Моше-рабейну; ведь засвидетельствовала об этом Тора, как сказано: «И вернет Господь, Бог твой, пленников твоих, и утешит тебя; и вернешься, и соберет тебя из всех народов… Если будет изгнанник твой на краю небес – и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя. И приведет тебя Господь, Бог твой…» (Дварим, 30:3–5). И слова эти, подробно объясненные в Торе, включают в себя все сказанное последующими пророками.

Об этом же говорится в эпизоде с Бильамом, который пророчествует там о двух Машиахах: первым из них стал Давид, который вызволил Израиль из рук врагов, а последним станет потомок Давида, который спасет Израиль от сынов Эсава.

Сказано там следующее: «Вижу его, но не сейчас…» (Бемидбар, 24:17) – это Давид; «…созерцаю его, но он не близок» (там же) – это Машиах. «Взошла звезда от Яакова…» (там же) – это Давид; «…и восстал скипетр от Израиля» (там же) – это Машиах. «И сокрушит пределы Моава…» (там же) – это Давид; и также сказано: «И разбил Моав, и измерил их [землю] веревкой» (Шмуэль II, 8:2). «И разгромит всех сынов Шета» [3] (Бемидбар, 24:17) – это царь Машиах, о котором сказано: «И царство его от моря до моря» (Зхарья, 9:10). «И будет Эдом подвластен…» (Бемидбар, 24:18) – подвластен Давиду, как сказано: «И стал Эдом Давиду рабами» (см. Шмуэль II, 8:6; 8:14). «И будет Сеир подвластен своим врагам» (Бемидбар, 24:18) – это о царе Машиахе, как сказано: «И поднимутся те, кто избавил на горе Сионской, судить гору Эсава» (Овадья, 1:21) [4].

11.2. И о городах-убежищах [5] говорит Писание: «Когда расширит Господь, Бог твой, твои границы… добавь себе еще три города, кроме этих трех» (см. Дварим, 12:20, 19:8–9); а это еще не произошло [6], и не может быть, чтобы заповедь была дана просто так. А выводить это из слов пророков нет необходимости, так как все пророческие книги полны упоминаниями об этом [7].

11.3. Да не возникнет у тебя мысль, что царь Машиах должен совершать чудеса и знамения, создавать нечто, чего не было в мире, воскрешать мертвых и совершать другие вещи подобного рода, как говорят глупцы. Это не так, ведь рабби Акива был великий мудрец из мудрецов Мишны, и он стал оруженосцем царя Бен-Козивы [8] и говорил о нем, что тот Машиах. И он, и все мудрецы его поколения считали, что тот Машиах, пока он не был убит за грехи [9]. А когда его убили, стало ясно, что он не Машиах; и не просили у него мудрецы [10] ни чудес, ни знамений.

Общий принцип таков: законы и правила этой Торы неизменны навечно [11] и во веки веков, и не прибавляют к ним, и не убавляют от них; а каждый, кто прибавляет или убавляет, или объясняет по-своему, или придумывает словам заповедей смысл, которого они не несут, – несомненно, злодей и вероотступник.

11.4. Если появится царь из рода Давида, изучающий Тору и выполняющий заповеди, как предок его Давид, в соответствии с Письменной и Устной Торой, и заставит он весь Израиль следовать ей, будет исправлять то, что требует исправления в ее соблюдении, и воевать с врагами Всевышнего, то можно будет предположить, что это Машиах. И если он преуспел в своих начинаниях, и победил все окружающие народы, и построил Храм [12] в предназначенном для него месте, и собрал евреев из стран рассеяния, то это, несомненно, Машиах [13]

Если же не преуспел до такой степени или был убит [14] – очевидно, что это был не тот, чье появление обещано Торой, а просто один из царей династии Давида, праведных и достойных, которые скончались. А появление его Всевышний сделал испытанием для народа, как сказано: «И даже среди разумных будут ошибившиеся, которые будут сочетать, и выяснять, и прояснять, пока не придет срок; ведь времени еще много» (см. Даниэль, 11:35).

И о Йешуа из Назарета, который воображал, что станет Машиахом, и был казнен судом, пророчествовал Даниэль, как сказано: «И выскочки из твоего народа вообразят себя способными исполнить пророчество и потерпят поражение» (Даниэль, 11:14).
Может ли быть поражение сокрушительнее? Ведь все пророки говорили, что Машиах избавляет еврейский народ, и спасает его, и возвращает на родину из рассеяния, и укрепляет соблюдение заповедей; а этот стал причиной убийства евреев, их изгнаний и унижений. И подменил он Тору, и ввел в заблуждение бóльшую часть мира, так что стали поклоняться другому богу [15], а не Создателю.

Но не в силах мы постичь замыслы Творца, ведь наши пути – не Его пути и наши мысли – не Его мысли. И все эти истории с Йешуа из Назарета и с тем ишмаэльтянином [16], что появился после него, произошли только ради того, чтобы расчистить дорогу Машиаху и подготовить весь мир к служению Всевышнему, всем вместе, как сказано: «Ведь тогда обращу Я к народам речь понятную, чтобы все воззвали Именем Господа, служили Ему плечом к плечу» (Цфанья, 3:9).

