Когда придет Машиах?

Есть тайны, которые не дают себя рассказать. И даже будучи рассказанными, они остаются тайной за семью печатями. Одной из таких тайн, даже можно сказать, главной, является тайна прихода Машиаха.

1

Мы находим в Талмуде, что по многим вопросам наши мудрецы имели знание, полученное от прежних поколений. Однако по поводу прихода Машиаха такого знания нет. Все, что нам остается, это попытаться проникнуть в слова пророков.

Приход Машиаха называется «концом дней». Под «концом дней» мы понимаем кульминацию всей истории человечества, когда справедливость и доброта восторжествуют.

Среди еврейских мыслителей, как древних, так и современных, мы находим два подхода к пониманию этого явления: будет ли приход Машиаха носить универсальный характер, охватит все человечество, и произойдут глобальные, существенные изменения во всем мире, или же это будет касаться только народа Израиля, остальных, конечно, затронет тоже, но в гораздо меньшей степени и лишь как следствие процесса, происходящего с евреями.

Некоторые хасидские мыслители, в частности, Алтер ( старый) Ребе, основатель движения Хабад, придерживались первого подхода, – приход Машиаха коснется всех. В книге «Танья», в тридцать шестой главе, Алтер Ребе связывает приход Машиаха с раскрытием в мире Б-жественности. То, что до сих пор не стало явным и лишь принимается на веру, ведь есть люди отрицающие Б-га вообще, станет явным, как пишет Алтер Ребе, для всех народов.

И так он заканчивает эту главу: «Известно, что время Машиаха, особенно то время, когда оживут умершие, есть цель и совершенство сотворения мира сего, ибо для этого он сотворен с самого начала». И еще: «Тогда будет очищена материальная сторона тела и мира, и они (евреи) смогут принять явный свет Всевышнего, который будет светить им… и от них народам мира, как сказано: «И пойдут народы в свете Твоем…» (Йешаяѓу, 60:3), а также: «И раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вместе…» (там же, 40:5), а также: «Дабы войти в ущелья гор и в расселины скал из страха пред Всевышним и от сияния величия Его…» (там же, 2:21). И как мы говорим в молитве: «И явись в сиянии величия Твоего всем населяющим Вселенную, землю Твою» (из молитвы в праздники Рош ѓа-Шана  и Йом Кипур).

То есть это явление будет универсальным, все народы, а не только евреи, познают Б-га. Произойдет пересмотр всех ценностей, всех моральных норм, всех мировоззрений. Ибо существование Б-га, Его управление миром, Его жизненная энергия, которая пребывает в каждом творении, станет явным для всего человечества.

2

Понятие «конец дней» впервые встречается в Пятикнижии. Наш праотец Яаков прежде, чем покинуть сей мир, решил собрать своих сыновей и открыть им дату конца света. Однако Шхина, Б-жественное присутствие, покинула его, и тайна осталась нерассказанной (Берешит, 49:1 и комм. Раши на этот стих ).

По нашим источникам, два человека полно знали, когда наступит конец света. Первый – праотец Яаков. То, что Шхина от него удалилось, дало ему понять, чтобы он не рассказывал тайну другим. Но сам он ее знал и хранил.

Второй человек – это пророк Даниэль, в его книге (гл. 13) зашифрована эта тайна. Многие пытались расшифровать эту тайну, раскрыть, но безуспешно.

Почему эта дата скрыта? Почему оно представляет собой глубочайшую тайну?  Очевидно, есть в этом изотерический смысл, но по-простому, почему нельзя узнать эту дату конвенциональным путем? Как вы думаете? Есть ли у вас какие-либо соображения по этому поводу? Ведь принцип нашей веры гласит, что Машиаха требуется ждать. Ждать каждый день. И в течение всего дня.

Мы не пытаемся дать ответ. Мы сами его не знаем. Но в Талмуде (трактат «Санѓедрин») говорится о двух сроках. Не датах, а сроках. Первый – конец времен, задуманный в начале творения и даже прежде начала. Придет срок, и Машиах появится. Второй срок зависит от поступков людей. Если у людей наберется достаточно заслуг, то Машиах придет раньше установленного конечного срока. Эти два мнения основаны на сказанном у пророка Йешаяѓу, и Талмуд так понимает эту тему: нашими действиями мы можем ускорить проход Машиаха, и есть ничем не обусловленный окончательный срок.

Отсюда следует, что второй срок можно определить: мир сотворен на семь тысяч лет, и можно вычислить его окончание. Но первый срок знать невозможно, ибо никто не может определить число и значимость заслуг всех людей. Какие деяния ускоряют приход Машиаха, какие деяния его отдаляют? Каков баланс деяний людей? Где та критическая точка в этом балансе, после которой Машиах придет? Как подсчитывать поступки людей? Как оценивать?

Понятно, что знать это трудно. Но не менее трудно знать и срок не обусловленный. Почему? Дело в том, что Всевышний не любит, чтобы кто-то, даже пророк, говорил плохое о Его народе. Тот же, кто назовет эту дату, раскроет, что до вплоть то этой даты евреи не были достойны Машиаха, а чтобы эту дату узнать, ему потребуется пророческое видение Свыше. И так как Всевышний не хочет, чтобы дата было озвучена, то Он эту тайну никому никогда не откроет.

