Достижение стабильного душевного здоровья.

bg+Субъективность нашего взгляда на реальность приводит к искаженному её видению и к принятию ошибочных решений. А как же на самом деле выглядит эта реальность?

В этой книге рабби Гинзбург разрабатывает каббалистический подход к психологии, который в состоянии дать как далеким от психологии людям, так и любителям психологии и профессиональным психологам, новое и более глубокое понимание души человека. На базе этого понимания появляются новые и неожиданные возможности решения психологических проблем. Книга способна помочь людям вернуть радость жизни.

Процесс самопознания

Западная секулярная культура на протяжении всей своей истории видела в самопознании цель, достойную быть смыслом жизни. В противоположность ей, Тора формулирует в качестве одного из главных принципов, которым следует руководствоваться, фразу из поучений мудрецов “знай, перед Кем ты стоишь”. Так, своего рода завещанием царя Давида было наставление, обращенное к его сыну Шломо: “Познавай Б-га своего отца и служи ему всем сердцем и с желанием души”.

Согласно Высшему Плану, выраженному в Торе, смыслом че­ловеческой жизни является процесс познания Всевышнего, то есть человек должен постоянно осознавать присутствие Всевышнего во всём. Именно это, а не восприятие себя центром реальности, должно наполнять разум человека.

Однако для того, чтобы действительно познавать В-евыш­него, надо вначале узнать себя. Человеческий ограниченный разум не способен напрямую познавать Всевышнего, который не имеет ограничений, и единственное, на что мы способ­ны – это узнавать его через себя, ощущая Б-жественность, которая отражена в нас. Будучи созданным “по Его образу и подобию”, каждый из нас – зеркало, при помощи которого можно постигать Всевышнего; как сказано, “из плоти своей узрю Б-га”. Задача, возложенная на человека – выявить Б-жественность, скрытую в нем самом. И хотя выполнить эту задачу непросто, если человек ее все-таки осуществит, он настроится на самую возвышенную часть собственной личности и прислушается к ней, в результате чего приоб­ретает способность заметить Божественность, разлитую во всем, что сотворено, и почувствовать, в чем именно состоит задача, возложенная на него лично в главном и высшем плане мироздания.

Наши мудрецы объясняли, что Всевышний сотворил мир, в котором мы живем, для того, чтобы “создать себе обитель в нижних мирах”.

Если сравнивать миры по тому, насколько в них видно присутствие Всевышнего, наш материальный мир занимает наиболее низкую позицию в величественной иерархии комплексов существования (духовных и физического), или, говоря языком Каббалы, “миров”, каждому из которых присуща определенная степень заложенного в его строении восприятия присутствия Всевышнего, Создателя мира. Наш мир самый низкий, поскольку сам по себе он не дает увидеть, что его кто-то создал. Природа настолько безупречно скрывает Б-жественную силу, постоянно создающую мир и поддерживающую его существование, что оставляет человеку возможность родиться, прожить жизнь и умереть, ни разу не заметив, что есть Б-г.

Но именно в этом мире, в котором Б-г так надежно сокрыт, Он пожелал иметь свою “обитель”. Именно здесь, где все выглядит отрицающим Его существование, Всевышний хочет, чтобы каждый из нас осознавал Его реальность и выстраивал с Ним систему взаимоотношений. В этом его желании кроется причина, по которой Он сделал мир именно таким, каким мы его знаем, и цель, ради которой каждая душа спускается в физический мир и облачается в предназначенное ей тело. У каждого человека есть его личная задача, которую он должен выполнить ради достижения мирозданием своего предназначения. Единственный способ для каждого из нас понять, какова его роль в Высшем Плане, состоит в том, чтобы концентрироваться и связывать себя с той частью Б-жественности, которая находится в нас. Только в этом смысле, и единственно для этой цели, мы должны “познавать себя”.

Но у большинства из нас эта Б-жественность, наша Б-жественная Душа, настолько скрыта под многими слоями обыденного сознания, что мы можем потерять надежду когда-либо ее выявить. В таком случае встает вопрос – что надо делать для того, чтобы познакомиться со своей внутренней Б-жественной сущностью, посредством которой можно познать Б-га?

В нахождении пути к своей Б-жественной Душе состоит основная задача и смысл существования каббалистической психотерапии и в этом ее основное отличие от конвенцио­нальной психотерапии.