Каким же образом это произойдет? Уже наполнился весь мир [17] рассказами о Машиахе, о Торе и заповедях, и дошло это знание до отдаленных островов, и стало известно множеству народов, грубых сердцем [18]. И они обсуждают эти вещи и рассуждают о заповедях Торы: одни считают [19], что эти заповеди на самом деле были даны свыше, но в наше время недействительны, так как не были даны на все времена; другие полагают [20], что в них есть скрытый смысл, и нельзя понимать их буквально, и уже пришел Машиах, объяснивший, как надо их понимать.

Когда же появится настоящий Машиах, и преуспеет, и возвысится, и возвеличится, – все они сразу раскаются и поймут, что достоянием их отцов [21] была ложь и что их пророки и их отцы ввели их в заблуждение.

Примечания к главе

1 ● Машиах (традиционное написание – мессия) – букв. «помазанник».
Христиане, считающие Йешу мессией, заимствовали это наименование в переводе на греческий язык; Христос (греч.) – помазанник.
2 Законы седьмого и пятидесятого годов. В седьмой год запрещено обрабатывать землю; аннулируются долги. В пятидесятый год соблюдаются законы седьмого года, а кроме того, земельные участки возвращаются к своим владельцам, так как продать землю навсегда невозможно. Согласно Торе, законы седьмого и пятидесятого годов действуют только тогда, когда бóльшая часть еврейского народа живет в Земле Израиля. Поэтому в настоящее время седьмой год (шмита) соблюдается лишь в силу постановления мудрецов. То же верно и по отношению к законам об отделении трумы и десятин от урожая Земли Израиля (см. Законы о труме, 1:26). С приходом Машиаха все эти законы вновь начнут действовать.
3 ● «И разгромит... сынов Шета». Шет – сын Адама, его потомками являются все народы.
4 «И поднимутся... судить гору Эсава» (Овадья, 1:21). Стих продолжается так: «И Господу будет царство», то есть речь идет о конце времен.
5 ● Города-убежища в мессианские времена
Многие комментаторы задаются вопросом о существовании городов-убежищ при Машиахе. На первый взгляд, период царствования Машиаха – это время мира и благоденствия, когда не останется места для убийства и кровопролития, как сказано: «И не поднимет народ на народ меча» (Йешаяѓу, 2:4). В то же время убийство, даже непреднамеренное, свидетельствует о существовании некоего изъяна, о присутствии зла. Талмуд объясняет, о чем идет речь: «О чем говорит Писание [Шмот, 21:13]: “И тот, который не злоумышлял, и по воле Бога произошло с ним это...”? О двух людях, совершивших убийство, один случайно, другой намеренно, и ни у одного из них не было свидетелей. Всевышний устраивает, что оба приходят на один и тот же постоялый двор, убийца-злоумышленник сидит под лестницей, убивший случайно спускается по лестнице, падает вниз и убивает его. И получается, что убийцазлоумышленник умерщвлен, а ошибочно убивший изгнан в город-убежище» (Макот, 10б). Однако если полагать, что мир в мессианские времена будет сущностно отличен от нашего мира, то откуда же возьмется злоумышленник, которому Небо выносит смертный приговор?
Рамбам исходит из иного представления о мессианских временах: по его мнению, мессианская эра не будет временем чудес и сверхъестественных явлений, человеческая природа не изменится, а значит, будут происходить убийства и прочие преступления. Некоторые комментаторы считают, что так – по естественным законам – все будет происходить только в начале мессианской эры.
По другому толкованию, в городах-убежищах во времена Машиаха будут спасаться те, кто совершил непреднамеренное убийство еще до его прихода, – так, рабби Ишмаэль записывал все случаи, когда он должен был принести очистительную жертву, чтобы осуществить это, когда будет построен Храм (Шабат, 12б).
Не произошло. Поскольку было только шесть городов-убежищ: три – в Заиорданье и три – во всей земле Ханаан (см. Бемидбар, 35:14). Следовательно, эта заповедь дана на будущее, когда Бог даст Израилю земли народов Кейни, Книзи и Кадмони (ТИ, Кидушин, 1:8).
Об этом. О Машиахе и его будущем предназначении см., например, Йешаяѓу (гл. 11), Миха (гл. 4), Малахи (гл. 3), Теѓилим (72), Даниэль (гл. 12) и др.
8 ● Бар-Кохба (Бар-Кохва) – вождь еврейского восстания против Рима (132–135 гг. н. э.). В отличие от произошедшего семьюдесятью годами раньше Великого восстания, подробно описанного Иосифом Флавием, восстание Бар-Кохбы весьма скудно освещено в источниках; мы располагаем лишь несколькими разрозненными упоминаниями в Талмуде и проходным свидетельством римского историка Кассия Диона. В какой-то мере свет на биографию Бар-Кохбы проливают археологические открытия, сделанные И. Ядином при раскопках в пещерах Мертвого моря, однако до сих пор вопросов остается больше, чем ответов. Точных сведений о личности вождя восстания и даже о его настоящем имени почти не сохранилось: наиболее распространенный вариант – Шимон Бен-Косва; иногда это имя связывают с именем его отца, иногда – с названием поселения. В еврейской традиции имя Шимона Бен-Косвы трансформировалось, с одной стороны, в Бар-Кохву (арам.«сын звезды»), что соответствует приведенной Рамбамом цитате: «Взошла звезда от Яакова...», которая говорит о Машиахе и которая была отнесена рабби Акивой к вождю восстания, а с другой – в Бен-Козиву (от корня казав – «ложь»; от того же корня происходит слово «разочарование»), отражая разочарование, испытанное евреями, когда выяснилось, что мессианским чаяниям не суждено сбыться.
