Человеческая жизнь имеет значение

 

Путями мира и согласия

Раббан Шимон бен Гамлиэль: «Три высшие добродетели лежат в основе человеческой цивилизации: правосудие, справедливость и принципы мира и добрососедских отношений (даркей-шалом). Как сказано Зхарья [18:16]: «Честно и справедливо судите ради мира в ваших вратах». Пиркей Авот [1:18].

«Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит». Булат Окуджава.

Совсем недавно мы заново получили Тору во время праздника Шавуот. Тогда мы как будто заново пережили событие, которое можно считать центральным во всей мировой цивилизации – Дарование Торы на горе Синай. И одновременно с праздником Шавуот закончился первый цикл изучения сборника «Поучения Отцов» [Пиркей Авот], а также трактата «Сота». Причем все эти процессы внутренне связаны между собой, и объединяет их главное событие праздника Шавуота – Дарование Торы.

И хотя Тора была дарована еврейскому народу, однако то, что произошло более трех тысяч лет назад на горе Синай, стало откровением и для всего человечества. А так называемые «Семь заповедей Сынов Ноя» [1], которые мы получили вместе с Торой, легли в основу общечеловеческой морали. Эти Семь заповедей, которые носят запретительный характер, связаны с основными духовными ценностями: ценностью человеческой жизни, неприкосновенностью чужого имущества, семейными ценностями, а все это, в свою очередь, основывается на вере в единого Творца.

Кратко об этом сказано в сборнике «Поучения Отцов» [Пиркей Авот], где приводятся слов раббана Шимона бен Гамлиэль [1:18]: «Три высшие добродетели лежат в основе человеческой цивилизации: правосудие (дин), справедливость (эмет) и принципы мира и добрососедских отношений (даркей-шалом)». А что бывает, когда общество пренебрегает этими ценностями, описано в другом нашем источнике – трактате «Сота» из Вавилонского Талмуда [2].

Там в конце трактата описывается духовная деградация и падение нравов в древней Иудее в эпоху, предшествующую разрушению Второго храма (I-й век). А потом мудрецы переходят к описанию «конца времен» – нашего времени,эпохи, предшествующей приходу Мошиаха, которая во многих своих чертах напоминает период разрушения Второго храма.

Талмуд, устами мудрецов, утверждает, что в конце времен наступит полное забвение общечеловеческих ценностей и норм морали, основанных на Торе. Исчезнет преемственность поколений, когда молодежь перестанет слушаться старших, дети с презрением будут относиться к родителям. Тогда же массовый отказ от семейных ценностей приведет к ситуации, когда члены семьи станут врагами, а власть имущие в своих действиях перестанут руководствоваться соображениями веры и традиции. Начнется общее падение нравов, а вместе с ним и общий экономический кризис. Талмуд завершает описание облика того поколение, сравнивая его с собакой: презрением к духовным ценностям и отсутствием авторитетов.

«Я не могу дышать» – слоган, получивший популярность во врем акция протеста.

Глоток свободы

«Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром». Теилим [29:11].

Именно это мы наблюдаем сегодня повсюду в мире. Но особенно символично, что как раз с праздником Дарования Торы и Семи заповедей «Бней Ноах» (а также с описанием этих событий в трактате «Сота», который мы изучали именно в эти дни), совпали по времени эпидемия и массовые беспорядки в США. Как будто слова мудрецов на наших глазах ожили и воплотились в реальные события. Не успела власти США взять под контроль ситуацию с эпидемией коронавируса, как новая напасть: начались беспорядки, которые охватили большинство крупных городов Америки.

Ведущая держава мира, которая претендует на роль лидера мировой цивилизации и пытается навязать всему миру свою систему ценностей и свои порядки, оказалась поражена вирусом расовой нетерпимости и показала неспособность справиться со своими внутренними проблемами.

