Библиотека Ноахида

Краткое описание книги “Библиотеки ноахида”

Теория и практика универсальной этики. Законы для потомков Ноя (Наоха)
Раввин доктор Довид Шимон Коуэн

Предисловие автора

В первой части данной книги пойдет речь о «теории универсальной этики», ранее опубликованной как монография «Перспективы Законов для потомков Ноаха — Универсальная Этика». Она вобрала в себя множество отдельных статей автора, часть из которых была опубликована, став результатом многолетней работы по освещению темы Семи Заповедей Всевышнего, как фундаментального этического завета, заключенного со всем человечеством в среде мировой общественности.

Вторая часть книги, в которой освящаются вопросы практического применения и исполнения Законов для потомков Ноаха, была также ранее издана в пилотном варианте, под названием Практика универсальной этики. Я удостоился особого благословения Свыше в том, что содержание этой части, ответственность за точность изложения в которой особенно высока, было одобрено одним из величайших экспертов в области Законов для потомков Ноаха, рабби Моше Вайнером, автором книги Семь Заповедей Всевышнего. Он же, в свою очередь, при написании своего труда опирался на помощь и рекомендации одного из величайших мудрецов современности, признанного авторитета в области нашей Традиции, рабби Залмана Нехемьи Голдберга. Слова одобрения и благословения рабби Вайнера также приведены в данной книге. Я искренне признателен за его бесценные советы.

В конце Введения вы сможете найти советы каким образом лучше изучать и использовать вторую часть книги в зависимости от персонального уровня каждого читателя.

 

Девяносто Законов
Раввин Моше Вайнер

Предисловие автора

Задача этой книги – разъяснить основы законодательства, соблюдение которого обязательно для каждого. Здесь будут перечислены 90 законов, восходящих к семи заповедям, возложенным Творцом на все человечество. Я не стремился разъяснить все детали соблюдения; целью было лишь обрисовать их в общих чертах и изложить принципы и идеи, связанные с их исполнением.
Законы пронумерованы согласно порядку их изложения и разделены на семь категорий, в соответствии с заповедями, на которых они основываются.

Я не хочу этим сказать, что имеется некое фиксированное число подобных законов. Не исключаю также, что некоторые аспекты заповедей не будут здесь освещены полностью, а разделение на отдельные законы можно осуществить иначе, придя к иному их перечислению.

Для облегчения восприятия текста в книге практически не приводятся ссылки на источники. Большую часть подобных ссылок можно найти в моей книге «Семь заповедей Всевышнего» (на иврите) – там приводится подробное обоснование каждого вывода на основании источников и их интерпретации. Здесь я буду приводить только ссылки на стихи Писания, а также на наиболее известные или особо значимые высказывания мудрецов Талмуда и законодателей Средневековья.

Я назвал эту книгу «Девяносто законов», а не «Девяносто заповедей», чтобы четко разграничить два понятия: заповедь и закон. Заповеди, возложенные на все человечество, содержатся в словах Торы. Однако многие детали их соблюдения не разъяснены непосредственно в тексте Писания, но выводятся из него логическим путем, в соответствии с правилами исследования и интерпретации, полученными нашим учителем Моше (Моисеем) на Синае и сохраненными в Устной Торе. Кроме того, хотя некоторые заповеди и содержатся непосредственно в тексте Торы, мудрецы предпочитают возводить их к той или иной из семи общечеловеческих заповедей, поэтому я назвал эту книгу «Девяносто законов». В ней пойдет речь о законах, которые следует соблюдать всем людям, независимо от того, приведены ли они прямо в тексте Торы или выводятся из нее с помощью правил, сохраненных в Торе Устной.

 

Семь врат праведности
Раввин Моше Вайнер и раввин доктор Михаэль Шульман

Предисловие автора

На страницах этой книги мы не будем давать комментариев и разъяснений к путям исполнения Семи Заповедей Потомков Ноаха – этой цели отвечает отдельная книга под названием «Семь Заповедей Всевышнего» («Божественный Кодекс»). Настоящая работа представляет собой описание путей нравственности, которые человеку следует избрать, исходя из здравого смысла, для того, чтобы, в конечном итоге, найти и раскрыть в самом себе «образ и подобие Бога», по которому он был создан, и также увидеть этот «образ» в другом человеке.

Вдохновением к этому труду послужила «Книга Знаний» («Сефер ѓа-мада») великого мудреца раби Моше Бен Маймона (1135–1204 г.н.э.), также известного как Маймонид или Рамбам. Эта работа является первой из числа четырнадцати томов его фундаментального труда Мишне Тора, который кодифицирует законы Устной Торы. В этой книге Рамбам объясняет пути Торы, ведущие к Истине и Знаниям, основанным на цельной вере. Поэтому основные положения настоящей книги взяты из возвышенных изречений Рамбама, а в некоторых случаях дополняют и разъясняют их, чтобы изложить эти объяснения специально для читателей из Народов Мира, желающих обрести качества праведности.

Знайте же, что невозможно уместить в границах книги все без исключения качества и существующие добродетели, а также все известные пути их достижения. Цель данного труда – познакомить читателя в общих чертах с истинными суждениями, касающимися поведения праведного человека.

 

Божественный кодекс
Раввин Моше Вайнер и раввин доктор Михаэль Шульман

Предисловие автора

Властелин вселенной приказал Адаму, первому человеку, в день, когда Он
его создал, как сказано (Берешит 2:16): «И дал Бог человеку (Адаму) шесть законов»:
1) запрет идолопоклонства;
2) запрет богохульства;
3) запрет убийства;
4) запрет прелюбодеяния;
5) запрет воровства;
6) установление справедливого суда и назначения судей.