Традиция гласит, что Бар-Кохба обладал огромной физической мощью (ловил коленом камни, пущенные римлянами из катапульты, и бросал их обратно), однако чудотворцем не был. Согласно дошедшему до нас преданию, Бар-Кохба оказался не достоин роли Машиаха, возгордившись и в своей гордыне отказавшись от помощи Неба: «Пусть не мешает и не помогает!» По получившей наибольшее признание версии Иерусалимского Талмуда, Бар-Кохба был убит римлянами при разгроме восстания. Однако в Вавилонском Талмуде приводится мнение, согласно которому Бар-Кохба был убит мудрецами, когда они убедились, что он не Машиах.
9 За грехи. За то, что убил рабби Эльазара ѓа-Модаи (ТИ, Таанит, 4:5).
10 Не просили у него мудрецы. Однако Раавад приводит рассказ Талмуда (Санѓедрин, 93б) о том, как Бар-Кохба объявил себя Машиахом и мудрецы проверяли, обладает ли он сверхъестественными способностями – может ли определить правого и виноватого в тяжбе. Когда выяснилось, что не может, они убили его. Рамбам же следует мнению Иерусалимского Талмуда, согласно которому Бар-Кохба был убит римлянами и мудрецы его не проверяли.
Вместе с тем в Законах раскаяния (9:2) Рамбам пишет, что Машиах будет обладать пророческим даром, сопоставимым с даром Моше.
Спор между Рамбамом и Раавадом вытекает из принципиального расхождения во мнениях: будет ли Машиах просто лидером еврейского народа, который вернет ему независимость и обратит к соблюдению Торы, или же он должен совершать сверхъестественные деяния и с его приходом будут происходить чудеса, противоречащие законам природы. Этот спор берет свое начало еще в Талмуде (см. Брахот, 34б). Все согласны, что мессианская эра должна привести к глобальному обновлению мира и таким сверхъестественным явлениям, как воскрешение мертвых; однако спор идет о том, должно ли явление Машиаха с самого начала сопровождаться чудесами. В следующей главе Рамбам пишет, что никто точно не знает, как произойдут эти события, пока они не произойдут, поскольку пророки говорят о них неясно.
См. прим. 1 к 12-й главе.
Неизменны навечно. Этот пассаж направлен против лжемессианских учений, утверждающих, что с приходом Машиаха исполнение заповедей будет отменено.
Построил Храм. Однако мидраш Танхума (гл. Пкудей) и Раши (Сукка, 41а) утверждают, что Третий храм спустится с неба уже готовым и его не нужно будет строить. В данном контексте это не имеет значения, поскольку понятно, что если Храм спустился с неба, то мессианские времена безусловно наступили.
13 ● Лжемессии в еврейской истории
Согласно утверждениям Рамбама (в этой главе, а также в «Послании в Йемен», – см. прим. 8 к 12-й главе), не составляет никакого труда отличить подлинного Машиаха от ложного: истинного Машиаха можно будет узнать по его поведению и прежде всего по его успехам и достижениям в объединении народа Израиля, восстановлении царства, построении Храма и уничтожении врагов. В самом деле, традиция указывает признаки, позволяющие безошибочно определить подлинного Машиаха. Тем не менее, как известно, в еврейской истории неоднократно случались ошибки: лжемессии появлялись в разные времена и в разных странах, порой увлекая за собой множество последователей.
Одно из самых ранних сообщений о появлении еврейских лжемессий принадлежит Иосифу Флавию; по его словам, один из самозванцев обещал, что перед ним расступятся воды реки Иордан, другой – что перед ним падут стены Иерусалима, третий увел множество людей в пустыню, где они были перебиты римскими солдатами; во время Великого восстания некто увлек за собой народ в горящий Храм и многие погибли в пламени. Исследователи свитков Мертвого моря отмечают, что мессианские настроения играли важную роль в Кумранской общине.
В v в. н. э. еврей с острова Крит, уподобив себя Моше-рабейну, обещал чудесным образом перевести людей в Землю Израиля по морю как посуху. Собравшись в назначенный день на берегу, его последователи бросились в волны; многие из них утонули.
Наиболее значительным псевдомессианским движением в ранние Средние века было движение под руководством Абу-Исы Ицхака аль-Исфахани, основателя еврейской мессианской секты исавитов (или исунитов; по другому названию – исфаханитов). Аль-Исфахани в середине viii в. (по другим данным – в конце vii в.) возглавил восстание евреев против арабского халифата в Иране, которое завершилось поражением его отрядов, насчитывавших десять тысяч воинов, вблизи города Раги (современный Рей). Мессианские настроения в Европе вспыхнули с новой силой в период первых крестовых походов, в частности в Салониках в 1096 году. В xii веке и в восточных еврейских общинах возникли мессианские движения. Одним из самых известных лжемессий был выходец из курдской еврейской общины по имени Менахем, назвавшийся Давидом Альрои. Евреи Курдистана и Северного Кавказа признали его мессией и присоединились к поднятому им восстанию. Восстание было подавлено, однако через несколько лет Альрои во главе отряда своих приверженцев из Курдистана, Ирана и Азербайджана попытался овладеть крепостью Амадия (ныне Ирак), чтобы превратить ее в центр движения; в ходе этой попытки он погиб или был казнен. Секта менахемитов, веривших в мессианское предназначение Альрои, просуществовала в Азербайджане еще несколько столетий.