А все началось с нарушения целого ряда заповедей Бней Ноах, когда вначале афроамериканец (бывший охранник, имевший ряд судимостей) расплатился в магазине фальшивой купюрой (впрочем, он мог об этом и не догадываться). Потом полицейский во время задержания, превысив свои полномочия, совершил действия, угрожающие жизни и здоровью: длительное время (около 8 минут – до приезда скорой) прижимал коленом его шею к мостовой, что в результате и привело к летальному исходу [3]. Окружающие (в том числе, его коллеги – другие полицейские) не стали вмешиваться, хотя обязаны были это сделать (правда, некоторые из присутствующих активно протестовали). После этого начались мирные протесты, которые быстро переросли в массовые уличные беспорядки, погромы и мародерство.

Все перечисленное как нельзя лучше (точнее, хуже) характеризует нравы современного американского общества: незаконные и антигуманные действия самого полицейского (фактически, хладнокровное убийство), последовавшие за этим «мирные протесты», связанные с нарушением закона и порядка [4], и отсутствие справедливого суда (на данный момент). Все это является нарушением тех самых «Семи заповедей сынов Ноя» [Ноев Кодекс], которые мы получили на горе Синай вместе с Торой.

Но не будем забывать, что по мнению наших Учителей (и прежде всего, Седьмого Любавичского Ребе) нам выпало жить в Мессианскую эру. И все испытания последнего времени лишний раз свидетельствует о том, что мы живем в эпоху, когда все громче слышны «шаги Мошиаха» (иквей-ди-мшиха). И мы верим, что в самое скорое время удостоимся «получить обновленную Тору» из уст нашего Избавителя – скоро, уже в эти дни!

Человеческая жизнь имеет значение. Human lives matter.

«Ибо так сказал Господь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить. Я – Господь, и нет иного». Ишайя [45:18].

Тора является полноправным «Хозяином» (балабос) в этом мире, и все что происходит вокруг нас, неразрывно связано с содержанием недельной главы и событиями еврейского календаря. Надо лишь уметь разглядеть и понять эту связь, чтобы руководствоваться ей в повседневной жизни и своем служении Творцу.

В свое время Ребе принял на аудиенцию мэра Нью-Йорка (афроамериканца), и во время их встречи заявил:

«Я мечтаю о том дне, когда люди перестанут обращать внимание на цвет кожи. Ведь все люди сотворены одним Творцом, и ради одной общей цели: стремиться к добру и вершить добро в своей семье и в окружающем нас мире»

Герой нашего времени по-американски или Старый добрый суд Линча

«Кто прольет кровь человека – того кровь прольется человеком: ибо по образу Б-жьему создал Он человека». Тора, Берейшит или Бытие [9:6].

Недавно весь мир мог наблюдать, как самая мощная держава мира встала на колени и униженно просила прощения у своих чернокожих сограждан. А потом вся Америка торжественно прощалась с одним из лучших своих сынов, и как прощалась! Так не хоронят даже президентов: золоченый гроб, сотни тысяч скорбящих и рыдающих, тысячи коленопреклоненных просят прощения у всего черного населения страны. Мэр Миннеаполиса (где и случилась трагедия), уцепившись руками за гроб, льет крокодиловы слезы.

Плачет навзрыд бывшая жена убиенного, которая последний раз видела своего мужа 6 лет назад, когда он бросил её с трёхмесячной дочкой. Денег на дочь за эти годы он не послал бывшей жене ни разу, но несчастная вдова уже неделю кричит о том, что осталась без кормильца, а посему сердобольные американцы собрали ей с миру по нитке 2 000 0000 долларов. Массачусетский университет учредил стипендию имени Джорджа Флойда. Умел ли сей ученый муж хотя бы читать, мы так и не узнаем, но скорее всего – нет. По крайней мере, в тюрьмах, где он провел большую часть своей сознательной жизни (6 ходок), этому не учат.

Правда же заключается в том, что жертва полицейского произвола – невинно убиенный раб Б-жий Флойд был законченным негодяем, бандитом и рецидивистом, и имел серьезные проблемы как с американской Фемидой, так и с законами и заповедями Торы. «Мученик» Флойд сидел за грабежи [Заповедь 5], за распространение наркотиков, за вооружённые разбои [Заповедь 5] (в последний раз, держа своей ручищей за горло беременную женщину и приставив дуло пистолета к её животу, он требовал денег). После пошел на сделку со следствием, сдал всех своих подельников, чем на несколько лет сократил себе срок заключения. При вскрытии его тела, в крови обнаружили коктейль из наркотиков и алкоголя. А пытались его задержать за то, что он расплатился фальшивой купюрой.