Процесс познания Всевышнего

Конвенциональная психология исследует два состояния человеческой психики, сознательное и подсознательное. (С точки зрения Каббалы, оба эти состояния являются всего лишь двумя проявлениями души, которую она называет “животной”, или “оживляющей” душой. Каббала разъясняет, что, кроме животной, у человека имеется еще “Б-жественная” Душа, которая неизмеримо выше “животной” и качественно от нее отличается).

В обоих состояниях, исследуемых конвенциональной психо­логией, сознательном и подсознательном, душа естествен­ным образом сосредоточена на себе.

Конвенциональная психология совершенно не принимает в расчет знания о существовании Всевышнего, и если не отрицает того, что Он есть, то полностью игнорирует влияние Б-га, как активного и определяющего фактора, на душевное здоровье. Как следствие, она также не считается с наличием Б-жественной Души, как отдельной более высокой по сравнению с оживляющей душой сущности, стоящей гораздо выше нормативного человеческого сознания, с которым она знакома и которое является предметом ее исследования и забот.

Тут рассуждения конвенциональной психологии становятся уязвимыми – человек, тонущий в зыбучих песках, должен держаться за кого-то или за что-то, стоящее на твердой почве, чтобы спастись. Точно так же человек, угнетенный проблемами или страхами, должен прибегнуть к помощи кого-то или чего-то, стоящего выше проблем и страхов. Мудрецы Талмуда выразили эту несомненную истину словами: “Узник не может освободить сам себя из тюрьмы”. Однако все, что конвенциональная психология может предложить страдающей душе, – это руку помощи, протянутую другим чело­веческим существом, или вторжение в скрытые аспекты человеческой личности, находящиеся внутри сознания пациента. Это может принести временное облегчение, но не излечение, поскольку все мы подвержены человеческой слабости, все мы узники одной “тюрьмы”. И поскольку мы действительно находимся вместе в одной лодке, кто бросит нам спасительную веревку?

Несмотря на то, что в области конвенциональной психо­логии достигнуты чрезвычайно впечатляющие успехи, по своей природе она не способна коснуться основных загадок человеческого существования, лежащих в основе большин­ства психологических проблем, и, разумеется, не способна разрешить их. В конце концов, она является производной все того же ограниченного человеческого разума, который она стремится понять и излечить. Парадокс, содержащийся в том, что предмет изучения идентичен инструменту, при помощи которого его изучают, привел к появлению широко­го спектра противоречащих друг другу взглядов и теорий в современной конвенциональной психологии.

В осознании нами Б-жествености внутри нас, Каббала видит ключ к избавлению от разрушительных эмоций, стремящихся овладеть нами и подчинить своей власти. Постоянное и повсеместное присутствие Всевышнего оз­начает, что в какую бы бездну, по нашему мнению, мы ни упали, Всевышний остается с нами, как сказано: “Поднимусь ли в Небеса – там Ты, спущусь ли в преисподнюю – и вот Ты!”. Всевышний, постоянно пребывая с нами, бросает нам веревку, ухватившись за которую можно найти верную дорогу и выбраться из любой пропасти. Становясь более восприимчивыми к Б-жественности, которая внутри нас, мы сможем всё сильнее и сильнее чувствовать, что Б-г на­ходится во всем, и научимся быстрее избавляться от забот, тянущих нас вниз.

Поскольку конвенциональная психология не дает такой сильной защиты, как еврейское религиозное мировоз­зрение, она также не может дать опоры, которая позволит человеку бесстрашно принять объективную правду о себе.

(Вместе с тем важно подчеркнуть, что все, сказанное о конвенциональной психологии, сказано совсем не для того, чтобы принизить ее успехи в понимании человеческой души и помощи нуждающимся в ней людям. При этом следует понимать, что еврейское мировоззрение относится положительно к светским наукам и их достижениям до тех пор, пока они в своих исследованиях стремятся дополнить и обогатить мудрость Торы, а не подорвать её авторитет или занять ее место абсолютной истины. Более того, мудрость Торы способна различить между верным и ошибочным в научном исследовании и увязать все верное с тем, что ему соответствует в воззрении Торы).

Глава из книги “Превращая тьму в свет”

Автор: Р. Ицхак Гинзбург