Во второй половине xii в. некий йеменский еврей во время попыток насильственного обращения евреев в ислам объявил себя Машиахом; это явилось дополнительным ударом по йеменской общине, испытавшей на себе тяжесть религиозных преследований. Дабы поддержать братьев по вере в трудную минуту, Рамбам направил им послание (Игерет Тейман – «Послание в Йемен»; подробнее см. прим. 8 к 12-й главе), в котором рекомендовал евреям Йемена объявить этого человека сумасшедшим и запереть его под замок, чтобы избежать дальнейших репрессий. Тем не менее многие местные евреи и даже арабы последовали за лжемессией; проведя год в горах, он был схвачен властями и казнен. В «Послании в Йемен» Рамбам приводит примеры мессианских движений, закончившихся крушением надежд их приверженцев, – от упомянутого выше Абу-Исы и до современных ему случаев.
Мессианские движения, как правило, возникали в периоды гонений на веру, чаще всего в общинах, особенно пострадавших от этих гонений. Так, в xvi в. Давид Реувени, провозгласивший себя отпрыском царского дома колена Реувена и представителем десяти потерянных колен народа Израиля, встретил горячий отклик среди испанских и португальских анусим – евреев, обращенных в христианство. Однако в наибольшей степени влияние погромов и преследований отразилось на самом известном (и имевшем для еврейства катастрофические последствия) из мессианских движений – саббатианском, названном так по имени его лидера Шабтая Цви (1626–1676).
Шабтай Цви родился в Смирне, в день Девятого ава, когда, по преданию, должен родиться Машиах. Это обстоятельство, как и приобретенная им вследствие углубленных занятий Торой и склонности к аскетизму репутация праведника, навели его на мысль, что он и есть долгожданный избавитель еврейского народа, коим он объявил себя в 1648 году. Согласно толкованиям книги Зоѓар, в этом году должно было начаться Избавление; однако, по необыкновенному стечению обстоятельств, в это год началась страшная резня – погромы Богдана Хмельницкого на Украине. Шабтай Цви и его ученики и последователи истолковали это как «предродовые муки», которые предшествуют явлению Машиаха, и доказательство своей правоты. Однако ключевую роль в саббатианском движении сыграл одаренный каббалист Натан Ашкенази, прозванный Натаном из Газы, который разработал концепцию саббатианства как учения и укрепил как веру самого Шабтая Цви в свое избранничество, так и веру его сподвижников в своего вождя. Саббатианство достигло невиданного размаха; не только евреи, но и некоторые христиане оказались захвачены эйфорией, уверовав в приход Машиаха. Шабтай Цви провел ряд религиозных реформ, отменив некоторые из ограничений, связанных с изгнанием евреев из Святой земли, и объявив Девятое ава праздничным днем; он произносил вслух, публично, Четырехбуквенное Имя Бога (что запрещено еврейским законом). В 1666 году Шабтай Цви прибыл в Константинополь и был арестован по приказанию султана; в этом же году он под угрозой смертной казни перешел в ислам. Большинство сторонников Шабтая Цви отшатнулось от него, хотя Натан из Газы и некоторые другие предложили объяснения его «странному поведению». Еще в начале xx века в Салониках продолжала существовать секта «денме», признававшая Шабтая Цви пророком Всевышнего. Теории, согласно которым отступничество Шабтая Цви явилось высшей ступенью самопожертвования – максимальным приближением ко злу, – получили дальнейшее развитие в псевдомессианском движении Яакова Франка (франкизме).
Тема мессианских движений легла в основу многих художественных произведений; самые известные из них – исторические романы Б. Дизраэли «Давид Альрои» и М. Брода «Реувени, князь иудейский».
Если же… был убит. Здесь Рамбам подчеркивает, что со смертью претендента теряют смысл утверждения, что он был Машиахом или тем более остается им. В противном случае любого человека можно объявить Машиахом, а тот факт, что он не выполнил предназначение Машиаха – не собрал евреев в Земле Израиля, не отстроил Храм и т. д., – объяснять тем, что он еще сделает это в будущем, после того как «вернется». Несмотря на очевидную бессмысленность подобных утверждений, они звучали в контексте различных лжемессианских течений, в том числе и в наши дни.
15 Другому богу. Отсюда можно понять, что христианство (по крайней мере его форма, известная во времена Рамбама) – это поклонение «другому богу», то есть человеку – основателю этой религии. Другие авторитеты (Меири, Авода зара, 6; Маариц Хайот, Кунтрес тиферет Исраэль) полагают, что поклонение троице считается служением Богу вместе с неким посредником, а это не запрещено неевреям.
16 Ишмаэльтянином. То есть происходящим из потомков Ишмаэля. Здесь речь идет о Мухаммаде – основателе ислама.
17 Наполнился весь мир. Концепция прихода Мессии – центральная часть христианского и исламского мировоззрения.
18 Грубых сердцем. Букв. «с необрезанным сердцем»; выражение заимствовано из Йехезкеля (44:7).
19 Одни считают. Христиане.
20 Другие полагают. Мусульмане.
21 Достоянием их отцов. Аллюзия на слова пророка Ирмеяѓу: «К Тебе придут народы от краев земли и скажут: “Лишь ложь наследовали отцы наши, суетных [богов], от которых нет пользы”» (Ирмеяѓу, 16:19).

