Лучше меньше, да лучше? А можно больше?

Пишет Рамбам в Законах о царях (10:10): «Если «сын Ноаха» хочет выполнить какую-нибудь заповедь из Торы, кроме вышеперечисленных, чтобы получить за это награду свыше, не препятствуют ему выполнить ее по всем правилам».

Этот пункт открывает широкие двери всем, кто жалуется: «Ну что же потомки Ноаха такие обделенные – всего 7 заповедей вместо 613 еврейских!»

Действительно, для получения награды свыше – практической пользы в этом мире – потомки Ноаха могут делать то, что заповедано евреям: если видит в конкретном действии конкретную пользу, может его делать, не считая, при этом, что это действие для него заповедано.

Многие отдельные еврейские заповеди между человеком и человеком входят в одну из семи категорий, известных под обобщенным заголовком «Семь заповедей Потомкам Ноаха».

Так, например, еврейские законы о честном ведении дел, о расплате с работниками относятся к категории заповеди для потомков Ноаха, запрещающей воровство.

Другие обязательны к исполнению, исходя из принципа, сформулированного пророком (Йшайя 45:18): «Не для хаоса сотворил Всевышний ее (землю) – для заселения сформировал ее», – основополагающего принципа в служении народов мира.

Такова, например, обязанность заботиться о нуждающихся: отдельной заповедью она не сформулирована, но настолько очевидна, что за грубое ее попирание был уничтожен Сдом.

Третьи могут быть взяты всеми народами в целом или конкретным обществом как повышение планки приемлемого поведения над базовым уровнем, определяемым законами. Так, например, возврат потери не является заповедью для народов мира, но в тех обществах, где это вошло в норму, вернуть пропажу стало обязательным для исполнения.

К четвертой категории относится поведение, не являющееся обязательным для потомков Ноаха, но возводящее их на уровень благочестия: например, молитва (не как просьба о конкретной нужде – в таком случае молитва обязательна, – а всякое обращение ко Всевышнему).

Рамбам пишет в пункте 10.10 о том, что выходит за рамки всех перечисленных категорий – о поведении, не предписанном потомкам Ноаха, в котором они видят определенную пользу.

Например, употребление крови. Запрета на употребление крови для народов мира нет – это специфически еврейский запрет. Но кто-то из потомков Ноаха может решить воздерживаться от употребления крови, чтобы не попадали в организм биологически активные вещества, выброшенные в кровь при умирании животного (польза физическая), или чтобы не перенимать свойства души животного («скотские черты») – ведь основным вместилищем животной души является кровь (польза духовная).

Есть еврейские заповеди, относящиеся к категории хуким – повеления Творца, не имеющие рационального объяснения. Поскольку рационального объяснения у них нет, то и видимой логикой пользы от них нет, и на них не распространяется расширительное действие приведенных слов Рамбама. К таким заповедям относятся, например, тфилин и мезуза.

О заповеди цицит (прикреплять кисти к углам четырехугольной одежды) Тора приводит конкретную причину («… и увидите их (цицит) и вспомните все Мои заповеди…»). «Все» – имеются в виду все 613 еврейских заповедей. Понятно отсюда, что цицит не имеют к народам мира никакого отношения.

Если прочесть разбираемый нами пункт из Законов о царях Рамбама вне связи с контекстом, может создаться впечатление, что под словами «кроме вышеперечисленных» подразумеваются заповеди, помимо 7 Заповедей Потомкам Ноаха.

Но все же, давайте поучим повнимательней. Что такое «вышеперечисленных», о которых пишет Рамбам?

Есть такой принцип в Торе – минимизация. Если стоит множественное число без уточнения, значит, речь идет о числе два. Если в пункте 10:10 сказано «вышеперечисленных», значит, где нужно их искать? Правильно, в пункте 10:9.

Читаем п.10:9: «Нееврей, занимавшийся (глубоким погружением) в Тору [заметим: в оригинале употреблено слово עסק (асак), а не למד (ламад – изучал) – Ш.З.], заслуживает смерти; лишь то, что относится к «семи заповедям», имеют они право учить (таким образом). Также нееврей, соблюдавший законы Шабата – даже в один из будних дней, если сделал его для себя подобным Шабату – заслуживает смерти…»

Если прочесть данную ѓалаху (закон) только до этих слов, у человека, знакомого с классической еврейской терминологией, может создаться впечатление, что запрет Шабата для народов мира касается только аспекта «соблюдения» (шамор) – воздержания от запрещенных работ. Можно по ошибке вообразить, что запрет не распространяется на предписывающий аспект Шабата – «помни» (захор).

Два эти аспекта вытекают из разницы в записи заповеди о Шабате в Торе в книге Шмот (захор) (20:9) и в книге Дварим (шамор) (5:12). Оба эти слова чудесным образом прозвучали в едином речении Всевышнего, как написал об этом р. Шломо Алькабец в знаменитом субботнем гимне «Леха доди»: «Шамор ве-захор бе-дибур эхад ѓишмиану Э-ль ѓа-мейухад» («”Соблюдай” и “Помни” в одном речении дал нам услышать Единый Бог»). Два этих неразрывных аспекта являются выражением заповеди о Шабате, дарованной народу Израиля, как сказано об этом в Торе: «Она (суббота) – вечный знак союза между Мною и сынами Израиля…» (Шмот 31:17).

Как видим, невозможно разделить эти аспекты и сказать, что одну часть отличительного знака еврейского народа народам мира нельзя брать, а другую можно.

Об этом пишет Рамбам далее в том же пункте 10:9:

«… тем более, если сделал для себя праздник, подобный еврейским праздникам из Торы. Общее правило таково: не дают им изменять закон и придумывать для себя дополнительные заповеди по своему усмотрению, но либо пусть принимает еврейство и соблюдает все заповеди, либо удовлетворится своими законами и не прибавляет, и не убавляет от них…»

И уже ниже следует пункт10:10 про «какую-нибудь заповедь из Торы, кроме вышеперечисленных» (изучения Торы и соблюдения Шабата).

В чем, казалось бы, проблема потомку Ноаха сделать кидуш – процитировать из книги Берешит (2:1-3) отрывок “И были завершены небо и земля…” и добавить какие-то слова о важности Шабата?!

Ответ и на этот вопрос здесь же, у Рамбама, в окончании п.10:9: «А того, кто изучал Тору, или соблюдал Шабат, или придумал себе новую заповедь [кидуш, например – Ш.З.], подвергают телесному наказанию и наказывают другими способами [можете не беспокоиться: в настоящее время ни у кого нет на это полномочий – Ш.З.], и сообщают ему, что он заслуживает за это смерти (от руки Небес), но люди его не казнят».

Конечно, процитировать можно что угодно. Проблема эти цитаты считать кидушем. Кидуш, по определению, – это заповедь освящения дня (Шабата или праздника), заповедь еврейская. Если нееврей будет считать, что он освящает день, он вообразит себе новую заповедь. И от этого мы должны предостеречь его, чтобы он не заслужил смерти от руки Небес!

Мы внимательно прочитали два пункта из книги Рамбама. Ознакомительное чтение Торы народам мира разрешено.

Вдумчивое же глубокое погружение в Тору в темах, касающихся соблюдения законов потомков Ноаха, не только не запрещено, а напротив, всячески приветствуется и ведет их на путь праведников, заслуживающих доли в мире, полном знания Всевышнего, как море полно водой – да удостоимся мы, чтоб это время наступило вскорости в наши дни!

Автор: р. Шевах Златопольский