Гарантия качества еды от Б-га

«Только плоти при её душе, её крови не ешьте»[1].

Семь Заповедей потомков Ноаха, данные всему человечеству после Потопа, включают одну, седьмую, звучащую на иврите «эвер мин а хай» – запрет органа от живого существа и на первый взгляд не имеющую ничего общего с современностью. Покупая мясо в обычном магазине, никому в голову не придёт, что оно может быть частью живого! Праведники народов мира не обязаны соблюдать кашрут, но запрет есть часть живого существа, которым многие пренебрегают, на самом деле не менее строг.

Мы поговорим о буквальном прочтении заповеди, понимании её в узком смысле и о сложностях, с которыми сталкиваются праведники, соблюдающие 7 Законов, хотя в Талмуде высказываются мнения, из которых следует, что предписаний, вытекающих из этого закона, намного больше. Например, запреты физической агрессии против евреев и ноахидов, клятвопреступления, нарушения обетов и др.

Начнём с того, что до Потопа, люди, жившие на земле, не употребляли в пищу мясо.

«И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу. И всякому земному животному, и всякой птице небесной, и всему ползающему по земле, в чем существо живое, — вся зелень травная в пищу. И было так»[2].

Раши комментирует: «скот и зверей уравнял с ними в том, что касается пищи, и не позволил Адаму и его жене убить животное, чтобы есть мясо, но все они вместе должны были питаться всякой зеленью травной. Когда же пришли сыновья Ноаха, Он позволил им [есть] мясо, как сказано: «Все движущееся, что живо, вам будет в пищу; как зелень травную — которую я дозволил есть первому человеку, — даю вам все»[3].

Существует мнение, что люди до Потопа имели большую связь c Творцом и с лёгкостью обходились без мяса. Потомки Адама и Хавы могли служить Ему, преисполненные сил, без дополнительного источника энергии, насыщаясь растительной пищей.

Когда же Ноах вышел из ковчега, Всевышний сказал: «Всё живое, всё, что двигается, будет вам пищей: словно зелень травы Я отдал вам всё!»[4].

Считается, что поколение Ноаха отдалилось от Творца в отличие от Адама и Хавы. На соблюдение заповедей им требовалось больше сил, и для выполнения воли Творца, потребовался новый источник энергии – пришлось включить в рацион мясо.

Сознательно отказываясь от мяса, люди пренебрегают волей Всевышнего. Он желает видеть, как мы получаем удовольствие от разрешённых видов пищи: «Придётся человеку дать отчёт за всё, что видели глаза его, но не ел»[5].

Когда человек, живущий, по его мнению, в соответствии с 7 законами, покупает в магазине обычное мясо, приносит его домой и ест, ему и в голову не придёт, что он может нарушать заповедь «эвер мин а хай» – запрет органа от живого. То же касается и евреев, не соблюдающих кашрут. Употребляя в пищу мясо, не убитое и не обработанное должным образом, они нарушают и эту заповедь, которую обязаны соблюдать все народы мира.

Для евреев Тора регламентирует целый свод законов, относящихся к питанию. Запрещено употреблять некоторые виды мяса, например, свинину или крольчатину, из птицы разрешена только домашняя. Строго запрещена смесь из мясных и молочных продуктов – блюда подаются раздельно. Существуют особые правила и для молочных продуктов, выпечки и растительной пищи – овощи и зелень требуют определённой проверки на насекомых. Особое внимание уделяется забою – он должен происходить максимально безболезненным для животного образом.

Главный исполнительный директор Раменского мясокомбината, директор кошерного производства и компании «Эльйон» Роман Баер рассказал нам о разнице между кошерным и некошерным видами забоя.

Говоря об обыкновенных, промышленных способах забоя, первым делом надо отметить то, что их основная цель – не умертвить, а максимально обездвижить животное. Будь то удар электрическим током или молотком в лобовую кость, обездвиживание углекислым газом или перелом шеи под прессом. Каждый из этих методов рассчитывается на средний вес животного. Поэтому, если электрический удар недостаточно сильный, контакты смещены или бык слишком крупный – он не гибнет, а лишь теряет сознание. Периферическая нервная система умирает, но центральный мозг остаётся жив. Животное обездвижено, но всё чувствует. С птицами такое происходит чаще – спустя какое-то время после электрического удара, она может очнуться и побежать.