Источник: Мишна Тора. Книга «Судьи», Глава 11

 

Глава 12. О том, что произойдет в дни Машиаха

12.1. Да не появится у тебя мысль, что в дни Машиаха будет отменен какой-нибудь закон природы [1] или, наоборот, появится в мире что-то новое; ничего подобного не будет, законы мира не изменятся. А что сказано [в книге] Йешаяѓу: «И будет жить волк рядом с ягненком, и тигр рядом с козленком ляжет» (Йешаяѓу, 11:6), – это притча и иносказание. Означает это, что Израиль будет процветать в безопасности, не опасаясь злодеев, уподобленных волку и тигру, как сказано: «Волк из пустыни нападает на них, близ городов подстерегает их леопард» (Ирмеяѓу, 5:6). И все вернутся к истинному закону, и не будут грабить, и не будут уничтожать, но в спокойствии будут вкушать честный хлеб, как народ Израиля, как сказано: «И лев будет есть солому, как вол» (Йешаяѓу, 11:7, 65:25).

И все подобные вещи, сказанные в Писании о временах Машиаха, – это иносказания. Когда наступят эти времена, всем станет ясно, что подразумевалось под тем или иным иносказанием и какой намек был в нем скрыт.

12.2. Говорили наши мудрецы: «Нет разницы между нынешним миром и днями Машиаха, кроме порабощения [2] [евреев] другими народами».

Согласно буквальному пониманию сказанного пророками, в начале мессианских времен будет война с Гогом и Магогом [3]. Перед этой войной в народе Израиля появится пророк, чтобы направить народ на путь истинный и вразумить его, как сказано: «Вот, Я посылаю вам Элияѓу-пророка…» [4] (Малахи, 3:23). Пророк придет не для того, чтобы объявить оскверненным [5] то, что считается чистым, или чистым – то, что считается оскверненным, и не для того, чтобы объявить неевреями или непригодными к храмовой службе тех, кого считали евреями и пригодными, или, наоборот, объявить пригодным того, кого считали непригодным; но только для восстановления мира и справедливости, как сказано: «И вернет [на правильный путь] сердца отцов вместе с детьми» (Малахи, 3:24).

По мнению некоторых мудрецов, приходу Машиаха предшествует [6] явление [пророка] Элияѓу. И ни один человек не узнает, как сбудутся эти и подобные пророчества, пока они не сбудутся: ведь пророки описывают это неясно. И у мудрецов наших не было традиции, содержащей толкования этих мест, но лишь их собственные предположения, выведенные из текста, поэтому среди них есть разногласия касательно того, как это будет происходить.

Во всяком случае, ни последовательность этих событий, ни точные подробности, что именно будет происходить, не относятся к основам веры [7].

И не должен человек пытаться истолковать эти иносказания, и не стоит тратить время на понимание притч, сказанных мудрецами об этих вещах, и тому подобного; не нужно считать это чем-то очень важным: ведь постижение этих вещей не усиливает ни любви к Создателю, ни страха перед Ним. Не нужно также высчитывать сроки конца времен; говорили наши мудрецы, что разум тех, кто высчитывает сроки, помутится. Но должен человек ждать и верить в общий принцип веры, объясненный выше, – что Избавление придет [8].

12.3. В дни Машиаха, когда установится его царство и соберутся к нему все евреи рассеяния, будет установлено происхождение каждого еврея по слову его (царя), так как снизойдет на него пророческий дух, как сказано: «И будет восседать он, соединяющий и очищающий…» (Малахи, 3:3). Прежде всего сообщит он устами левитов, кто по происхождению коѓен, а кто – левит [9], а тех, кто на самом деле не принадлежит к колену Леви, отнесет к обычным евреям. Ведь сказано в Писании: «И будет сообщать им [10] происхождение их [11], чтобы они не ели от Святая Святых, пока не появится коѓен с урим ве-тумим [12]» (Эзра, 2:63). Из этого ты понимаешь, что пророческим духом подтверждается принадлежность тех, кто известен как еврей или как левит, к определенному роду и им сообщают, кто какого происхождения. Однако роль Машиаха ограничивается тут лишь отнесением семьи к определенному колену [13], то есть он сообщает, что этот – из такого-то колена, а этот – из такого-то. Но он не говорит [14] о людях, которые известны как полноправные евреи, что кто-то из них мамзер, а кто-то происходит от раба, потому что, согласно закону, семья, которая смешалась с семьями другого статуса, приобретает этот статус.

12.4. Не желали пророки и мудрецы [наступления] времен Машиаха ни для того, чтобы властвовать над всем миром, ни для того, чтобы угнетать другие народы, ни для того, чтобы все народы их превозносили, ни для того, чтобы есть, пить и веселиться; но для того желали этих времен, чтобы быть свободными для постижения Торы и ее мудрости, чтобы никто их не преследовал и не мешал им, чтобы удостоиться доли в Грядущем мире [15], как мы объяснили в Законах раскаяния.