3

С другой стороны, начиная с времен Талмуда мы находим какие-то конкретные строки.

Как это понимать?

С одной стороны, Талмуд очень сурово относится к тем, кто пытается высчитать дату, с другой, мы находим в Талмуде даты его прихода. И в пост-талмудическую эпоху во все времена находились те, кто пытался расшифровать сказанное в пророках, в частности у Даниэля, или на основании другой информации называл дату прихода Машиаха. Речь не о шарлатанах, под маской мистики дразнящих людей, а о великих нашего народа, известных своей мудростью и книгами, принятыми всем народом: рав Саадия-гаон, Маймонид, в хасидских источниках мы находим какие-то даты, у Виленского гаона, ближе к нашему времени назывались 1840 год, 1848, 1905. Но Машиах так и не пришел.

4

Или немножечко, все-таки, но пришел? Рассказывают, что когда третий Любавичский Ребе, прозванный по имени самой знаменитой своей книги Цемах Цедек, назвал 1848 год, и когда год истек, а Машиах так и не пришел, его сын спросил его: почему? Тот ответил: тебе мало, ведь мы издали книгу Ликутей Тора?

Поясним. Эта книга является одной из главных книг с изложением хасидизма Хабад. Из этой истории виден хасидский взгляд на приход Машиаха.

Хасидизм связывает приход Машиаха не просто с обилием материальных благ для всего человечества, прекращения войн, осуществления всех исконных чаяний людей, но в первую очередь приход Машиаха означает, что Б-жественное станет явным в мире. Именно в этом и заключается задача хасидского учения.

Ведь о чем оно? Если сказать в двух словах, хасидизм – это учение о Б-ге, ибо предмет изучения – Г-сподь Б-г. С изданием книги Ликутей Тора многое о Г-споде Б-ге стало известно. Это и есть приход Машиаха. На сын сказал Цемаху Цедеку: нет, мы хотим не только духовного, но и реального Машиаха. То есть мы хотим изменения реалий в нашем физическом мире.

5

Почему же мудрецы называли даты, хотя знали, что этого делать нельзя? Можно дать два объяснения. Возможно имелось в виду, что это – начальный строк, то есть, раньше этого срока Машиах прийти не может. Другой ответ: великие люди видели горе народа, его отчаяние, и хотели его подбодрить в период бед и гонений.

Что же, они выдумывали даты? Обманывали? Конечно, нет.

Надо сказать, что великие люди то ли обладали каком-то пророческим видением, то ли могли как-то предвидеть и ощутить будущее так, что материальный мир не заслонял высшие события. И, возможно, они считали, что эти периоды благоприятны приходу Машиаха, когда можно ускорить его приход.

Почему же Машиах не пришел в эти даты? Мы этого не знаем. Машиах – это тайна, которая не хочет, чтобы ее рассказали.

6

Последний Любавичский Ребе много сделал для того, чтобы Машиах из легендарного и полусказочного героя стал реальным и желаемым. Сам Любавичский Ребе не называл никаких дат, но говорил, что наше поколение является поколением Машиаха. Чем наше время отличается от предыдущего?

Дело вот в чем. Мир после Второй мировой войны принципиально изменился и теперь отличается от всего, что было прежде. Практически во всех странах евреи могут свободно служить Всевышнему без каких-либо препон. Есть, конечно, исключения и отдельные трудности, но в целом это так. Еще предыдущий Любавичский Ребе сказал, что «огонь крематориев сжег стены изгнания». То есть изгнание уже не стесняет. Процесс начался. Обратного хода нет. Из изгнания мы начинаем выходить. Конечно, не физически, но духовно мы уже свободны.

Это можно заметить: не было еще такого периода в истории, чтобы евреи ощущали себя так свободно почти во всех странах Земного шара. Также материальное благополучие, жизненный уровень во всем мире возрос по сравнению с тем, что было прежде. Так что наше время в этом смысле уникально. Мы можем не осознавать, мы можем за повседневными заботами этого не увидеть, но если остановиться на минуту и подумать, то станет очевидным, что мы живем в совсем иных условиях, которые не снились нашим отцам и дедам. Можно предположить, что даже в мечтах они не представляли, что их потомки будут жить в такой роскоши. Конечно, есть беды и страдания, но в общем мы не можем сравнить условия нашей жизни с условиями, которые были когда-то. Это и означает, что «стены изгнания сожжены».

7

В связи сказанным о том, что приход Машиаха коснется всего человечества и что условия жизни в мире изменились, можно предположить, что именно это стало причиной тому, что Любавичский Ребе объявил о необходимости заботы о ноахидах.

В прежнее время это было опасно не только для евреев, но для самих ноахидов. Теперь же настало время пропаганды семи заповедей, данных Б-гом всем потомкам Ноя.

Будем надеяться, что эта пропаганда вкупе с другими заслугами ускорит приход Машиаха. И из тайны, которую даже нельзя рассказать, он станет явью в самое ближайшее время, буквально на наших глазах.

Автор: р. Хаим Фильцер