Знакомитесь: это новый национальный герой Америки 21-го века!

Тело жулика и бандита Флойда с великими почестями было предано земле, но дело его живет: массовые грабежи и насилие (исключительно в знак протеста, а также из уважения и скорби по Джорджу), захлестнули демократическую Америку. Итог: убито 89 полицейских [Заповедь 3], жестоко изнасилована 17– летняя девочка [Заповедь 4], сожжены сотни полицейских и частных машин, разгромлены и разграблены сотни магазинов [Заповедь 5], свернуты шеи десяткам лебедей (белых -?), живущих в парках [Заповедь 6]. И при этом вся Америка стоит на коленях и просит у этой беснующейся толпы прощения. Но чего ни сделаешь ради победы на выборах, если ты демократ!

Все перечисленное – голая и неприкрытая правда. А истина заключается в том, что даже таких мерзавцев, как покойный Флойд, согласно законам Торы, нельзя линчевать без суда и следствия, а следует судить по закону [Заповедь 7]. И конечно, коп, который в течение 8 минут давил коленом на шею задержанного (что в конечном итоге и привело к его смерти) [Заповедь 3 и 7], не меньший негодяй и преступник. Но если уж доведется обществу отправлять таких, как Флойд, на тот свет, то лучше делать это законным путем – по приговору суда [Заповедь 7], а не «судом Линча» с помощью колена полицейского [Заповедь 3].

Американский майдан – бессмысленный и беспощадный

«Рабби Ханина (заместитель Первосвященника) говорил: «Молись о благополучии властей – ведь если бы не страх наказания, люди бы друг друга пожрали живьем». «Пиркей Авот [3:2].

Отдельного разговора заслуживает общественная реакции на это событие, которая вылилась в массовые погромы и уличные беспорядки. В ответ власти применили силу, ввели подразделения нацгвардии и бронетехнику. Все это уже нельзя объяснить одним лишь «убийством негра». По сути, мы наблюдаем системный кризис и закат американской цивилизации, а истинная причина этого кризиса – попрание и забвение библейских ценностей.

Конечно, подобные беспорядки для США не редкость (причем часто это было вызвано как раз похожими инцидентами полиции с чернокожими). Так же, как и беспричинные массовые расстрелы и побоища мирных граждан. Но здесь особый случай: протесты охватили всю Америку, и даже перекинулись на Европу. По большому счету, жестокое обращение с задержанным – всего лишь удобный повод. «Страх и ненависть» в США давно подспудно копились в течение длительного времени, расизм (причем обоюдный) вовсе никуда не исчез, а только затаился, чтобы проявиться в первый удобный момент. А любые такие массовые беспорядки – назови их «майдан», или «цветная революция», или «мирные протесты», являются коллективным грехом, поскольку ведут к нарушению Семи заповедей Бней Ноах (см. приложение), и прежде всего, седьмой заповеди: обязанности поддерживать закон и порядок в обществе (диним).

Человеческая жизнь имеет значение. Human lives matter

«Раббан Шимон бен Гамлиэль: «Три высшие добродетели лежат в основе человеческой цивилизации: правосудие, справедливость и принципы мира и добрососедских отношений (даркей-шалом). Как сказано Зхарья [18:16]: «Честно и справедливо судите ради мира в ваших вратах».  Пиркей Авот [1:18].

Но главное зло не в массовых протестах и беспорядках, а в непонимании сути происходящего. Почему-то те, кто так возмущаются сегодня «убийством негра» и выдвигают лозунг: «Жизнь черных имеет значение» – «Black lives matter», молчат, когда подобные трагедии происходят с представителями других наций и рас. Демонстранты утверждают, что жизнь черных имеет значение. А жизнь белых имеет значение? А жизнь полицейских, которые тоже погибают от рук черных бандитов? А жизнь китайца или жизнь еврея? Когда арабский террорист убивает еврейских детей – это имеет значение в глазах мировой общественной? А смерть 6.000.000 евреев во время Холокоста имеет значение? Кто-то встал по этому поводу на колени?