12.5. В это время не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества, потому что благо будет в изобилии и все хорошее будет доступно, как песок. И весь мир [16] будет желать только одного: познать Бога. Поэтому все евреи будут великими мудрецами, и будут знать тайные и глубокие вещи, и постигнут замыслы своего Творца в той мере, в какой только может человеческий разум это постичь, как сказано: «Потому что наполнится земля знанием о Боге, как полно водою море» (Йешаяѓу, 11:9).

Благословен милосердный, кто помогал нам.

Примечания к главе

1. Будет отменен какой-нибудь закон природы. Раавад, как и многие другие комментаторы, не согласен с Рамбамом и считает, что приход Машиаха связан со сверхъестественными явлениями. Таков и простой смысл слов пророков (Рамбам же интерпретирует их как аллегорию).
Истоки этого спора – в Талмуде (Брахот, 34б). Рабби Йоханан говорит: «Все пророки пророчествовали только о днях Машиаха, а Грядущий мир “[ничей] глаз не видел, Бог, кроме Тебя”». Другими словами, мессианская эра ознаменуется преображением законов природы, описанным пророками («и будет жить волк рядом с ягненком»), и мессианские пророчества нужно понимать буквально. А по мнению Шмуэля, которому следует Рамбам, «нет разницы между нынешним миром и днями Машиаха, кроме порабощения [евреев] другими народами»; а чудеса, о которых говорили пророки, относятся к Грядущему миру или должны быть поняты аллегорически.
В «Послании о воскрешении мертвых» (ч. 6) Рамбам пишет, что в его словах здесь, в Мишне Тора, следует видеть не полное описание мессианской эры, но лишь упоминание важнейших перемен, к которым приведет приход Машиаха. В то же время вполне возможно, что в мессианские времена законы природы преобразятся и сверхъестественные явления произойдут.
2 Кроме порабощения. Имеется в виду порабощение как физическое, так и духовное.
3 ● Гог и Магог
В еврейской эсхатологической традиции Гог и Магог – противники Израиля, с которыми в конце дней предстоит жестокая, кровопролитная война и которые будут разгромлены в Иерусалиме благодаря вмешательству свыше.
Первое упоминание Магога в Писании встречается в книге Берешит, где он назван среди сыновей Йефета: «Сыны Йефета: Гомер, и Магог, и Мадай, и Яван, и Туваль, и Мешех, и Тирас» (Берешит, 10:2). Однако в книге пророка Йехезкеля Магог упоминается не как народ или родоначальник, но как название земли, которой правит враждебный Израилю Гог: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог – верховному князю Мешеха и Туваля – и пророчествуй о нем. И скажешь: “Так сказал Господь Бог: вот Я – против тебя, Гог, князь верховный Мешеха и Туваля!”» (Йехезкель, 38:2–3).
Из еврейской традиции образы Гога и Магога как двух враждебных Богу диких и жестоких народов были заимствованы христианами и мусульманами.
В ранних христианских источниках упоминалась война Гога и Магога, которая должна была начаться через тысячу лет после пришествия Йешу. Гог и Магог (Яджудж и Маджудж) упоминаются и в Коране: там рассказывается о некоем полководце, прозванном Двурогим (по всей видимости – Александр Македонский, хотя в толкованиях фигурируют также Дарий и Кир Великий), который воздвиг стену для защиты от диких племен Яджуджа и Маджуджа.
Между нынешним миром и днями Машиаха, кроме порабощения [евреев] другими народами»; а чудеса, о которых говорили пророки, относятся к Грядущему миру или должны быть поняты аллегорически.
В «Послании о воскрешении мертвых» (ч. 6) Рамбам пишет, что в его словах здесь, в Мишне Тора, следует видеть не полное описание мессианской эры, но лишь упоминание важнейших перемен, к которым приведет приход Машиаха. В то же время вполне возможно, что в мессианские времена законы природы преобразятся и сверхъестественные явления произойдут.
Перед Страшным судом эта стена будет прорвана, и дикие племена хлынут, сметая все на своем пути, и будут остановлены только в Иерусалиме.
Огромное количество предположений было выдвинуто относительно этнической идентификации народов, называемых Гогом и Магогом. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» называет Гогом и Магогом скифов, что, собственно, нельзя считать точной идентификацией, поскольку скифами в его времена именовались все народы, проживавшие севернее Черного моря.
На протяжении веков еврейские, христианские и мусульманские авторы отождествляли с Гогом и Магогом готов, кельтов, арабов, хазар, монголов и даже самих евреев: согласно христианскому источнику xiv века, Гог и Магог – это десять потерянных колен Израиля, которые двинутся войной на христианский мир перед Страшным судом. В настоящее время тоже существует немало теорий, которые, ориентируясь на этимологию названий народов и прочие приведенные в Писании и традиции данные, пытаются определить, кто именно окажется основным противником Израиля в войнах конца света: иногда в качестве Гога и Магога выступает коалиция исламских стран, а иногда – страны Запада или Россия.