К этим законам Творец добавил еще один закон, который Он дал Ноаху – не есть мясо от живого животного, как сказано, «И благословил Бог Ноаха, … только плоти при ее душе, ее крови не ешьте». Эти семь законов называются семь законов Бней Ноах («Сынов Ноаха», т.е. народов мира, неевреев).

Когда наш учитель Моше взошел на гору Синай, он получил от Бога всю Тору: Письменную Тору (Пятикнижие Моисеево) и Устную Тору с комментариями к ней. Устная Тора расширенно объясняет все заповеди, записанные в Пятикнижии в сжатом виде.

Бог снова передал Моше семь законов для Бней Ноах, но теперь уже в расширенном виде, с комментариями. Таким образом, всем народам мира было навсегда наказано Богом соблюдать семь законов, потому что так повелел Всевышний в Торе, сообщив нам через нашего учителя Моше о том, что потомки Ноаха ранее других получили наказ соблюдать их.

Эти семь законов построены по некоторым общим правилам и снабжены толкованиями, содержащимися в Устной Торе. Подобными толкованиями снабжены и 613 еврейских заповедей (на иврите «мицвот» мн.ч. от слова «мицва» – заповедь). Еврейские мудрецы и признанные раввинские авторитеты в каждом поколении обязаны разъяснять Тору еврейскому народу. Подобное этому они также обязаны разъяснять народам мира детали семи законов Бней Ноах. В случае толкования любой части Торы, как для евреев, так и для народов мира, можно полагаться исключительно на признанных еврейских раввинских авторитетов, поскольку они являются учениками более ранних мудрецов Торы, которые умели правильно разъяснять Устную Тору. (Рамбам называет мудрецов Талмуда «опорой Устной Торы»).

Кроме соблюдения семи законов Ноаха, со всеми особенностями, представителю народов мира предписано поступать в соответствии со здравым смыслом как в отношениях с Богом, так и в отношениях с людьми и обществом.

Даже в случае, если неевреям нет конкретного указания относительно степени здравого смысла, тем не менее, Бог тщательно следит и взвешивает поступки каждого. Существуют поступки, за которые человеку или обществу полагается наказание, поскольку они не допустимы для человеческого рода, даже если и не включены в число семи законов Бней Ноах.

Моральное поведение общества включено в заповедь о «судах» (на иврите «диним»), дарованную народам мира для установления судебной системы и назначения судей, которые будут пресекать неподобающее поведение и предостерегать общество от такого поведения. Бог следит за поведением каждого человека и судить его по его поступкам, даже если тот не находится под юрисдикцией того или иного суда, или если суд не может вершить правосудие над ним, или если суду не известно о его поступках.

Цель книги – представить толкование семи законов и других моральных обязательств, которые предписываются народам мира в свете постулатов и законов Торы; научить Бней Ноах следовать путями Творца, передать им знания о том, как получить награду от Всевышнего, каким образом повысить свой духовный уровень и стать «праведными представителями народов мира».

 

Служение сердцем. Дом молитвы для всех народов. Молитвенник
Раввин Моше Вайнер, раввин доктор Михаэль Шульман, раввин Ишая Гиссер, раввин Давид Альтман

Основной смысл семи общечеловеческих заповедей — исправление нашего мира, установление в нем истины, справедливости и порядка — между отдельными людьми, семьями, целыми народами. Как сказано: «Так сказал Господь Творец небес, Он Бог Создатель земли, сделал ее и подготовил — не для хаоса сотворил ее, а для заселения создал ее; Я Господь и нет никого больше». Более того — на личном уровне, если человек вглядится вглубь самого себя, эти семь заповедей потомков Ноаха позволяют каждому увидеть свою персональную миссию — то для чего его создал Всевышний? Ее поиск — сам по себе является благословением Всевышнего, а правильное поведение соединяет человека с его Творцом. Эта вера и осознание нуждаются в постоянном выражении. В этом и заключается обязательность молитвы.

Молитва — а это обязанность каждого верующего человека — постоянно напоминает ему о связи с Творцом. Главное в ней — просьба об удовлетворении насущных потребностей, духовных и материальных, начиная с самых элементарных. Духовные потребности — поиск ответов на насущные вопросы бытия: «Кто я?», «Для чего я существую?», «В чем состоит моя жизненная миссия, моя задача в этом мире?», «Как я ее выполняю?».

Материальные потребности — полное признание, что все находится во власти Небес, что Творец лично наблюдает за каждым элементом мироздания, насыщает всем необходимым всех, всегда, постоянно. Значимость молитвы в том, что она даёт человеку возможность самовыражения перед Богом, разговора с ним. Она делает отношения со Всемогущим теснее, откровеннее, буквально приближая их к внутренним ощущениям, делая их более правдивыми. Молитва укрепляет веру во Всевышнего, и она — наилучший способ для любого человека выполнить заповедь веры в Бога. Вера ведь не только в сердце, но и в постоянных мыслях, речи и действиях. Истинная вера выражается во всём на протяжении всей жизни человека. В принципе, верой надо жить. И молящийся не только выражает веру в Бога, изливая из сердца свои проблемы и нужды, но и благодарит его за всё хорошее, чем Он одарил нас. Более того, посредством молитвы человек передаёт себя в руки Всевышнего, и соединяется с Ним через слова, преданность и обращая к нему своё сердце.

Молитва — особое время медитации, размышлении о Боге, его величии, доброте и других Его качествах, каждый может идти смиренными путями, особенными путями Всевышнего.

Заказать книги можно через наш канал в  Telegram