Есть ли в Торе универсальные уроки траура?

В Торе есть вопросы, относящиеся к категории «сотворения оседлого мира». Эти материи существовали до дарования Торы, а значит, и до того, как существовало разделение между Израилем и другими народами. Понятно, что эти вопросы относятся и к Бней Ноах [Потомкам Ноя, то есть к неевреям], даже несмотря на то, что о них не говорится открыто в той части Торы, которая говорит о семи законах Ноаха.

Объяснение и доказательство этому

Если субъект понят и логически интуитивен разуму Бней Ноаха, о котором Мишна также говорит: «Человек драгоценен, ибо он создан по образу Б-га»… , то это признак того, что субъект имеет связи с ними, особенно если это относится к категории «создания оседлого мира».

Пример для этого

В связи с темой смерти в законах траура Торы Рамбам пишет: «Любой, кто не оплакивает, как повелели мудрецы, жесток [т.е. бесчувственный]», а с другой стороны, «человек не должен слишком долго страдать из-за покойного, ибо таков уклад мира, и тот, кто скорбит больше, чем положено, — глупец. Так как человек должен действовать? Три дня для плача; семь [т.е. еще четыре] для траура [и продолжения приема тех, кто приходит, чтобы сказать слова утешения]; тридцать дней [всего] до стрижки и т. д.; вплоть до тех аспектов траура, которые продолжаются двенадцать месяцев [которые в основном предназначены для тех, кто потерял родителя, упаси Б-г]. Но впоследствии Б-г сделал [человеческой] природой, чтобы «умершие были забыты сердцем» [имеется в виду, что боль тяжелой утраты рассеивается и исчезает].

Поэтому, поскольку эти дела связаны с устройством мира и его «урегулированием», запрет не быть глупцом и слишком много печалиться – логично, что они распространяются и на Бней Ноах.

Теперь мы подошли к величию в смерти неевреев, и в предисловии

Первая и главная заповедь Бней Ноах – это отрицание служения идолам и вера в Творца мира и его Руководство, включающая в себя веру в Его справедливость и праведность. Поэтому, когда кто-то видит несчастные случаи в мире, которые пробуждают сомнения в этой вере в то, что Б-г и Его суд справедливы, нам нужно объяснить и эти вещи так, чтобы это было понятно Бней Ноах.

В соответствии с этим возникает простой вопрос (также для ноахидов) относительно смерти

После того, как Б-г сотворил людей – и тем более, поскольку «Человек драгоценен, потому что он создан по образу Б-га» – как мог Б-г вызвать действие, противоречащее творению человека (т.е. смерть)?
Тем более, что вообще смерть началась в результате греха Древа Познания – греха, случившегося до дарования Торы, – а ведь этот грех стал причиной смерти всех людей (кроме тех немногих, кто вошёл в Небесный Рай живыми) до скончания всех поколений [до грядущего мира], включая тех, которые умерли только в результате «совета змея» [ибо они никогда не грешили].

Следовательно, в Торе Истины также должен быть ответ на вопрос о ноахидах. И это то, что все нисхождения — а нисхождение с любого уровня рассматривается как тип «смерти» и даже сама смерть — имеют конечную цель восхождения.

В течение своей жизни на этой земле Бней Ноах выполняют свое предназначение через свои семь заповедей, как в отношении самих себя, так и в своем влиянии на окружающих. (Эти семь законов являются не только их заповедями, но и заставляют мир «успокоиться», и поэтому настолько важны, что Б-г повелел евреям в Торе повлиять на все народы, чтобы они их соблюдали.)

Ноахиды работают, чтобы выполнить свою работу до конца – каждый в меру своих возможностей – но они должны использовать эту возможность по максимуму, до конца своей миссии на этой земле, когда истечет их время. Согласно правилу, что «Б-г не удерживает награду ни за какое творение», и особенно награду человека, который «создан по образу Б-га», понятно и очевидно, что они получают за это [усилия] великую награду. Поэтому нисхождение смерти служит цели восхождения.

Беседа Любавичского Ребе, раввина Менахема М. Шнеерсона.

Источник: https://asknoah.org