4 Сказано: «Вот, Я посылаю вам Элияѓу-пророка…». Продолжение стиха: «…перед приходом дня Господа, страшного и великого», то есть перед войной Гога и Магога. Магог поднимется на Израиль в конце дней; пророк говорит от имени Бога (Йехезкель, 38:22-23): «Буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него, и на отряды его, и на народы многие, которые с ним. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я – Господь». Это и есть «день Господа». См. Йехезкель (гл. 38–39).
5 Объявить оскверненным. Пророк не имеет права прибавлять к Торе или убавлять от нее, поскольку «не на небе она» – уже дана Тора на горе Синай, и в ней сказано следовать за большинством: законы Торы устанавливаются на земле.
6 Приходу Машиаха предшествует. Приходу Машиаха, а не войне Гога и Магога.
7 Не относятся к основам веры. В отличие от веры в приход Машиаха, который избавит Израиль и заставит весь мир служить Творцу, и от веры в воскрешение мертвых, – см. тринадцать основ веры Рамбама.
8 ● О вычислении сроков конца света: Рамбам, «Послание в Йемен»
Еврейские мудрецы и толкователи Писания неоднократно предупреждали об опасности, связанной с попытками вычисления сроков конца света: тема эта чрезвычайно сложна и скрыта от понимания людей, а ошибка в вычислениях неизбежно приводит к разочарованию и ослаблению веры, что и оказывалось неизменно результатом псевдомессианских движений (см. прим. 13 к 11-й главе). О том, что даже мудрецы могут ошибиться в расчетах, говорится в самом Писании – в книге пророка Даниэля, в пророчестве о будущем еврейского народа: «И будут среди мудрых такие, которые ошибутся в исчислении, и разъяснении, и выяснении последнего срока, ибо срок еще не пришел» (Даниэль, 11:35). В комментарии к сказанному в недельном разделе Вайехи («И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: “Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней”», – Берешит, 49:1) Раши отмечает: «Он (Яаков) желал раскрыть срок конца, но Шхина (Божественное присутствие) отдалилась от него, и он стал говорить другое».
В обсуждении слов пророка Хавакука: «Ибо есть еще время до исполнения видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если замедлит – жди его, ибо придет непременно; не опоздает» (Хавакук, 2:3) – Талмуд недвусмысленно предостерегает против попыток вычислить точные даты конца света: «Сказал р. Шмуэль бар Нахмани со слов р. Йонатана: “Отдались от вычисляющих конец [дней], которые говорили, что если прошло время и не пришел, то больше не придет. Но жди его, как сказано: «Даже если задерживается – жди его» (Санѓедрин, 97б). В трактате Санѓедрин (97а) приводится высказывание рабби Зейры, который просит мудрецов не отдалять приход Машиаха подобными вычислениями, ибо, когда назначенная дата проходит, а Машиах не является, люди перестают ждать его прихода. В Псахим также говорится о невозможности точно определить сроки конца света: «Никто не знает, когда восстановится царство Давида и когда прекратится четвертое пленение» (Псахим, 50). Еще более категоричен рабби Йосе, в трактате Дерех эрец утверждающий, что назначающим конец дней нет удела в Гряду щем мире (Дерех эрец, 11).
Более того, Талмуд (Санѓедрин, 99а) говорит, что окончательный – самый крайний – срок прихода Машиаха вообще никому не может быть известен, даже ангелам служения. А в другом месте Талмуд утверждает, что все (благоприятные) сроки уже прошли и все зависит только от раскаяния.
Тем не менее, как уже отмечалось выше, в еврейской истории запретом предпринимать подобные вычисления неоднократно пренебрегали, и приводило то к самым печальным и опасным последствиям для еврейских общин. С такой опасностью столкнулась еврейская община Йемена во второй половине xii века: в разгар гонений со стороны правителей-мусульман появился лжемессия, смущавший народ и подрывавший его стойкость в вере. Около 1170 года Рамбам обратился с посланием к евреям Йемена, желая поддержать их дух и укрепить веру. «Послание в Йемен» (Игерет Тейман) оказало огромное влияние на духовную жизнь йеменской еврейской общины. В этом послании Рамбам объясняет, что человек, провозгласивший себя Машиахом, на самом деле безумец (на котором нет вины, поскольку душевнобольной не отвечает за свои действия), и предостерегает против попыток вычисления сроков конца: «...что [касается] упоминания его о “концах” и высказывания учителя нашего Саадьи, блаженной памяти, первое, что следует знать нам об этом, – что точный срок конца никогда не сможет знать человек, как разъяснил Даниэль, сказав: “Ибо скрыты и запечатаны речи” (Даниэль, 12:9). То, что некоторые мудрецы глубоко исследуют этот вопрос и им будет казаться, что они его решили правильно, уже было предсказано в книге Даниэля, [что подтверждает] и сказанное: “Многие будут скитаться [в ней мыслями], и приумножится знание” (Даниэль, 12:4), то есть приумножится число мнений. И уже разъяснил Господь, да будет Он возвышен, через Своих пророков, что у тех, кто высчитывает время прихода Машиаха (кицим ла-Машиах), не будет верных вычислений, и затем также предостерег, чтобы не сомневался из-за них никто, сказав: “Не допустите сомнения в сердца ваши, когда не исполнится вычисленное”. Но чем дольше задержка, тем больше надо надеяться на его [приход], как сказано: “И свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если замедлит – жди его, ибо придет непременно; не опоздает” (Хавакук, 2:3).