На примере этого инцидента мы видим, насколько западная мораль избирательна и субъективна, насколько она зависит от умонастроений отдельных граждан или социальных групп, а также от господствующей идеологии, навязанной СМИ всему обществу.

Только Тора – единственный универсальный источник общечеловеческой морали и ценностей, утверждает, что: «Human lives matter» – жизнь каждого человека имеет значение, как полицейского, так и любого рядового гражданина, независимо от его национальности и расовой принадлежности, поскольку в ее основе «Б-жий образ» (целем-элоким). А тот, кто лишает другого человека жизни (неважно, по каким соображениям) [5], совершает непростительный грех, как сказано (9:6): «Кто прольет кровь человека – того кровь прольется человеком: ибо по образу Б-жьему создал Он человека».

Поэтому те, кто тянут одеяло на себя, пытаясь представить это как исключительно расовую историю, которая касается только черного населения США, по сути, и есть расисты – по отношению к другим группам населения, в том числе т.н. «белому населению». Копы чаще убивают черных? Только по одной причине: черные в разы чаще фигурируют в криминальных сводках и чаще оказывают сопротивление полиции, чем все прочие американцы – и это факт.

Для нас же все произошедшее, прежде всего, является гуманитарной трагедией. Разберем еще раз, что произошло с точки зрения библейских ценностей. Полицейский (неважно, какого цвета кожи), который должен защищать закон и правопорядок, превысил свои полномочия при задержании, что привело к гибели гражданина США (неважно, какой национальности). Суть произошедшего: были грубо и публично (что является отягощающим обстоятельством с точки зрения Торы) нарушены, по крайней мере, две из семи Заповедей Ноева Кодекса – вот это и есть настоящая трагедия! Все остальное – частное дело родственников погибшего. И это, безусловно, хороший повод всему американскому обществу задуматься и пересмотреть некоторые своим принципы, а заодно и т.н. «ценности». И может быть, тогда прекратится всякое насилие, и наступит долгожданный мир, порядок и справедливость в обществе, как сказано (Зхарья, 18:16): «Честно и справедливо судите ради мира в ваших вратах» – с приходом нашего праведного Избавителя, который принесет постоянный мир (шалом) на нашу землю – скоро, уже в эти дни!

Вне закона

«…Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего, Я – Господь». Тора«Ваикра» или «И воззвал» [19:16].

Символично, что с точки зрения законов Торы, полицейский, который угрожал жизни задержанного, надавив ему на шею коленом, и пьяный Ефремов, севший за руль (еще до всякого ДТП) проходят по «одной статье»: «угроза жизни и здоровью другим людям» (дин-родеф). Мы уже писали, что любой человек (даже женщина или ребенок), который своими действиями (или бездействием) угрожает жизни и здоровью другого человека, по закону является «покушающимся на убийство» (дин-родеф), как сказано (19:16) «…Не стой на крови ближнего твоего, Я – Господь». Поэтому, согласно Торе, все время, пока от него исходит реальная угроза, его собственная жизнь находится как бы «вне закона». Это означает, что по закону Тору допустимо остановить такого человека (и этим спасти жизнь его потенциальной жертве, предотвратив возможное убийство) любыми доступными средствами, и даже ценой его собственной жизни.

Другими словами, в тот роковой день приятели (собутыльники) Ефремова должны были удержать его любыми способами от попытки сесть за руль. А коллеги полицейского должны были любым путем его остановить (вплоть до применения силы и оружия против него самого). И хотя в обоих случаях трагические последствия были не очевидны, однако там, где речь идет о жизни человека (пикуах-нефеш), в своих решениях мы исходим из наихудшего возможного сценария развития событий.

Приложение. Семь заповедей Сынов Ноя [Бней Ноах] или Ноев Кодекс

«Вот родословная Адама: в день сотворения Б-гом человека по подобию Б-жьему Он создал его». Тора, Берейши» или Бытие [5:1].