Обездвиживание углекислым газом даже косвенно не подразумевает смерть: после того, как на линии забоя у животного перережут трахею и основные вены, сердце должно продолжать биться для того, чтобы выгонять кровь. Молоток в корне противоречит заповеди не причинять животным страдания. Жертву загоняют в специальный бокс, достаточно узкий, что изначально вызывает у него стресс. Кроме того, бык видит, как к нему приближается молоток и чувствует – что-то не то. Роман Баер лично присутствовал на такой бойне и видел, как бык оказавшийся слишком крупным, не погиб, попытался встать и его пришлось добивать, вытащив из бокса. Несложно представить, какой ужас испытала жертва.

Скотина однозначно испытывает стресс – в кровь выбрасывается адреналин, инсулин, что сказывается на вкусе, качестве мяса и оказывает влияние на самого человека, который его ест. Употребление такого мяса сродни сознательному добавлению в свой рацион ненужных, вредных гормонов. Здесь стоит отметить важную деталь: понятие «смерть» у животных отсутствует, как таковое. Всё, что оно испытывает перед тем, как уйти в другой мир – инстинктивный страх, и в случае обычного забоя – боль.

В современном мире постоянно говорят о толерантности к другим людям и гуманном отношении к животным. Двойные стандарты в некоторых странах задели и еврейскую общину. В Норвегии, Дании и Швеции запретили ритуальный забой, признав его «негуманным». Почему? Электрический ток, углекислый газ – современно, быстро и чисто. Молоток – ещё и дёшево. Кошерный забой требует больше времени и крови. Только вникать в саму суть процесса, разбираться в вопросе с целью осознания того факта, что шхита – лучший, если так можно выразиться, с точки зрения гуманного отношения к животным, способ никто не собирается.

Как происходит кошерный забой?

Шойхетом может стать не каждый даже живущий по Торе еврей. На его плечах лежит огромная ответственность не только перед Всевышним, но и перед покупателями мяса, полагающимся на знак кашрута. Продолжительная учёба заканчивается сложным экзаменом, включающим в себя как теоретические вопросы, так и практическую часть. Перед каждым забоем Шойхет идёт в микву, очищая себя от ритуальной нечистоты, молится. И только потом, с правильной каваной (намерением), в полном спокойствии и осознанием того, что он совершает не просто убийство, а даёт животному шанс исполнить волю Всевышнего, берёт в руки нож. Нож в свою очередь настолько острый, а Шойхет действует так быстро, что животное не только не чувствует боли, но даже не успевает понять, что происходит. Ножи для шхиты изготовляют из специального металла, который можно затачивать до невероятно тонких размеров – место соприкосновения с шеей животного минимально, и оно испытывает лишний стресс, а в кровь и, соответственно, в мясо не попадают лишние гормоны. По закону шойхет прячет нож и подходит сбоку. Время процесса сведено к минимуму. Нож – широкий и плоский, сантиметров 60 в длину, 10 сантиметров в ширину, заострён только с нижнего края. Шойхет ржет только за счёт веса самого ножа, в противном случае забой считается некошерным, запрещая мясо в пищу. За одно-два движения ножа, шохет перерезает шею в том месте, где сконцентрированы все крупные нервные окончания и веды и доходит до позвоночника. Сердце начинает работать сильнее и выгонять кровь из вен.

Мозг млекопитающих животных снабжается кровью через сосуды, расположенные у основания шеи. Вены, питающие мозг, во время шхиты перерезаются, кровяное давление падает – сосуды выбрасывают кровь из головы, животное засыпает от недостатка кислорода и только потом умирает.

Интересный момент. У разрешенных в пищу млекопитающих при шхите кровь перестает поступать в мозг как из передних, так и из задних аорт, так как они… соединяются с передним. Если предположить, что некто попробует сделать шхиту некошерному животному, это окажется невозможным даже с чисто практической точки зрения: нож перережет только передние аорты, оставив задние нетронутыми, которые продолжат снабжать мозг кровью и кислородом, оставляя животное в сознании.

Изначально бык, баран или другой зверь попадает в широкий чистый бокс, тщательно вымытый после предыдущего забоя. Исследования, проводимые в XX веке, открыли любопытный факт. Жвачные животные перестают жевать, только если чувствуют опасность. Перед шхитой они продолжают жевать, как ни в чём не бывало, что ещё раз подтверждает отсутствие при кошерном забое дополнительных источников стресса.

«Любой забой – не выращивание цветов. И всё-таки из всех возможных – именно кошерный забой – самый быстрый, безболезненный и гуманный», – говорит Роман Баер.