И знай, что даже [указание на время конца] египетского изгнания, ясно обозначенное Господом, сказавшим: “И поработят их, и будут угнетать их четыреста лет” (Берешит, 15:13), не было верно понято и заронило сомнение.
Одни люди тогда думали, что четыреста лет [отсчитываются] от времени сошествия Яакова в Египет, другие – что четыреста лет [отсчитываются] от начала порабощения, а это [произошло спустя] семьдесят лет после сошествия Яакова в Египет; а некоторые отсчитывают от времени, когда было [высказано] это пророчество, – от завета между половинами [животных].
И когда прошло четыреста лет после этого завета, за тридцать лет до Исхода [под руководством] Моше, вышла часть [сынов] Израиля из Египта, считая, что уже конец изгнанию, и убили их египтяне (согласно Раши, вышедшие из Египта з а тридцать лет до Исхода погибли от руки сынов Гата, – см. Диврей ѓа-ямим II, 7:20–21), и ужесточили гнет оставшихся. То же поведали нам блаженной памяти мудрецы (Санѓедрин, 92). И о тех, которые думали, что пришло избавление, и были побеждены, сказал Давид: “Сыновья Эфраима, вооруженные луками, повернувшие [вспять] в день битвы” (Теѓилим, 78:9). А подлинный конец [рабства] наступил через четыреста лет от дня рождения Ицхака, истинного потомка Авраѓама, как сказано Господом, да будет Он возвышен: “Ибо в Ицхаке наречется потомство твое” (Берешит, 21:12). И сказал ему Господь: “...пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет” (Берешит, 15:13). И во время проживания [в изгнании] будут господствовать над вами, и порабощать вас, и угнетать – таково толкование этого стиха. Здесь четыреста лет – [срок] проживания [под чужой властью], а не рабства [в Египте]. И не стало это ясно до тех пор, пока не послал Господь, да будет Он возвышен, великого пророка, и открылось, что от дня рождения Ицхака до исхода из Египта ровно четыреста лет.
И если было такое [непонимание] относительно [срока] конца [египетского рабства], достаточно проясненного, то все, что [касается] затянувшегося [прихода] конца изгнания, пугало всех пророков и тревожило длительностью времени и продолжения его, так что пророк даже молил: “Вовеки ли будешь Ты гневаться на нас, продлевать гнев Твой из рода в род?” (Теѓилим, 85:6). И сказал Йешаяѓу о длительности изгнания так: “И будут они собраны вместе, [как] узники в яме, и будут заперты на замок; и вспомнят о них через много дней” (Йешаяѓу, 24:22). Отчасти Даниэль уже разъяснил нам, насколько глубока [тайна] конца изгнания и как она сокрыта. И потому предостерегают нас блаженной памяти мудрецы от вычисления “концов” и назначенных сроков прихода Машиаха, потому что ошибется простонародье и войдет сомнение в сердца их, когда придет это время, а Машиах не придет.
И сказали они: “Да развеются слова вычисляющих концы” (Санѓедрин, 97), ибо они преткновение для людей. Поэтому [мудрецы] молились, чтобы Господь [наказал] вводящих в заблуждение и разрушил их планы». Несмотря на сказанное выше, Рамбам оправдывает рабби Саадью Гаона, который в своей книге Эмунот ве-деот («Убеждения и мнения») предпринял попытку подобных вычислений (как видно, не увенчавшуюся успехом). По мнению Рамбама, в тот момент, когда ортодоксальные еврейские общины подвергались гонениям, когда со всех сторон их теснили караимы и еретики, поступок рабби Саадьи Гаона был направлен на поддержание духа евреев и поэтому простителен. В итоге можно сказать, что рабби Саадья Гаон укрепил многих пошатнувшихся в вере, хотя и ошибся в своих вычислениях.
9 Кто по происхождению коѓен, а кто – левит. Знание, кто принадлежит к роду коѓенов, а кто – к роду левитов, необходимо для организации службы в Храме.
10 «И будет сообщать им». Речь идет о священниках (коѓенах), которые не могли привести доказательства своего происхождения.
11 ● «Происхождение их». На иврите – тиршата. Тиршата – персидское имя Нехемьи.
12 Урим ве-тумим. Нагрудник первосвященника, с помощью которого он вопрошал Бога (подробнее см. прим. 9 ко 2-й главе). То есть сомнение относительно чистоты рода этих священников можно было разрешить пророческим духом. В период Второго храма, однако, нагрудник не действовал.
13 К определенному колену. Знание о принадлежности к тому или иному колену будет важно для разделения Земли Израиля и для решения других вопросов.
14 Не говорит. Хотя и знает об этом. Сообщение таких фактов не имело бы практического смысла, ведь по закону этот человек уже обладает статусом еврея.
15 Удостоиться доли в Грядущем мире. См. Законы раскаяния (гл. 8–9). Грядущий мир – мир конечного воздаяния, где человек получает награду за свои деяния в этом мире. По Рамбаму, Грядущий мир – это духовное пространство, где пребывают души праведников. В то же время мудрецы, мировоззрение которых основано на каббале (Рамбан, Раавад, Рамхаль и многие
другие), считают, что Грядущий мир – это эра после воскрешения мертвых, когда душа и тело вместе будут получать награду в физическом мире, пусть и преображенном.
16 Весь мир. И все народы.

Источник: Мишна Тора. Книга «Судьи», Глава 12