Душа и тело. Истоки конфликта 

Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа стремится к духовным наслаждениям, тело заботится о еде и сне. Для тела душа – это источник постоянных неприятностей, помех; это совесть, которая стремится обуздать его прихоти, его поведение.

Слова “тело” и “душа” мы постоянно используем в различных контекстах. Однако, знаем ли мы, что они означают в действительности? Какова природа души? Какова природа ее взаимоотношений с телом?

Между телом и душой происходит постоянная, непрерывная борьба. Да и вообще, внутренние конфликты возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным “я” и потребностью в возвышенном. Чем же объяснить эту борьбу?

Суть этой дихотомии коренится в истории создания человека: Творец создал тело и душу раздельно, в два этапа. На первом этапе Он собрал с земли прах, на втором – вдохнул в него душу, дух жизни (“Брейшит”, 2:7). Таким образом, человек стал симбиозом тела и души, и поначалу они были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для реализации замысла и воли Творца. Поэтому Адам и Ева “не стыдились” своей наготы (“Брейшит”, 2:25) ибо она была такой же естественной, как нагота новорожденного.

Однако первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое “я”, оторванное от воли и намерений Творца. Глаза Адама и Евы раскрылись – они стали иначе смотреть на мир и почувствовали стыд из-за своей наготы («Брейшит», 3:7). Они решили, что их отношения отличаются от предусмотренных Б-жьим замыслом. Одна человеческая сущность раскололась на две – на земные и духовные желания. С этого момента наша задача восстановить гармонию между телом и душой.

Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям-близнецам Яакову и Эсaву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был мирным человеком, духовной личностью. Эcaв – воин, “человек поля”. Тело –  это воин внутри нас, агрессивная сила. В земном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.

И все же этот раскол сохраняется. Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа стремится к духовным наслаждениям, тело заботится о еде и сне. Для Тела душа –  это источник постоянных неприятностей, помех; это совесть, которая стремится обуздать его прихоти, его поведение.

Чем же объяснить то, что Творец создал предпосылки для подобного конфликта? По-видимому, тем, что душа нуждается в испытании своих сил, а тело –  в совершенствовании, и напряженность между ними способствует тому и другому. В конце концов, тело и душа должны понять, что они сильнее тогда, когда действуют вместе, а не наперекор друг другу. Именно настойчивость тела обеспечивает душе творческие способности, а руководство души побуждает тело сосредоточить свою силу на добрых делах. Стремительная река обладает определенным напором. Когда реку перегораживают плотиной, ее укрощенная энергия концентрируется и возрастает многократно.

Из беседы Любавичского Ребе