Данные Творцом семь Заповедей сынов Ноя [Бней Ноах] или Ноев Кодекс – является универсальным источником духовной жизни каждого человека, а также основой общечеловеческой морали и библейских ценностей. Вот их список:

1. Запрет поклонения идолам во всех его формах и запрет всего, что связано с верой в идолов и их культом (вера в единого Творца)

2. Запрет богохульства (мораль, как основа существования общества)

3. Запрет убийства и самоубийства (ценность человеческой жизни)

4. Запрет прелюбодеяния (ценность семейных отношений)

5. Запрет воровства (неприкосновенность чужой собственности)

6. Запрет употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного (запрет жесткого обращения с животными, экология)

7. Обязанность создать справедливую судебную систему (общество и человеческая цивилизация)

Но кроме вышеперечисленных семи заповедей [6], у каждого живущего есть еще обязанности: а) проявлять уважение и заботу к своим родителям и б) помогать, по мере возможностей, своему ближнему. А также существует общая обязанность для всего рода человеческого: поддерживать между собой добрососедские отношения (даркей-шалом) и общепринятые нормы поведения и общежития (дерех-эрец). Поскольку Господь Б-г сотворил этот мир ради созидания, чтобы существовал не просто человек, как отдельный индивид, а весь человеческий род «Сынов Адама» [Бней Адам], как человеческая цивилизация, как сказано Ишайя [45:18] «…не для пустоты Он сотворил землю, но для того, чтобы населить, Я – Господь, и нет иного». Поэтому всякий, кто не занимается созиданием, а нацелен на деструктивную деятельность, нарушает этим замысел Творца.

Бей белых! Ай-ай-ай, убили негра или А если бы все было наоборот?

А что если бы наоборот, черный коп убил белого человека? Удивительно, но подобный случай таки имел место, причем в том же Миннеаполисе, примерно в то же время, и относительно недавно (летом в 2017 году): черный полицейский (мусульманин, выходец из Сомали), прибывший по вызову службы 911, застрелил вызвавшую его белую женщину (40-летнюю австралийку). Просто расстрелял ее из патрульной машины без всяких видимых причин. Тогда массовых протестов это не вызвало (хотя в результате его все же осудили на 12 лет).

Примечания

1. Семь заповедь сынов Ноя [Бней Ноах] включают в себя семь запретов: 1. Запрет идолопоклонства: запрет служения чуждым б-гам и вера в единого Творца; 2. Запрет богохульства: почитание Творца; 3. Запрет предумышленного убийства: ценность человеческой жизни; 4. Запрет на кражи, грабежа и киднеппинга (кража людей): неприкосновенность чужого имущества; 5. Запрет прелюбодеяния (скотоложства, мужеложства, близкородственных связей и супружеской измены): ценность семейных отношений; 6. Запрет употребления в пищу «части от живого животного»: запрет жестокого обращения с живыми существами (включая людей); 7. Обязанность создать справедливую судебную систему, а частных граждан – соблюдать закон государства: приоритет Торы, как источника истины.

2. Трактат «о неверной жене» [Сота], относится к разделу Семейного права – «Женщины» (нашим), и в целом касается ситуации, когда жена уединилась с посторонним мужчиной, с которым муж ей запретил уединяться, как сказано Тора, Бемидбар [5:11-12]: «И Господь сказал Моше, говоря: «Говори сынам Израиля и скажи им: “Каждый, чья жена совратится и нарушит верность ему…»

3. Хотя формально в качестве причины смерти называется обострение хронических заболеваний.

4. Тот, кто участвует в уличных беспорядках и погромах, главным образом нарушает седьмую заповедь (обязанность соблюдать закон и порядок в обществе).

6. Единственный случай, когда это допустимо: ради спасения собственной жизни или жизни ближнего от рук потенциального убийцы (дин-родеф), или по приговору суда.

7. Традиция неслучайно подчеркивает, что число заповедей составляет семь (так же, как в еврейской традиции подчеркивается число 613) – это соответствует общему числу Б-жественных качеств (мидот) и аналогичных им качеств души в каждом человеке.

Автор раввин Довид Карпов