Здесь следует упомянуть халяльный забой, который бывает двух видов. В первом случае, облегчённом и более дешёвом, встречающемся в России, животное сначала обездвиживают электрическим током, а уже затем начинают резать. Во втором, резник, как и шойхет, лично ведёт процесс забоя. Тем не менее, к халяльному мясу требований намного меньше. Только поставщики кошерного мяса дают 100% гарантию того, что к разделке приступили после смерти животного.

Обычные резники, в свою очередь, для своего удобства разрезает сначала пищевод, а затем уже шею, чтобы сделать сток крови из шеи. Так что домашнее мясо можно оставить без комментариев.

Второй этап шхиты – тщательная проверка мяса. Главная идея проверки – выяснить, могло ли животное прожить без посторонней помощи хотя бы один год. Если в лёгком или в желудке находят отверстие или бляшки, которые невозможно удалить, считается, что животного до забоя не было живым, и мясо получает статус некошерного. Если спаек на лёгких нет или они легко отслаиваются (в ашкеназских общинах), не оставляя после себя дырочек, мясо получает статус – глат кошер. На этом процесс не заканчивается – мясо необходимо обескровить.

Итак, заключительный этап: обескровливание.

«Ибо кровь — это душа, и не ешьте души вместе с плотью»[6].

Писание не разрешило нам есть кровь, так как в ней находится душа забитого животного: мы имеем право вкушать лишь плоть скотины. Кровь человека также связана с его душой, как сказано в Торе «…кровь есть душа»[7]. Тот, кто употребляет мясо с кровью, добавляет в себя часть сущности мёртвого, питает свою животную душу и без того ежедневно пытающуюся одержать победу над душой Б-жественной. Из мяса удаляют, во-первых, крупные сосуды, в которых могут образоваться сгустки крови – никур; во вторых, лимфатическая система, и окружающий её жир. Дальнейшее высаливание позволяет избавить мясо от оставшейся крови – соль создаёт поверхностное натяжение и вытягивает жидкость.

Обескровленное мясо выглядит светлее обычного, оно немного жёстче. Но по всем остальным параметрам, включая и научную точку зрения, оно выигрывает. Кровь – прекрасная микрофлора для бактерий, в ней же и концентрируются гормоны, включая всем известный адреналин. Даже с научной точки зрения употребление мяса с кровью может в какой-то степени сказаться на поведении и самочувствии человека. Экшер на упаковке гарантирует высокое качество, отсутствие инфекции и принесёт организму только пользу. Именно о таком мясе, дарующем удовольствие и душе, и телу, говорится в Торе.

Нельзя обойти стороной и духовный аспект шхиты. Выдающийся каббалист Моше Кордоверо, писал, что человек может поднимать животное выше и выше. Что он имел в виду? Живущий по заповедям Творца, исполняющий его волю, приближается ко Всевышниму, постоянно поднимаясь на более высокий духовный уровень. Животные такой возможности лишены: Творец создал их для других целей, одна из которых – помогать нам в служении Ему. Произнося над кусочком мяса благословение и съедая его, мы наполняем себя силами, которые можем потратить на выполнение заповедей. Выходит что животное – безусловно, убитое кошерным образом, которым не причинили страдания, запрещённые Торой, привносит в наш мир святость и становится частичкой Всевышнего. Оно из примитивного создания превращается в исполненную мицву. Сюда же можно было бы отнести пример не только с едой, но и, например с тфилином – кошерное животное стало вещью, помогающей исполнять важную заповедь.

Творец пожелал скрыть себя из нашего мира, облачившись, говоря языком хасидута в “нечистые клипот”. Для того, чтобы мы, люди, могли раскрыть эту, так называемую оболочку и добавить окружающим нас предметы святость. Осознанный подход к неотъемлемой части нашей жизни – к питанию, один из самых доступных для нас способов исполнять Его волю.

Примечания

[1]  Берешит 9-4
[2]  Берешит 1:29-30
[3]  Там же 9:3
[4]  Берешит, 9-3
[5]  Иерусалимский Талмуд, Кидушин 4, 12
[6]  Дварим, 12
[7]  Дварим 12:23

Автор: Штерна Сара Белькина


Для информации

Московские некошерные рестораны и кафе, в которых вы можете заказать еду из кошерного мяса.

1. Одесса-мама на Киевской, Украинский бульвар, дом 7
2. Одесса-мама на Чистых прудах, Кривоколенный переулок, дом 10, строение 5
3. Зоар Кафе, Мясницкая, дом 13/11